«Использование ИКТ в образовательной деятельности старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, мы с вами в быстро изменяющихся экономических условиях должны обладать разносторонними знаниями, уметь варьировать их и применять в нестандартных ситуациях. Только тогда мы можем быть социально защищенными, конкурентно способными на рынке труда. А для этого наша деятельность должна носить творческий характер, а если есть серьезные изменения в образовании, то в первую очередь должен меняться педагог. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, оригинально мыслящие, творческие. Умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Это заказ государства.

Под ИКТ мы подразумеваем использование компьютера, Интернета, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Абсолютно ясно, что становятся основным инструментом, который будет использоваться не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Внедрение современных технологий позволяет сделать работу продуктивной и эффективной.

Применение ИКТ позволяет:

*проводить основную образовательную деятельность на хорошем эстетическом и эмоциональном уровне;

*обеспечивать наглядность;

*привлекать большое количество дидактического материала;

*повышать объем выполняемой работы;

*создавать интерактивные задания и упражнения;

*компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы воспитателя, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах размещается картинный материал, цифровые фотографии, тексты, добавляю музыкальное и голосовое сопровождение. 

При такой организации материала включается три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Применение информационных технологий при формировании элементарных математических представлений позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, это да т возможность повысить эффективность образовательной деятельности, создать игровые ситуации с элементами соревнований, обеспечивает каждому ребенку равный старт, который позволит успешно обучаться в школе.

Технология слайда с встроенным макросом Drag And Drop позволяет детям переносить объекты с помощью компьютерной мышы. Такие ситуации способствуют формированию у дошкольников рефлексии своей деятельности, позволяют им наглядно представить результат своих действий.

Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Использовать тренажер – игру можно при закреплении и проверке знаний, а так же и для индивидуальной тренировки и занятий дома с родителями.

К мультимедийным дидактическим играм можно отнести разного вида тесты, созданные на основе специальных шаблонов.

Конструирование является исключительно детской деятельностью. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь и техника письма. При изучении темы «Автомобили» можно применить упражнение «Собери машину»- задача детей смоделировать из геометрических фигур машину и затем придумать и смоделировать свой автомобиль. В результате данной деятельности у детей развиваются новые оригинальные идеи и независимое мышление.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте используются схемы-блоки с наглядным выделением в картинках словах первых звуков с образованием слогов и с последующим составлением из них новых слов. Рассмотрим, рабочий диалог.

- Слово машина начинается на ма-, сколько звуков? Назовите эти два звука. Два звука - это слог, то есть часть слова. Вспомните слова, начинающиеся на слог ма-.(мама, матрешка, мальчик, мак). Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребенка, и он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы будут услышаны и увидены. Вс это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Развивать связную речь - логически последовательно и грамматически правильно - задача не из легких. Работу по составлению сюжетного рассказа можно проводить приемом фрагментарного рассказывания. С помощью контрастной рамки и макросов в 3-и этапа:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет. В данном случае презентация повышает мотивационную готовность детей к обучению.

При проведении экспериментально-познавательной деятельности можно использовать отрывки из мультфильма «Фиксики», интерактивные физминутки, слайды с изображением этапов экспериментов. В процессе экспериментов дети выясняют удивительные свойства окружающей действительности. Презентация подтверждает деятельность детей моментами из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывают затруднения. Движения, звук, анимация, мультипликация надолго привлекают внимание детей, повышает интерес к изучаемому материалу, вызывает восторг, что приближает изучаемые процессы к жизни ребенка. Дети выстраивают алгоритм действий, строят предположения и выводы, подтверждаемые картинками на экране. Следовательно, ребенок учится контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника, и вызвало какой - то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Таким образом, мультимедийные презентации превращают образовательную деятельность в живое действие, вызывают у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущий. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. По средствам компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, менее тревожными.

Ежедневная утреннюю зарядку можно проводить под бодрящие, детские песенки. Для того чтобы засыпание детей было быстрым и приносило радость можно применять музыкальное сопровождение, прослушивание тихих сказок. Данный прием у детей снижается эмоциональное напряжение, успокаивается и восстанавливается дыхания, дети крепче и продолжительнее спят.

Пробуждение после дневного сна можно сопровождать тихой, нежной, легкой и радостной музыкой по методике Н. Ефименко. Это вырабатывает у ребенка легкий и спокойный рефлекс просыпания, переход из состояния полного покоя к активной деятельности.

Применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо. ИКТ способствует повышению интереса к обучению, его эффективности  всестороннему развитию дошкольника. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Данный опыт будет всегда актуальным и востребованным, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, делая педагогический процесс увлекательным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_so_starshimi_doshkolnikami.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 64»

(МБДОУ «Детский сад № 64»)

«Использование ИКТ  в образовательной    

  деятельности старших дошкольников»

Подготовил:

старший воспитатель

Уткина И.В.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, мы с вами в быстро изменяющихся экономических условиях должны обладать разносторонними знаниями, уметь варьировать их и применять в нестандартных ситуациях. Только тогда мы можем быть социально защищенными, конкурентно способными на рынке труда. А для этого наша деятельность должна носить творческий характер, а если есть серьезные изменения в образовании, то в первую очередь должен меняться педагог. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, оригинально мыслящие, творческие. Умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Это заказ государства.

Под ИКТ мы подразумеваем использование компьютера, Интернета, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Абсолютно ясно, что становятся основным инструментом, который будет использоваться не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Внедрение современных технологий позволяет сделать работу продуктивной и эффективной.

Применение ИКТ позволяет:

*проводить основную образовательную деятельность на хорошем эстетическом и эмоциональном уровне;

*обеспечивать наглядность;

*привлекать большое количество дидактического материала;

*повышать объем выполняемой работы;

*создавать интерактивные задания и упражнения;

*компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы воспитателя, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах размещается картинный материал, цифровые фотографии, тексты, добавляю музыкальное и голосовое сопровождение. 

При такой организации материала включается три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Применение информационных технологий при формировании элементарных математических представлений позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, это да т возможность повысить эффективность образовательной деятельности, создать игровые ситуации с элементами соревнований, обеспечивает каждому ребенку равный старт, который позволит успешно обучаться в школе.

Технология слайда с встроенным макросом Drag And Drop позволяет детям переносить объекты с помощью компьютерной мышы. Такие ситуации способствуют формированию у дошкольников рефлексии своей деятельности, позволяют им наглядно представить результат своих действий.

Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Использовать тренажер – игру можно при закреплении и проверке знаний, а так же и для индивидуальной тренировки и занятий дома с родителями.

К мультимедийным дидактическим играм можно отнести разного вида тесты, созданные на основе специальных шаблонов.

Конструирование является исключительно детской деятельностью. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь и техника письма. При изучении темы «Автомобили» можно применить упражнение «Собери машину»- задача детей смоделировать из геометрических фигур машину и затем придумать и смоделировать свой автомобиль. В результате данной деятельности у детей развиваются новые оригинальные идеи и независимое мышление.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте используются схемы-блоки с наглядным выделением в картинках словах первых звуков с образованием слогов и с последующим составлением из них новых слов. Рассмотрим, рабочий диалог.

- Слово машина начинается на ма-, сколько звуков? Назовите эти два звука. Два звука - это слог, то есть часть слова. Вспомните слова, начинающиеся на слог ма-.(мама, матрешка, мальчик, мак). Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребенка, и он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы будут услышаны и увидены. Вс это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Развивать связную речь - логически последовательно и грамматически правильно - задача не из легких. Работу по составлению сюжетного рассказа можно проводить приемом фрагментарного рассказывания. С помощью контрастной рамки и макросов в 3-и этапа:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет. В данном случае презентация повышает мотивационную готовность детей к обучению.

При проведении экспериментально-познавательной деятельности можно использовать отрывки из мультфильма «Фиксики», интерактивные физминутки, слайды с изображением этапов экспериментов. В процессе экспериментов дети выясняют удивительные свойства окружающей действительности. Презентация подтверждает деятельность детей моментами из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывают затруднения. Движения, звук, анимация, мультипликация надолго привлекают внимание детей, повышает интерес к изучаемому материалу, вызывает восторг, что приближает изучаемые процессы к жизни ребенка. Дети выстраивают алгоритм действий, строят предположения и выводы, подтверждаемые картинками на экране. Следовательно, ребенок учится контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника, и вызвало какой - то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Таким образом, мультимедийные презентации превращают образовательную деятельность в живое действие, вызывают у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом, ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущий. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. По средствам компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, менее тревожными.

Ежедневная утреннюю зарядку можно проводить под бодрящие, детские песенки. Для того чтобы засыпание детей было быстрым и приносило радость можно применять музыкальное сопровождение, прослушивание тихих сказок. Данный прием у детей снижается эмоциональное напряжение, успокаивается и восстанавливается дыхания, дети крепче и продолжительнее спят.

Пробуждение после дневного сна можно сопровождать тихой, нежной, легкой и радостной музыкой по методике Н. Ефименко. Это вырабатывает у ребенка легкий и спокойный рефлекс просыпания, переход из состояния полного покоя к активной деятельности.

Применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо. ИКТ способствует повышению интереса к обучению, его эффективности  всестороннему развитию дошкольника. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Данный опыт будет всегда актуальным и востребованным, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, делая педагогический процесс увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД с использованием ИКТ для старших дошкольников

Цель занятия проверить на сколько хорошо дети знают дорожные знаки и умело применяют знания на практике. Данное занятие позволит закрепить знание детей о правилах поведения на дорогах, на улицах; пров...

Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у старших дошкольников с ОВЗ

Формирование произносительной стороны речи с  использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ( дети с ДЦП, имеющие речевые  нарушения)...

Конспект викторины "Школа пешеходных наук" с использованием ИКТ для старших дошкольников

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто стави...

Методика использования дидактических игр старших дошкольников

Методика использования дидактических игр старших дошкольников...

Методика использования мнемотаблиц со старшими дошкольниками

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин ( как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных гру...

Использование кроссвордов со старшими дошкольниками

Творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Дети любого возраста откладывают свои дела, заслышав какой-то вопрос, ответ на который они точно знают. Вот тут и надо воспользоваться момен...