Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."
проект (старшая группа)

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.

Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать игры, фольклор в повседневной жизни. Сохранение семейных традиций, вовлечение родителей. членов семьи в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры.

Пояснительная записка.

              Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.

Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать игры, фольклор в повседневной жизни. Сохранение семейных традиций, вовлечение родителей. членов семьи в образовательный процесс.

Паспорт проекта.

Тип проекта: игровой, творческий, практико- ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь)

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Методы и формы работы: тематические беседы, игры,

Актуальность темы, определение проблемы: Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания. Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

    Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Цель проекта:

Сформировать и знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.

Задачи проекта:

-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;

-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;

-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;

-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;

-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;

-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.

Ожидаемые результаты реализации проекта:  проект поможет ребенку освоить необходимый объем знаний о русских играх, ее правилах, повысить интерес детей к русским народным играм.

План реализации проекта

Подготовительный этап проекта.

 Сроки: январь

Задачи

Формы работы

Разработка цели и задач проекта

Составление плана мероприятий реализации проекта

Мониторинг знаний детей

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

Родительское собрание, консультации, беседы, домашние задания  

Обогатить предметно-познавательную среду для реализации проекта.

Подбор художественной литературы, альбом с алгоритмом действий с инструкциями – картинками и т.д

Основной этап проекта.

Сроки: январь

Перспективно-тематическое планирование проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

«Чудесный мешочек»

Фотоотчет

Игровая

Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Ручеёк», «Море волнуется»; хороводная игра «Дударь», «Подарок», Творческая игра «Коляда»

Папка – передвижка «Народные игры в Вашей игре»

Родительское собрание «Русские народные игры», фотоотчет.

Двигательная

Русская народная игра «Золотые ворота», «Колечко – малечко», «Цепи кованные»

«Бабушка Маланья», «Золотые ворота»

Продуктивная

 «Рождественские посиделки»

Фотоотчет

Чтение (восприятие художественной литературы)

Заучивание с детьми считалок, русская народная песня «Два весёлых гуся»

Помощь в создание картотек: русские народные игры, хороводные игры.

Коммуникативная

Беседа на тему: «Для чего нужны русско-народные игры?», «Многообразие русских народных игр», «Русско-народные песни и музыкальные инструменты», «Традиции и обычаи русского народа»

Дом задание: узнать в какие русско - народные игры играли родители.

Заключительный этап проекта.

 Сроки: январь

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за дошкольниками, в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по  теме проекта.

Провести анализ полученных результатов.

Определить эффективность проведённой работы

Приложение

Русская народная игра «Ручеёк»

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Игра «Золотые ворота»

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Ты катись, веселый бубен…»

  Описание: Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова:

«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас исполнит нам».

(по желанию станцевать, прочесть стихотворение или спеть)

        Игра «Колечко- молечко»

   Все садятся в ряд. Выбирается предмет, который будет олицетворять колечко. Главное, чтобы такое «колечко» легко пряталось в детских ладошках. Все участники выбирают одного ведущего и протягивают ему сложенные лодочкой ладошки. Между ладонями остается небольшая щель, куда ведущий может положить кольцо. Он держит кольцо в своих ладонях, сложенных таким же образом, как и у игроков. Обходя всех по очереди, он делает вид, что опускает кольцо в ладони игроков. Никто не должен знать, кому досталось колечко на самом деле. Игрок, получивший колечко должен делать вид, что ничего не произошло. Все участники тут же смыкают ладони, чтобы никто не смог увидеть, у кого кольцо. Как только ведущий обойдет всех участников, он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого кольцо оказалось в ладонях на самом деле, должен быстро вскочить и выбежать на середину комнаты или площадки. Но сделать это бывает непросто. Так как цель всех остальных участников — не выпустить его из ряда. Они должны быть настороже, зорко следить за всеми соседями и не давать вырваться тому участнику, который владеет кольцом. Происходит потасовка, при которой владельца кольца удерживают всеми силами. Если он останется сидеть на скамейке, то должен снова отдать ведущему колечко, и игра продолжается.    Удалось вырваться и не отдать колечко? Тогда этот участник сам становится ведущим, а бывший ведущий занимает его место на скамье.

Русская народная песня «Два весёлых гуся»

Два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси».
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –

Кланялись бабусе

Русская народная игра «Цепи кованные» (на улице)

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой!  -  отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная хороводная игра «Дударь»

  С помощью считалочки или по желанию выбирает Дударя, тот становится – в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду,

Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (голова, спина, коленки, руки и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется три(четыре) раза, Дударь каждый раз новый.

Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».

Русская народная игра «Море волнуется раз…»

Как уже было сказано, есть ещё одна игра с почти таким же названием, но другими правилами. 

Итак, с помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит: 

«Море волнуется раз, 

Море волнуется два, 

Море волнуется три, 

Морская фигура, замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в стороны руки. При слове водящего «замри» они замирают в позе , изображающей морское животное или любой предмет, имеющий отношение к тематике моря: якорь, чайка, краб, корабль и т.д. 

Далее водящий подходит к любому из игроков и дотрагивается до него, «оживляя» фигурку. Игрок начинает двигаться, показывая, кого он изображает, чтобы водящий догадался. 

Если водящий не может угадать, кого изображает игрок, тот сам становится водящим. Если водящий угадал всех, то следующим водящим может стать тот, кто изобразил свою фигуру наименее похоже.

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Рождественские посиделки»

по образовательной области «Познавательное развитие»

в смешанной подготовительной группе

«Карамельки»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

1) Формировать позитивные установки к различным видам творчества, совершенствовать у детей коммуникативные качества, развивать различные способы общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.  Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля, внимание, сообразительность, воспитывать культуру поведения (социально-коммуникативное развитие).

2) Приобщать старших дошкольников к истокам русской народной культуры, познакомить с рождественским обрядовым праздником Рождество, называть профессию по предметам труда (познавательное развитие). 

3) Формировать умения детей передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жесты, движения, умение согласовывать свои действия с другими детьми.   Совершенствовать звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат, развивать навыки слухового внимания (речевое  развитие).

4) Использовать в речи малые формы устного народного творчества, Закрепить умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением («Художественно-эстетическое развитие»).

5) Приучать детей выполнять движения в соответствии с текстом  пальчиковой гимнастики, физминутки  («Физическое развитие»)

Методы и приемы: беседа, показ, физминутка , игры         

Материалы и оборудование:  ноутбук; запись музыкального сопровождения русской народный игры «Золотые ворота»;   «Чудесный мешочек»;  музыкальные инструменты: бубны, трещотки, дудки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

    «Бабушка Маланья», «Золотые ворота»

Игровая

Творческая игра «Коляда»

Познавательно-исследовательская

«Чудесный мешочек»

Коммуникативная

Беседа, речевые  ситуации,  вопросы

Продуктивная

 Инсценировка

Музыкальная

Подвижная игра с музыкальным сопровождением

Трудовая

Приведение в порядок рабочего пространства

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный

Здравствуйте гости дорогие!

Рады видеть в нашем зале

Мы сегодня будем петь, да играть

Да вас забавлять!!!

Дети заходят, здороваются с гостями               

Деятельностный

 Приучать детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать навыки слухового внимания;    снять эмоциональное напряжение

Игра  «Бабушка Маланья»

Выполняют движения в соответствии с текстом

Трудно все же в одиночку, становись народ цепочкой.

Веселее помогай, свою ловкость проявляй!

Приложение №1

Повторяют движения  

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, познакомить с рождественским обрядовым праздником Рождество

Формировать умения детей передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жесты, движения, умение согласовывать свои действия с другими детьми.   Совершенствовать звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат

 Издавна на Руси в середине зимы празднуется праздник Рождество христовоРождество считалось праздником света, добра и любви. В Рождественские дни сбывались самые заветные желания и мечты.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, дружно по дворам ходили, наряжались и шутили, праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»

Дети стоят в кругу

Дети берут музыкальные инструменты, звезду колядников

Сформировался познавательный интерес; дети настроены на решение познавательных задач; мотивация положительная  

Сформированы умения детей передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используют средства выразительности – мимику, жесты, движения, умение согласовывают свои действия с другими детьми. 

Отработана звуковая культура речи, артикуляционный аппарат

Инсценировка «Коляда»

Приложение №2

Дети читают текст колядок, обыгрывают сюжет

Закрепить умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением

Сформировать элементарные навыки самоконтроля.

 Русская народная игра «Золотые ворота» 

 Проговаривают и выполняют движения в соответствии с музыкальным сопровождением

Сформированы элементарные навыки самоконтроля.

Поели, попили, пора и честь знать

Воспитатель предлагает поиграть в  русскую народную игру «Золотые ворота»

Приложение № 3

Дети соблюдают правила игры,  выполняют движения

Называть профессию по предметам труда

Игра «Чудесный мешочек»

Называют профессию по предметам труда

 Воспитатель: По традиции в старину под Рождество гадали, хотели узнать, что ждет их в будущем.

Что было, то видели, что будет, увидим.

Дети достают из мешочка предмет труда, называют профессию

Заключительный

Вот и заканчиваются наши посиделки.

Мы говорим вам до свидания, Мир тому, кто в этом дому.

Дети проговаривают пожелания гостям

Приложение к конспекту:

Приложение №1

Игра «Бабушка Маланья»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети встают лицом в круг)

И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)

Ничего не ели, на нее смотрели, (смотрят на ведущего)

Делали вот так!

Приложение №2

Дети берут звезду колядочников.

1 ребенок 

Коляда, Коляда!

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.      

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

2 ребенок

Поздравляем с Рождеством,

Мы пришли сюда с добром,

Вы подайте нам немножко,

Пирожочка на дорожку,        

Чтобы счастье к вам пришло,

Чтоб во всём вам повезло!

3 ребенок

Колядин, колядин

Я у мамки один,

По колено кожушок,

подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

 подавай пятачок

4 ребенок

Ну-ка добра хозяйка,

Нам конфет скорей давай-ка!

Счастья, радость в дом несем,

Пирожки еще мы ждем!

Будет день и пища будет,

Коляда вас не забудет!

5 ребенок

Коляда, коляда

Накануне Рождества

Тетенька , добренька,

Пирожка-то сдобненька-

Не режь, не ломай, поскорей подавай.

Двоим, троим , давно стоим,

Да не выстоим!! Печка то топиться,

пирожка –то хочется!

6 ребенок

Коляда, Моляда! Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота,

 Ещё мелкой скотинки – числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки – завалим окошки,

Кто не даст пирога – сведём корову за рога,        

Кто не даст хлеба – уведём деда,

 Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Хозяйка:

 -Ох, веселые ребятки хорошо вы спели колядки. Вот спасибо, милые! Угодили, что и говорить! Ну-ка, подставляйте свой мешок, положу вам в него угощенье! Пожалуйте, гости, я вас дожидалась, дом мой просторный, пироги мои вкусные, сытные. Проходите, садитесь к столу, родные, будьте как дома: гость в дом – хозяину радость!

Приложение №3

Игра «Чудесный мешочек»

• Ножницы детские – парикмахер

• Сантиметр – портной

• Книжка – писатель

• Музыкальный инструмент – музыкант

• Краски – художник

• Градусник – врач

• Машина – водитель

• Монета – бухгалтер, кассир, банкир и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и сво...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Презентация проекта "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры"

Тип проекта: познавательный, творческий.По составу участников: групповой.По срокам реализации: долгосрочный.Состав участников:- педагоги;- воспитанники и их родители.Цель проекта: Формирование чу...