нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Семенова Татьяна Викторовна

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  

в условияхФГОС и ФОП ДО»

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному селу и родной стране.

• В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

• Как дошкольник может эти чувства выразить?

• К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален.

А именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом.

Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями города, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимовоспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Психологи утверждаютнравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».

Под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, такие как, доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее, приобщение его к истокам национальной культуры, обычаям и традициям своего народа, природе родного края, воспитание правильных поступков, чувство сопричастности  и привязанности к своему народу, к своей родной земле.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город– это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний детей встала задача, сделать нравственно-патриотическое воспитание естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе.

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

В настоящее время, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает инородная культура, стираются понятия добра и зла, и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

Как сформировать у маленького человека основные жизненные и человеческие понятия не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны?

Воспитатель может повлиять на формирующуюся личность ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет возводить свой храм души, состоящей из кирпичиков нравственности, духовности, патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Дошкольник должен сориентирован на:

• патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...