Консультация для воспитателей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

 

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Графомоторный навык – это навык овладения письмом. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Занимаясь с детьми в детском саду, формируя и развивая у детей определенные знания, умения, навыки, педагоги так или иначе подготавливают дошкольников к школьному обучению.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
  • Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
  • Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

  • Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
  • Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
  • Графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения, это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

 

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

– пальчиковая гимнастика и логоритмика. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток, песенок. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук ребенка, делают их «послушными», «умными», и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию.

– самомассаж (разноцветными шариками, орехами, шестигранными карандашами, приборами Су-Джок терапии). Это улучшает кровоснабжение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Таким образом, массаж благоприятно влияет на все функции организма, способствуя их развитию, побуждает к своевременному возникновению двигательных и речевых навыков и их совершенствованию.

– пальчиковые дорожки. Это игровая технология для «ходьбы» пальцами на плоскости по определенным ориентирам – «пальчиковым дорожкам». Данная игра предусматривает следующие правила: пальцы обеих рук следует нагружать

равномерно; после каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, трясти кистями).

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Консультация для воспитателей

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

2023 г.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Графомоторный навык – это навык овладения письмом. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Занимаясь с детьми в детском саду, формируя и развивая у детей определенные знания, умения, навыки, педагоги так или иначе подготавливают дошкольников к школьному обучению.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
  • Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
  • Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

  • Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
  • Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
  • Графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения, это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

– пальчиковая гимнастика и логоритмика. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток, песенок. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук ребенка, делают их «послушными», «умными», и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию.

– самомассаж (разноцветными шариками, орехами, шестигранными карандашами, приборами Су-Джок терапии). Это улучшает кровоснабжение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Таким образом, массаж благоприятно влияет на все функции организма, способствуя их развитию, побуждает к своевременному возникновению двигательных и речевых навыков и их совершенствованию.

– пальчиковые дорожки. Это игровая технология для «ходьбы» пальцами на плоскости по определенным ориентирам – «пальчиковым дорожкам». Данная игра предусматривает следующие правила: пальцы обеих рук следует нагружать

равномерно; после каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, трясти кистями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыкову детей старшего дошкольного возраста.Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точн...

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для  воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы пред...

Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей

laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....

Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...