Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «Решение противоречий в сказках» «Сказка продолжается»
методическая разработка (старшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

 Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Решение противоречий в сказах»

«Сказка продолжается»  Старшая группа (5  - 6 лет)

Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ.

 Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 

«Решение противоречий в сказке» 

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить. 

«Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?

Игра «Маша и медведь»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Игра «Красная Шапочка»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Игра «Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Материл. 7 карт с иллюстрациями  сказок: 1«Решение противоречий в сказке». Игра «Маша и медведь»; 2. «Решение противоречий в сказке». Игра «Теремок»; 3. «Решение противоречий в сказке». Игра «Красная шапочка»; 4.«Решение противоречий в сказке». Игра «Корзинки для козлят»;  5.«Решение противоречий в сказке». Сказка «Гуси-лебеди»; 6. «Решение противоречий в сказке», Сказка «Репка; 7. «Решение противоречий в сказке», Сказка «Колобок».

С другой стороны карты  изображены цель и проблемная ситуация. Приложение 1.

2. Фото игры. Приложение 2.

Ход игры. В игре участвуют от 2 человек и вся группа и ведущий. (Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка).

Ведущий берет иллюстрацию и спрашивает название сказки, читает проблемную  ситуацию. (Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения)

Пример. Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?                                                                                                                      Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                                         - Сложить пирожки в руки, позвать кого-нибудь на помощь, завязать место разрыва узелком, положить пирожки в пакет.

Приложение 1.

                                                                                                                                                                                                                                                       

C:\Users\пк\Desktop\img3.jpg

Игра «Маша и медведь» Ситуационная игра  на нахождение внутренних ресурсов.

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? 

C:\Users\пк\Desktop\maxresdefault.jpg

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ СИТУАЦИИ

 В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

           Русская народная сказка «Теремок». Большой медведь узнал, что все звери живут вместе в теремке. Ему тоже захотелось жить с другими зверями. Но если он попытается залезть в теремок, то он его разрушит.

 Административное противоречие: как поселится медведю в теремке, не разрушив его?

Техническое противоречие:

Если медведь будет жить в теремке, то:

«+»:  - все звери будут жить вместе;

«-»:   - зверям будет тесно;

Если медведь не будет жить в теремке, то:

«+»: - теремок сохранится;

          «-»:  -  желание медведя не удовлетворяется.  

Физическое противоречие: медведь должен жить вместе со всеми зверями, чтобы всем было весело, и не должен, чтобы не разрушить теремок.

ИКР: теремок при необходимости увеличивается  и уменьшается

Ресурсы: вещественные по принципу разделения противоречивых свойств во времени:

  • Теремок из резины (надувается, когда медведь приходит и сдувается, когда медведя нет).

РВС: затрачивается немного времени, размеры соответствуют всем зверям, не очень затратно (придется установить компрессор).

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/images/200/161/86.jpg

Игра «Красная Шапочка» Ситуационная игра на нахождение внутренних ресурсов.

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

         

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ СИТУАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

          Сказка «Красная шапочка»: девочка должна идти к бабушке, чтобы навестить ей, но это опасно, потому что в лесу она может встретить волка, который может её съесть.

Принцип предварительного действия: поговорить с мамой о том, как надо вести себя в лесу.

Принцип изменения окраски: при встрече с волком, девочка может сделать ему комплименты, в результате чего они станут друзьями.

http://school76-tmn.org.ru/sites/default/files/field/image/5265e22129adb6901a104fd0.jpg

«Решение противоречий в сказке» Ситуационная игра на нахождение внутренних ресурсов.

Игра «Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cabd420fd65.jpg

«Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.

Пример. Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

https://ladyle.ru/images/ladyle/2019/10/repka-e1571119940214.jpg

«Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?

C:\Users\пк\Desktop\d0a4c029145f6d255ba1aa9117036adc77bb986c.jpg

«Решение противоречий в сказке»

Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.

Сказка «Колобок»

Проблемный вопрос. Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?


Приложение 2.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210426_145334.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...

Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...

Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».

Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ. Игра "Учимся сравнивать и загадывать"

Цель игры: закреплять знания имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, составлять описательные загадки. Создать предпосылки для развития способн...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ. Игра "Угадай по описанию"

Карточки для игры «Угадай по описанию»Цель. Продолжать учить угадывать описание объектов.Ход игры. Нужно угадать по описанию о чем или ком идет речь....