Консультация для педагогов на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
консультация

Потапова Ольга Ивановна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bezopasnost.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

Консультация для педагогов  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  дошкольного возраста»

Слайд №2 

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. 

Слайд №3

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. 
Слайд№4

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели: 
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; 
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать. 
Слайд №5

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач: 
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; 
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; 
- воспитание грамотного участника дорожного движения; 
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. 
Слайд №5

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов: 
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; 
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; 
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; 
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; 
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ; 
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) . 
Слайд№6

Этапы реализации данных задач: 
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; 
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила; 
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями. 
Слайд №7

Формы организации образовательного процесса: 
- НОД; 
- заучивание стихотворений; 
- сбор фотоматериалов; 
- игры – занятия; 
- заучивание правил безопасного поведения; 
- беседы; 
- дидактические игры; 
-подвижные игры ; 
-чтение художественной литературы; 
-рассматривание иллюстраций по теме; 
-наблюдения; 
-экскурсии; 
- театрализованные представления; 
-сюжетно – ролевые игры; 
-игры - тренинги; 
-просмотр мультфильмов; 
-трудовая деятельность; 
-продуктивная деятельность; 
-отгадывание загадок; 
-развлечения; 
-досуги; 
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения; 
-встреча с интересными людьми; 
-участие в различных конкурсах; 
-личный пример взрослых. 
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. 
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Слайд №9

 Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, 
осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. 
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Слайд №10 
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят: 
1. Уголок безопасности, который содержит материалы: 

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;

атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.

План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;

плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;

альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др. 
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности. 
2. Игротека, которая содержит: 
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ; 
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др. 
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. 

Слайд №11
Рекомендуемая художественная литература: 
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; 
- В. Житков «Пожар», «В дыму»; 
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»; 
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»; 
- К. Зайцева «Уроки Айболита»; 
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др. 
- Ю. Соколова «Правила безопасности»; 
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; 
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»; 
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»; 
Слайд №12

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»; 
- И. А. Яворская «Дети и дорога»; 
- И. Лешкевич «Светофор»; 
- Н. Носов «Автомобиль»; 
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»; 
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; 
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»; 
- А. Дмоховский «Чудесный островок»; 
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»; 
- А. Северный «Три чудесных цвета». 

Слайд №13

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. 
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Слайд №14 
В работе с родителями используется:

 информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

 наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папкипередвижки, разработка памяток;

 досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

 Слайд№15
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты: 
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. 
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. 
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островс...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными с...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимость...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет.»

Консультативно-методическая деятельность. Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет...