Консультация для педагогов «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
материал

Карлина Ирина Николаевна

         Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка  оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первая школа имени М.А. Пронина   дошкольное отделение-детский сад №5 города Звенигорода

Консультация  педагогов на тему: «Развитие  экологического воспитания дошкольников  через  дидактические  игры»

https://i.ytimg.com/vi/_O0lJVdUZME/maxresdefault.jpg

                                                            Подготовил и провел:

                                             Воспитатель:

                                              Карлина И.Н.

Звенигород, 2024

         Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка  оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком  действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  Отсюда можно сделать вывод, что Игра оказывает на дошкольника развивающее воздействие 

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). Поэтому  основной целью является формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи дидактических игр:

  • формирование системы элементарных экологических знаний;
  • развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.

  Виды дидактических игр:

  • игры на формирование экологических представлений о мире животных;
  • игры на формирование экологических представлений о мире растений;
  • игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • игры на ознакомление с взаимосвязями человека с   окружающей средой    

Структура дидактической игры:

  • дидактическая задача
  • игровая задача
  • игровые действия
  • правила игры
  • результат

       При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:

  • Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время  доступна  детям;
  • Постоянно усложнять  дидактическую задачу и игровые действия;
  • Конкретно и четко определять правила.

В работе с детьми  в основном  используется основные виды дидактических игр по экологическому  воспитанию.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1.Игры с предметами (игрушками, природным материалом)

          Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. К ним относят игрушки, предметы из природного материала, картинки тематические, предметы быта, одежды (Игры: «Чудесный мешочек», « Подбери по форме», « Найди свой домик», «Четвертый лишний», «Соберем матрешку», «Соберем  урожай»,

« Поймай рыбку»).

2.Настольно – печатные игры это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Они направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).  Эти  игры  способствуют

развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть

результаты своего хода, на развитие мыслительных операций

(лото «Животные», домино, лабиринты, «Назови одним словом», «Найди пару»,  «Когда это бывает?», «Собери картинку», мозайка).

3.Словесные игры

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. В таких  играх требуется использовать приобретенные ранее знания в  новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи (Игры:« Похож - не похож», «Я знаю пять видов животных», «Загадай, мы отгадаем», «Вершки – корешки», «Закончи предложение…», « Угадай по описанию»).

       Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

человек стал человеком когда услышал шопот листьев...

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Консультация "Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры"

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения....