«Технология «Дети - волонтёры»» как средство эффективной социализации дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Шумакова Ирина Александровна

Опыт работы:

«Технология «Дети - волонтёры»»

как средство эффективной социализации дошкольников»

Воспитатель Шумакова Ирина Александровна

(Коркинский муниципальный район)

 

СЛАЙД 1.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги и жюри!

     Меня зовут Ирина Александровна Шумакова. Я работаю в детском саду № 30 Коркинского муниципального района.

Я осознанно выбрала свою профессию. Вот уже более 30 лет я занимаюсь своим любимым делом. И сейчас я приглашаю вас познакомиться с моей работой.

 

СЛАЙД 2.

     Восточная мудрость гласит, что воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. Миссия воспитателя – заполнить   этот сосуд добром, милосердием, творчеством, обогатить опытом дружбы, взаимопомощи, сотрудничества -  всем тем, что поможет ребенку в будущем.

 

СЛАЙД 3.

     На протяжении всей своей педагогической деятельности я особое внимание уделяла воспитанию человечности, доброты и отзывчивости, стремилась посеять в детских душах доброе зерно.

Поэтому тема сострадания и взаимопомощи отнюдь не новая для меня.

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Уверена, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.

 

СЛАЙД 4.

     Современное государство ставит перед нами задачу воспитания социально-ответственной личности.

     Требуется изменение форм и обновление содержания образования.

Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.

 

 

 

 

СЛАЙД 5.

     Таким обновлением для меня в условиях дошкольного образования стала педагогическая технология «Дети – волонтёры». Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

     Дошкольное детство – это период особой социально - эмоциональной чувствительности. Современному ребёнку хочется помогать и быть созидателем, быстро видеть результаты собственной социальной активности, которые могут стать семейным событием.

     Современный ребёнок ищет самореализацию уже в дошкольном детстве: хочет чувствовать себя нужным и счастливым. Ему интересно расширение круга общения и взаимодействие.

 

СЛАЙД 6.

     В моей работе мне очень помогли идеи авторов, рассматривающих позитивную социализацию дошкольников достаточно широко и вариативно:

1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Гришаева Н.П.

2. Жизненные навыки для дошкольников программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО.  Кривцова С.В.

3. «Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду» методическое пособие под редакцией   Деркунской В.А.

 

СЛАЙД 7.

     Внедрение технологии «Дети волонтеры» проходило в 3 этапа. Этапы представлены на экране.

     На подготовительном этапе для меня было важно выявить уровень информированности о социальных акциях у родителей воспитанников.

 

СЛАЙД 8.

     Анкетирование помогло выявить родителей с активной гражданской позицией, готовых откликнуться по первому зову и стать участниками социальной акции вместе с ребенком. Большинство взрослых знают о волонтёрском движении и социальных акциях, но им незнакомы способы участия.

     Абсолютно все 100% (25 человек) видят в волонтерском движении глубокий смысл. И самый важный вопрос: «хотели бы вы стать участником социальной акции»? Ответ порадовал: 68% (17 человек) из 25 опрошенных родителей дали положительный ответ.

 

 

 

 

СЛАЙД 9.

     Потребность детей в сочувствии и содействии в разных жизненных ситуациях выявлена тематическими ситуационными картинками, к которым имеется три ситуации-продолжения:

− одна отражает безразличие;

− вторая – сопереживание/сочувствие;

− третья – содействие.

 

     Диагностический материал использовала в игровой форме в самостоятельной деятельности детей, при которой, рассматривая ситуационные картинки, ребенок подключает воображение, наделяя героев рисунка человеческими качествами.

Результаты начальной диагностики отражают сформированность (65%) такого эмоционального компонента как чувство сопереживания/сочувствия. Содействие (23%) находится в стадии активного формирования.

 

СЛАЙД 10.

II этап - организационный, то есть непосредственно создание отряда.

На этом этапе ребята активно обсуждали название отряда, выбрали эмблему, придумали девиз и разработали правила.

Также было решено завести рабочую тетрадь, где в доступной форме дети учились особенностям проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении.

 

СЛАЙД 11.

III этап – практический. На этом этапе мы включились в социальные акции. 

В наших акциях можно выделить 7 условных направлений.

 

СЛАЙД 12.

 «Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные; проводят фольклорные праздники и развлечения.

 

СЛАЙД 13.

«Умеешь сам - научи другого». Дети – волонтёры помогают малышам овладеть умениями и навыками, которым научились сами.

 

СЛАЙД 14.

«Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим осваивать навыки самообслуживания (мыть руки, одеваться на прогулку и т.д.)

 

СЛАЙД 15.

«Красота своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, зелени, уход за растениями на участке, сбор семян.

 

СЛАЙД 16.

«Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки, сделанные своими руками, подарки к праздникам.

 

СЛАЙД 17.

«Участие в акциях». Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских: «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Бессмертный полк» и др.

 

СЛАЙД 18.

«Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада и в игровых уголках группы, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

 

СЛАЙД 19.

После мероприятий использовала технологию «Рефлексивный круг» для снятия эмоционального напряжения.

Это стало нашим ежедневным ритуалом. Мне было важно знать:

  • что чувствуют дети и о чём думают.
  • что им запомнилось?
  • хотели бы снова пойти туда и почему?

«Рефлексивный круг» - это технология, позволяющая не только снять напряжение, но и самое главное - стимулировать мыслительную деятельность и речевую активность детей. «Круг» помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих и развивает самостоятельность суждений.

 

СЛАЙД 20.

     В подготовительной группе мы решили расширить сферу деятельности и начали активно сотрудничать с ребятами из центра помощи детям «Радуга».         К сожалению, не все запланированные акции удалось осуществить, Пандемия внесла свои коррективы в наш план. Но мы, с помощью родителей, продолжили работу нашего отряда в дистанционном режиме.

 

 

 

СЛАЙД 21.

      За время участия в акциях мною были созданы памятки, буклеты и консультации для родителей воспитанников, разработаны конспекты бесед и картотека «Добрые игры» – для педагогов. Я делилась опытом работы «Как организовать волонтёрское движение в ДОУ» на Педагогическом совете нашего дошкольного учреждения и распространяла опыт на Районном методическом объединении, а ребята нашего отряда взаимодействовали с воспитанниками из других групп, устраивая мастер-классы.

      В группе оформлен уголок волонтёра,  где расположен календарь с фотографиями  мероприятий. Также было решено вести виртуальный дневник волонтёрского отряда.

Этот опыт представлен на моей страничке  нс – портал,  на сайте нашего дошкольного учреждения ведётся новостная лента.

     В результате этой деятельности ещё 2 группы нашего дошкольного учреждения присоединились к волонтёрскому движению.  Было организовано сетевое взаимодействие с волонтёрским центром нашего города «Ты не один» и с волонтёрским отрядом КГСТ.

 

СЛАЙД 22.

    Результаты, полученные при повторной диагностике, показали:

1. Ситуационные картинки-разрешения с изображением безразличного отношения к ситуации выбрали 0 % (0 воспитанников).

2. Ситуационные картинки-разрешения с изображением сопереживания/сочувствия выбрали 12 % (3 воспитанника).

3. Ситуационные картинки-разрешения с изображением содействия выбрали 88 % (22 воспитанника).

      Данные диагностики свидетельствуют о высоком показателе сформированности эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые изменяются в положительную сторону в течение года.

 

СЛАЙД 23.

     Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. Участие детей в социальных акциях – это интересное, увлекательное, результативное и эмоционально позитивное занятие, которое позволяет пережить ребенку свою значимость и нужность.

     Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

СЛАЙД 24.

     Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.79 КБ
PDF icon opyt_raboty-szhatyy_1.pdf2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы:

«Технология «Дети - волонтёры»»

как средство эффективной социализации дошкольников»

Воспитатель Шумакова Ирина Александровна

(Коркинский муниципальный район)

СЛАЙД 1.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги и жюри!

     Меня зовут Ирина Александровна Шумакова. Я работаю в детском саду № 30 Коркинского муниципального района.

Я осознанно выбрала свою профессию. Вот уже более 30 лет я занимаюсь своим любимым делом. И сейчас я приглашаю вас познакомиться с моей работой.

СЛАЙД 2.

     Восточная мудрость гласит, что воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. Миссия воспитателя – заполнить   этот сосуд добром, милосердием, творчеством, обогатить опытом дружбы, взаимопомощи, сотрудничества -  всем тем, что поможет ребенку в будущем.

СЛАЙД 3.

     На протяжении всей своей педагогической деятельности я особое внимание уделяла воспитанию человечности, доброты и отзывчивости, стремилась посеять в детских душах доброе зерно.

Поэтому тема сострадания и взаимопомощи отнюдь не новая для меня.

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Уверена, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.

СЛАЙД 4. 

     Современное государство ставит перед нами задачу воспитания социально-ответственной личности.

     Требуется изменение форм и обновление содержания образования.

Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.

СЛАЙД 5.

     Таким обновлением для меня в условиях дошкольного образования стала педагогическая технология «Дети – волонтёры». Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

     Дошкольное детство – это период особой социально - эмоциональной чувствительности. Современному ребёнку хочется помогать и быть созидателем, быстро видеть результаты собственной социальной активности, которые могут стать семейным событием.

     Современный ребёнок ищет самореализацию уже в дошкольном детстве: хочет чувствовать себя нужным и счастливым. Ему интересно расширение круга общения и взаимодействие.

СЛАЙД 6.

     В моей работе мне очень помогли идеи авторов, рассматривающих позитивную социализацию дошкольников достаточно широко и вариативно:

1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Гришаева Н.П.

2. Жизненные навыки для дошкольников программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО.  Кривцова С.В.

3. «Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду» методическое пособие под редакцией   Деркунской В.А.

СЛАЙД 7.

     Внедрение технологии «Дети волонтеры» проходило в 3 этапа. Этапы представлены на экране.

     На подготовительном этапе для меня было важно выявить уровень информированности о социальных акциях у родителей воспитанников. 

СЛАЙД 8.

     Анкетирование помогло выявить родителей с активной гражданской позицией, готовых откликнуться по первому зову и стать участниками социальной акции вместе с ребенком. Большинство взрослых знают о волонтёрском движении и социальных акциях, но им незнакомы способы участия.

     Абсолютно все 100% (25 человек) видят в волонтерском движении глубокий смысл. И самый важный вопрос: «хотели бы вы стать участником социальной акции»? Ответ порадовал: 68% (17 человек) из 25 опрошенных родителей дали положительный ответ.

СЛАЙД 9.

     Потребность детей в сочувствии и содействии в разных жизненных ситуациях выявлена тематическими ситуационными картинками, к которым имеется три ситуации-продолжения:

− одна отражает безразличие;

− вторая – сопереживание/сочувствие;

− третья – содействие.

     Диагностический материал использовала в игровой форме в самостоятельной деятельности детей, при которой, рассматривая ситуационные картинки, ребенок подключает воображение, наделяя героев рисунка человеческими качествами.

Результаты начальной диагностики отражают сформированность (65%) такого эмоционального компонента как чувство сопереживания/сочувствия. Содействие (23%) находится в стадии активного формирования.

СЛАЙД 10.

II этап - организационный, то есть непосредственно создание отряда.

На этом этапе ребята активно обсуждали название отряда, выбрали эмблему, придумали девиз и разработали правила.

Также было решено завести рабочую тетрадь, где в доступной форме дети учились особенностям проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении.

СЛАЙД 11.

III этап – практический. На этом этапе мы включились в социальные акции. 

В наших акциях можно выделить 7 условных направлений.

СЛАЙД 12.

 «Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные; проводят фольклорные праздники и развлечения.

СЛАЙД 13.

«Умеешь сам - научи другого». Дети – волонтёры помогают малышам овладеть умениями и навыками, которым научились сами.

СЛАЙД 14.

«Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим осваивать навыки самообслуживания (мыть руки, одеваться на прогулку и т.д.)

СЛАЙД 15.

«Красота своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, зелени, уход за растениями на участке, сбор семян.

СЛАЙД 16.

«Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки, сделанные своими руками, подарки к праздникам.

СЛАЙД 17.

«Участие в акциях». Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских: «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Бессмертный полк» и др.

СЛАЙД 18.

«Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада и в игровых уголках группы, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

СЛАЙД 19.

После мероприятий использовала технологию «Рефлексивный круг» для снятия эмоционального напряжения.

Это стало нашим ежедневным ритуалом. Мне было важно знать:

  • что чувствуют дети и о чём думают.
  • что им запомнилось?
  • хотели бы снова пойти туда и почему?

«Рефлексивный круг» - это технология, позволяющая не только снять напряжение, но и самое главное - стимулировать мыслительную деятельность и речевую активность детей. «Круг» помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих и развивает самостоятельность суждений.

СЛАЙД 20.

     В подготовительной группе мы решили расширить сферу деятельности и начали активно сотрудничать с ребятами из центра помощи детям «Радуга».         К сожалению, не все запланированные акции удалось осуществить, Пандемия внесла свои коррективы в наш план. Но мы, с помощью родителей, продолжили работу нашего отряда в дистанционном режиме.

СЛАЙД 21.

      За время участия в акциях мною были созданы памятки, буклеты и консультации для родителей воспитанников, разработаны конспекты бесед и картотека «Добрые игры» – для педагогов. Я делилась опытом работы «Как организовать волонтёрское движение в ДОУ» на Педагогическом совете нашего дошкольного учреждения и распространяла опыт на Районном методическом объединении, а ребята нашего отряда взаимодействовали с воспитанниками из других групп, устраивая мастер-классы.

      В группе оформлен уголок волонтёра,  где расположен календарь с фотографиями  мероприятий. Также было решено вести виртуальный дневник волонтёрского отряда.

Этот опыт представлен на моей страничке  нс – портал,  на сайте нашего дошкольного учреждения ведётся новостная лента.

     В результате этой деятельности ещё 2 группы нашего дошкольного учреждения присоединились к волонтёрскому движению.  Было организовано сетевое взаимодействие с волонтёрским центром нашего города «Ты не один» и с волонтёрским отрядом КГСТ.

СЛАЙД 22.

    Результаты, полученные при повторной диагностике, показали:

1. Ситуационные картинки-разрешения с изображением безразличного отношения к ситуации выбрали 0 % (0 воспитанников).

2. Ситуационные картинки-разрешения с изображением сопереживания/сочувствия выбрали 12 % (3 воспитанника).

3. Ситуационные картинки-разрешения с изображением содействия выбрали 88 % (22 воспитанника).

      Данные диагностики свидетельствуют о высоком показателе сформированности эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые изменяются в положительную сторону в течение года.

СЛАЙД 23.

     Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. Участие детей в социальных акциях – это интересное, увлекательное, результативное и эмоционально позитивное занятие, которое позволяет пережить ребенку свою значимость и нужность.

     Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

СЛАЙД 24.

     Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...

Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"

    Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...