Статья "Календарь победы"
проект

Манякина Евгения Николаевна

Статья о содержании событийного проекта "Календарь Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_pobedy.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Манякина

МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик», г. Тамбов.

Календарь Победы.

Событийный проект для детей 6-7 лет и их родителей

к 75-летию Великой Победы.

 Безусловно, каждый педагог в юбилейный год Великой Победы стремится оставить в сердцах детей эмоциональный отклик, как бы «спрессовать» годы, все более и более отделяющие нас от того времени, чтобы снова проверить себя и поверить самим себе – мы все те же, мы чувствуем то же и так же, мы все-все понимаем, а главное – помним.

Когда мы работали нашей творческой командой над мини-программой «Календарь Победы», главными нашими ориентирами были понятия «память» и «осмысленность восприятия» детьми этой памяти. Думаю, у многих современных педагогов возникают мысли о целесообразности столь раннего, как кажется, историко-патриотического воспитания – многие опасаются, что детям будет некомфортно, дети сейчас к этому не привыкли и т.д. В общем, лучше начать позже. Вот только когда? Когда начинается гражданин? Наш опыт подсказывает, что как гражданином России становятся по праву рождения, так и гражданином нужно и можно становиться уже до школы. Наш Календарь Победы – именно об этом.

Наша мини-программа была действительно сперва совсем небольшой. Мы выбрали города – знаковые и значимые города-герои – Ленинград, Сталинград, Севастополь, Москва. Но когда мы делали разработку по Сталинграду, Тамбовский драматический театр выпустил спектакль «Апрельский романс», посвященный госпиталям в годы войны. Благодаря этому спектаклю мы обратили свои взоры на родной Тамбов – и вспомнили, что в годы войны наш Тамбов был городом госпиталей. Так в нашем плане появился Тамбов – и это лишний раз доказывает, что педагогические идеи просто окружают нас.

По каждому городу мы готовили события, постепенно у нас вот такая схема. Ее можно назвать универсальной – по этой схеме можно выстроить интересное историко-патриотическое событие любому педагогу. Итак,

1. Фотовыставка «Довоенная страна, довоенный…» - далее следует название города, любого населенного пункта по вашему выбору. Каждая встреча начиналась с такой вот фотовыставки. Объекты тщательно подбирались, выстраивались в определенной последовательности. Это всегда были яркие, запоминающиеся места и достопримечательности. Медный Всадник, Исаакиевский собор, Адмиралтейство – в Ленинграде, фонтан Бармалей, завод «Красный Октябрь», ротонда на набережной – в Сталинграде и т.д. Последняя фотография на фотовыставке подбиралась особенно вдумчиво – это всегда был снимок - «переход» от мира, гармонии, созидания и труда – к войне. И слова лишние не нужны – когда правильно выстраивается такой визуальный ряд с доступным детям, ярким комментарием, который мы всегда выстраивали в диалоге, дети интуитивно догадываются, домысливают. Такими «рубежными» фотографиями между миром и войной стали фото выпускного вечера – последний мирный день, разрушенный фонтан Бармалей, жители Тамбова на площади у драмтеатра, слушающие сообщение Молотова о начале войны и другие. Также мы стремились подобрать фотографии тех же объектов, только в военное время.

Например, фото с огородом у Исаакиевского собора, укрытый от бомбежек Медный Всадник, альпинисты, укрывающие шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости. Дети наглядно видели не только разрушения войны, но и подвиг, самоотверженность советских людей – наших родных. Вот это родство, которое интуитивно начинали ощущать дети, создавало нужный эмоциональный фон, погружало нас в прошлое, позволяло к нему прикоснуться, понять, что и ты причастен к этому прошлому.

2. «Акцентные объекты» - так обобщенно мы назвали события, исторические эпизоды, персоналии – словом, все то, что при правильной подаче будет понятно и близко детям, вызовет волну эмоций, не просто запомнится как некий факт – а западет в сердце, снова свяжет ребенка с прошлым, пусть пока на эмоциональном уровне. Это и Дорога Жизни, и блокадные дневники, и Ольга Берггольц, и военные адреса Тамбова, и плавучая севастопольская батарея «Не тронь меня!» и многое, многое другое.

3. «Что об этом говорит искусство» - важный компонент нашей схемы, рассматривая акцентные знаковые объекты каждого города, мы каждый раз изыскивали художественные фильмы и документалистику, музыкальные произведения, литературные произведения, живопись, скульптуры и т.д. – т.е. все то, что средствами искусства ярко высветит те события, которые мы представляем детям. Так, мы смотрели и анализировали с детьми художественный фильм 1944г. «Жила-была девочка» о Ленинградской блокаде, документальный фильм «Возрождение Сталинграда», слушали фрагмент Ленинградской симфонии Шостаковича, рассматривали и анализировали  картину А.Дайнеки «Оборона Севастополя» и многое другое.

4. «Песенный венок славы» - компонент в нашей схеме, который появился не сразу. Мы заметили, как нам самим интересно искать и слушать песни по нашим темам, так и на детей это производило очень сильное впечатление. Можно сказать, это было такое эмоциональное обобщение в конце каждой встречи. К каждой встрече мы составляли ролик из фотографий – так в нашем песенном венке славы появились песни «Ленинградки», «Сталинградская сирень», «На Мамаевом Кургане», «Великий русский город Севастополь» и многие, многие другие…

5. Ну, и заключительный – и очень важный компонент в нашей схеме – это «Домашнее задание». Конечно, речь идет о включении родителей         в работу нашего проекта. В раздевалке мы размещали наши фотовыставки, родители и дети дома готовили семейные мини-исследования «Память в камне» - оборона Севастополя, «Герои Сталинградской битвы», издали рукописную книгу стихов о Москве. Конечно, в эту деятельность включаются самые заинтересованные, мотивированные родители. Эффект этого взаимодействия трудно переоценить – продолжение  тем в семье, обращение к семейным архивам, все это делает наши педагогические усилия действенными, достигающими цели.

Вот по такой схеме мы выстраивали работу по каждому городу.

А сейчас немного подробнее о самых ярких моментах нашего проекта.

Реализация нашего проекта началась с занятия, которое было посвящено городу-герою Ленинград. Одной из главных идей было показать всю красоту этого необыкновенного города, познакомить наших воспитанников с его достопримечательностями, историей.

Фотографии прекрасного, практически волшебного города, сменили изображения разрушенных зданий, укрытых памятников искусства, изображения военной техники и солдат на их фоне. Детям было показано, какой огромной ценой его жителям, простым ленинградцам, удалось сохранить его красоту для нас, потомков. Дети не остались равнодушны к подвигу детей и женщин, переживших холод, голод, лишения, но выстоявших в неравной схватке с врагом.

То, что нам трудно было донести на словах о блокадном Ленинграде, детям помог прочувствовать просмотр художественного фильма «Жила-была одна девочка». Фильм был снят во время войны, дети воочию увидели разрушенный город, сопереживали главной героине фильма, своей сверстнице, которой вдруг неожиданно пришлось стать как будто старше, сильнее.

Как продолжение этой темы 27 января в нашем дошкольном учреждении прошла акция «Блокадный хлеб». Воспитанники познакомились с героями блокады – Таней Савичевой, Юрой Рябинкиным, услышали голоса блокадников из одноименного документального фильма Первого канала, «прозвучал» голос блокадной поэтессы Ольги Берггольц, «Ленинградская симфония» Шостаковича, трогательная песня в исполнении Нины Ургант «Ленинградки». Никто в тот день не остался равнодушным после рассказа о блокадном хлебе, цена которому жизнь.

Акция памяти завершилась коллективной творческой работой в технике коллаж «Город-герой Ленинград», которая ещё раз напомнила детям о достопримечательностях города, воспитанники старшей группы были приглашены на фотовыставку, где были представлены архивные фотографии довоенного и военного Ленинграда

Следующей темой нашего проекта стал город-герой Сталинград.  «Издалека долго течет река Волга…» - именно этой замечательной песней в исполнении Л.Зыкиной началось наше очередное историко-педагогическое событие, посвященное великой битве за город на Волге.

Фотовыставка «Довоенная страна, довоенный Сталинград…» провела детей по знаковым объектам города – воздушная ротонда на Набережной, завод «Красный Октябрь», вокзал, драматический театр, известный ныне на весь мир фонтан «Бармалей»… Мирный город, созданный для счастья и труда. На выставке была еще одна фотография фонтана «Бармалей» - та, что облетела весь мир и стала символом ужасающих разрушений войны, именно эта фотография открыла «военную» часть выставки. Дети увидели архивные фото Сталинградских домов и улиц, с трудом узнавая в разбомбленных зданиях тот самый театр, ротонду, завод… Последней фотографией на выставке была фотография «Дома Павлова» - и дети услышали рассказ о небывалом мужестве советских солдат; поняли, что значил девиз Сталинградской Битвы «НИ ШАГУ НАЗАД!»

Просмотр фрагмента документального фильма «Возрождение Сталинграда» (режиссера И.Посельского, 1944г.) не оставил равнодушным ни детей, ни взрослых. Военные кинохроникеры оставили для нас бесценный материал – мы смогли увидеть, как возвращались в Сталинград его жители, как восстанавливали родной город, увидели, как жили дети – учились, трудились, помогали взрослым. Встреча, посвященная Победе в Сталинградской Битве, традиционно была построена в форме активного диалога с детьми, с множеством вопросов, проблемных ситуаций.

Тему Сталинградской битвы мы продолжили на нашей следующей встрече, которая была посвящена Мемориальному комплексу Мамаев курган. Начали мы, как всегда с проблемной ситуации: мы представили детям памятники современного Волгограда, которые были оставлены в виде руин (это мельница Герхарда, здание заводской лаборатории). Мы порассуждали с детьми о том, для чего это сделано, почему не отремонтировали, не восстановили? Так дети сами додумались до идеи важности сохранения памяти, того, что нас объединяет. Мы подробно рассмотрели с детьми объекты Мамаева Кургана. попытались объяснить детям их глубокий символический смыcл.

Интереснейшим обобщением стала историко - спортивная игра «Дорогами памяти». На «дорогах памяти» детей ждали сложные вопросы и задания, связанные со значимыми датами, городами, событиями, битвами, личностями Великой Отечественной Войны. Сценарная разработка была составлена в соответствии с нашей мини-программой «Календарь Победы», то есть это было в полном смысле обобщение -  применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Двигаясь по «плану-карте», необходимо было пройти по «дорогам памяти» и собрать разрозненные буквы очень-очень важного слова… И, конечно, этим словом оказалось слово … ПОБЕДА!

Знакомство со следующим городом мы начали с жизненно важного вопроса:  для чего нужны деньги? Дети с большим азартом отвечали на этот вопрос, конечно, превалировали ответы весьма меркантильные в соответствии с настоящим историческим моментом. Мы рассмотрели коллекцию монет, купюры… И что же мы обнаружили? Деньги не так «меркантильны», как казалось на первый взгляд. На монете мы обнаружили герб Тамбова, на 50-рублевой купюре – дети узнали Ленинград-Санкт-Петербург

И оказалось, что город федерального значения Севастополь тоже можно обнаружить на банкноте. Изображение этого города мы ежедневно видим, когда приходим в магазин и расплачиваемся купюрами, достоинством в  двести рублей. Такую купюру мы и показали детям, спросили, почему на купюрах изображены города России и получили ответ: ради ПАМЯТИ. Память о прошлом окружает нас – в привычных вещах, надо только уметь смотреть и понимать.

Затем состоялась традиционная фотовыставка, и мы рассказали о героизме и подвигах советских солдат и  жителей этого великого русского города. Здесь были и плавучая батарея «Не тронь меня!», и бронепоезд «Железняков», и анализ картины Дайнеко «Оборона Севастополя»

Семья Медведевых (родители и дети) представили семейный проект  «Оборона Севастополя – память в камне». Дети дома вместе с родителями провели исследование о памятниках города Севастополя о Великой Отечественной войне и выступили перед товарищами.

Официально  наш родной город, конечно, не является «городом-героем». Но по велению сердец человеческих – наш Тамбов - город-герой. Его героизм – негромкий, душевный, ведь в годы войны мы были крупнейшим городом-госпиталем. Именно об этом мы подготовили следующее событие.

Наша традиционная фотовыставка провела ребят по улицам Тамбова довоенного…

Последней фотографией с лицами наших земляков. Что делают эти люди? Где они находятся? Почему у них такие напряженные, встревоженные лица? Конечно, это наши земляки слушают сообщение Молотова о начале войны.

Мы тоже послушали это сообщение – вот так, стоя лицом к этой исторической фотографии, сопереживая и проникая в историческую память родной земли.

Военные адреса Тамбова – наш путь лежал именно к ним. Скромные мемориальные таблички, как же их много, обратите на них внимание, заметьте их! В ничем не примечательных зданиях ежесекундно творился великий тихий подвиг медиков. Дети узнали о наших земляках – врачах, медицинских сестрах, о хирурге, ставшем впоследствии святым – о Луке Войно-Ясенецком. Мы прочитали настоящее письмо с фронта – от выздоровевшего бойца, послушали гимн военных медиков. И, конечно, домашнее задание - семейный поход  - «Музей истории медицины Тамбовской области», памятник «Подвигу медиков в Великой Отечественной Войне», другое название этого памятника… «Сестричка».

Следующее событие началось с боя курантов, а детей в зале ожидал макет Спасской башни Кремля. К сожалению, надо признать, что дети не узнали, что это наш Кремль, звучали ответы «Биг Бен». Поэтому, чтобы поддержать проблемную ситуацию, мы включили позывные «Маяка» и сигналы точного времени. Когда дети услышали «московское время…», они догадались, что они в Москве. Большой театр, Красная Площадь, Храм Василия Блаженного, прогулка по Арбату под песню Булата Окуджавы… Прекрасное московское метро – произведение искусства. Но что это? То же самое метро, а там почему-то сидят, лежат люди… Каждый раз мы использовали это столкновение – фото довоенное и фото этого же объекта, но в военное время. И этот прием работает отлично – он побуждает мыслить, всматриваться в детали, предполагать.

В битве за Москву был один уникальный момент, который вошел в историю под названием «московское ополчение» - когда люди по доброй воле шли воевать, гибли, и в основном это ополчение составила московская интеллигенция. Мы разработали проблемный диалог, и дети сами поняли, что это такое. Эмоциональным итогом стало слушание песни Булата Окуджавы о московском ополчении. Конечно, мы не могли обойтись без песенного венка славы – и новым «цветком» этого венка стала песня «Ты моя надежда…» Родители подготовили и «издали» рукописную книгу стихов о Москве.

К сожалению, в виду сложившихся обстоятельств, нам не удалось завершить проект так как планировалось. Не состоялась экскурсия к триптиху, встреча с родителями, на которой планировалась акция памяти, посвящённая ветеранам и другие мероприятия.

Вот такой у нас получился календарь Великой Победы! Мы уверены, что смогли посадить в сердцах наших воспитанников маленькое зерно патриотизма, что слова «Никто не забыт - ничто не забыто», не будут для них просто словами, а найдут отклик в их душе, и впоследствии перерастут в огромное чувство, в любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

победа деда-моя победа

сценарий, посвященный Дню Победы...

Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)

Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая

Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...