Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда "Мы вспомним те годы, блокадные дни..."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шервуд Вера Анатольевна

Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда "Мы вспомним те годы, блокадные дни..." для детей подготовительной группы.

Цели: 1. Привитие детям любви к отечеству, гордости за его культуру, воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа;

2. Расширение исторических знаний  детей о блокаде Ленинграда;

3. Воспитание любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие, посвященное  Дню снятия Блокады Ленинграда

«Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

в подготовительной   к школе группе.

Цели:

  1. Привитие детям любви к Отечеству, гордости за его культуру, воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа;
  2. Расширение исторических знаний детей о блокаде Ленинграда;
  3. Воспитание любви и уважения  к  ветеранам Великой Отечественной войны

Задачи:

1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкостьсвоего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей  Великой     Отечественной войны с помощью музыкальных произведений ипоэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастностик культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями  блокадного  Ленинграда, «Ленточки Ленинградской Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, видео о блокаде.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

  • проектор,
  • экран,
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
  • презентация «Блокада Ленинграда»,
  • детские рисунки, макеты, книги по теме,
  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

Ход занятия:

Вводная часть:

На экране слайд 1

Дети входят в зал под песню «Дети Блокады»

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвигЛенинграда.Так во время Великой Отечественной войны назывался город  Санкт-Петербург.

Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для него.

Наше занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, этот день вся Россия отмечает 27 января.

Ребята, давайте вернемся в то время, когда  город Санкт-Петербург назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.

22 июня 1941 года без предупреждения на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. К 10 июля 1941г. немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км.Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город голодом.8 сентября 1941 годафашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.

Слайд 2 

Посмотрите на карту,  на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось».

- Как еще называлось это кольцо?

Ещё это кольцо называют блокадой.

- Что значит «блокада»? Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась  900 дней. Это почти 2,5 года

 Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя  забыть:

Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.

Сейчас дети расскажут стихотворения о блокаде Ленинграда

Звучит пьеса «Времена года. Июнь» П. И. Чайковского. Дети читают стихи.

1 ребёнок

Хотели враги Ленинград уничтожить.

Стереть этот город с Земли

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

2 ребёнок

Враги окружили наш город.

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят

3 ребёнок

Рано зима в этот год наступила

Морозы пришли, холода,

И в мирную жизнь ленинградцев

Нежданно ворвалась беда.

Основная часть:

Ведущий:

Слайд 3, 4

Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.

Слайд 5

Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушла на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны снаряды, пушки, пулеметы, гранаты, танки. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию.

-Ребята, кто встал к станкам и стал изготавливать снаряды?

Слайд 6

Тогда к станкам встали женщины и подростки.

Слайд 7

Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов».

Слайд 8

Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

Звучит песня в исполнении детей «В суровом, тревожном, военном году»

Ведущий: Слайд 9

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 10, 11

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

-Что же  делать ленинградцам, как выжить в этот леденящий холод? Где взять воду?

 Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго.

Слайд 12

В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.

Дети показывают сценку: (Брат и сестра в ожидании матери.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла.  Достает детям кусочки хлеба.

Слайд 13

Ведущий: 

Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически  уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.

   Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что

были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Игра «Самолёты»

Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, связь с другими городами была только по воздуху, т.е. только самолеты прилетали с продуктами и лекарствами.  Давайте представим, что мы с вами отправляемся в полет с грузом продовольствия. И у каждого пилота есть свой самолет и штурман. Ваша задача: долететь до города и не столкнуться, не упасть и доставить груз целым.

Дети встают по три человека друг за другом и по команде отправляются в полет.

Ведущий:

Слайд 14

21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Слайд 15, 16

Очень опасно было передвигаться по льду Ладоги. Но это был единственный путь спасения для жителей Ленинграда.

Слайд 17

Ребенок:  Чтобы жизнь спасти ленинградцам, 

Зимой в 41-м году

 С хлебом шли в город машины

 По Ладоге прямо по льду.

 Бомбёжки, метели, заносы,

Уходят машины под лёд,

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Видеоролик «Ладога»

Ведущий:

Слайд 18

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные.

Слайд 19

Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

Видеоролик «Город Ленинград»

Ведущий:

Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда.

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Звучит метроном

Ведущий:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Слайд 21

В  память о подвиге Ленинграда и его защитников была создана «Ленточка Ленинградской Победы». Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – цвет жизни. И я предлагаю каждому из вас изготовить такую ленточку.

Дети выполняют аппликацию из двух полосок бумаги оливкового и зеленого цвета.

- Ребята, пусть эта ленточка останется у вас в память о подвиге героев Ленинграда.

Рефлексия.

-Что произвело на вас самое большое впечатление? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие, посвященное полному снятию блокады Ленинграда

сценарий открытого занятия,презентация "Посвящение",презентация мой гррод,(презентации не закачиваются, пишите stratienko3@gmail.com...

Конспект проведения открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Вторая мировая война закончилась 70 лет назад. Все меньше и меньше ветеранов собирается каждый год на свой самый значимый праздник, все меньше остается очевидцев тех страшных событий. И как здорово, е...

План – конспект тематического занятия, посвященного Дню снятия БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!» для старшего дошкольного возраста.

Сценарий вечера досуга или тематического занятия на тему "Блокада Ленинграда", подходит для детей старшей и подготовительной группы. В процессе занятия включены музыкальные номера и стихи, а...

Сценарий проведения Дня памяти, посвященного Дню снятия блокады г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Мы благодарны тем людям, которые отстояли наш город Ленинград в блокадные годы и не отдали его фашистам. Наша с Вами задача помнить об этом и рассказывать нашим потомкам. У многих людей в Санкт-Петерб...

Тематическое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда

Ребята, мы с вами живём в замечательном, красивом, мирном городе, имя которого – Санкт-Петербург.Но так красиво и мирно было не всегда. В истории нашего города был период, который называется &la...

Досуг ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг людей, которые жили в нашем городе в годы Великой Отечественной войны....