Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем
материал (старшая группа)

Русских Галина Михайловна

Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем

Скачать:


Предварительный просмотр:


Родительское собрание в старшей группе «Играем, речь развиваем!»

Форма проведения: Мастер-класс «Играем, речь развиваем».

Цель: Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить представление родителей о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

2. Представить родителям практический материал по данной теме.

3. Научить родителей речевым играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук для их использования в домашних условиях.

4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Предварительная работа:

Пригласить родителей на родительское собрание.

Подборка игр и наглядных пособий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, для проведения игр с родителями.

Подготовка презентации родительского собрания.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателю Галина Михайловне.

2. Доклад логопеда Натальи Владимировны «Речевые особенности детей   5 – 6 лет».

3. Мастер-класс проводит Галина Михайловна «Играем, речь развиваем!».

4. Прочие вопросы. Подведение итогов.

1.Вступительное слово воспитателя.

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.

Сначала нам необходимо выбрать председателя родительского собрания, чтобы вести протокол.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители- пример тому»

                                                                                                           Себастьян Брандт

 

Семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребёнка. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания, формирует первые умения, навыки. Только совместными усилиями родителей и педагогов детского сада мы можно решить проблемы воспитания и развития ребёнка. Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, а затем в школе, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.

2. Доклад логопеда «Речевые особенности детей 5-6 лет».

Мы предоставляем слово логопеду нашей группы Наталье Владимировне.

(доклад по теме «Речевые особенности детей 5-6 лет»

3. Мастер-класс «Играем, речь развиваем!»

1 Слайд.

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. Очень важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас. Существует много игр и упражнений, которые формируют грамотное высказывание, логику, мышление. В такие игры можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на эти занятия времени, оно потом во много раз окупиться. Сегодня мы будем знакомится с упражнениями, играми, и на мгновенье превращаться в детей и путешествовать в «Счастливое Детство».

Давайте посмотрим вокруг себя, поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. 

2 Слайд. (2 раза)

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3 Слайд.

Например: вы увидели яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Можно даже устроить соревнование.

1) Игра «Подбери словечко».

Яблоко какое? (родители отвечают - сладкое, сочное, круглое, большое, маленькое, блестящее, сочное, желтое, душистое, тяжелое, вымытое и т. д.)

Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдет интереснее и веселее, если в нее будут играть все ваши члены семьи, или друзья вашего ребенка. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть, сравнить между собой. В этом поможет игра!

2) Игра «Сравни два яблока» - (или два предмета)

одно яблоко желтое, а другое красное. Одно сладкое, другое - кислое, у одного коричневые семечки, у другого - белые, одно большое, другое - маленькое и т. д. Можно сравнивать и разные фрукты (яблоко и апельсин, лимон, банан).

4 Слайд.

3) Игра «Приготовим сок».

Какой сок получится: из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, из апельсина - апельсиновый и т. д. Можно в эту игру играть наоборот: (задаю вопрос для родителей) Апельсиновый сок из чего? (ответы родителей - из апельсина, вишневый из чего? - из вишни и т. д.

5 Слайд. (2 раза)

4) Игра «Угадай по описанию?»

 Дети очень любят играть в игру «Угадай по описанию». Для этого можно использовать любые предметы.  Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? – (ответы родителей –Лимон). А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для него будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

6 Слайд.

5) Игра «Чем закончилось».

Это даже не игра, а взаимодействие с ребенком. Например, смотрите мультфильм, детский фильм и очень заинтересованы, чем этот мультфильм закончится, но вам нужно срочно отойти на кухню. Попросите своего ребенка досмотреть мультфильм до конца, а потом рассказать, чем он закончился. Ребенок досматривает и старается рассказать его грамотно, подробно. Вы его хвалите, благодарите. Малыш понимает, что он выполнил просьбу мамы и очень этим эмоционально доволен.

7 Слайд.

6) Игра «Слова - друзья» или слова синонимы.

Воспитатель: Как можно сказать о печальном человеке? Печальный, а еще какой?

- грустный, не веселый, унылый, подавленный и др.

Воспитатель: Как можно по - другому сказать, это храбрый мальчик. (ответы родителей - смелый, бесстрашный, сильный, отважный …)

Синонимы дети усваивают труднее, сложнее. Для усвоения необходимо как можно чаще использовать такие слова в нашей речи. Тем самым расширяя и пополняя словарный запас у детей.

Сейчас мы поиграем.

7) Игра «Скажи наоборот» (антонимы).

Эта игра полезна, она тренирует не только образное мышление, но и внимание. Кто знает, что такое антонимы? Это слова противоположного значения. Вы берете листок со словом, прочитав его вслух – называете антоним. Итак например:

Большой – маленький, (дальше продолжаю играть с родителями) темно - светло, медленно - быстро, уронил - поднял, холодный - горячий, мокрый - сухой, громкий - тихий, хвалить - ругать, холод - тепло, ночь - день, добрый - злой, кричать - молчать, скучно - весело,  плохо - хорошо, скучно - весело, друг – враг, редкий – частый,  узкий – широкий, длинный - короткий и т. д.

8) Игра «Закончи слово».

Воспитатель: Называем только первый слог, можно и два, в зависимости от сложности. (игру провожу с родителями).

При…шел, сту…л, ум…ный, че…ловек, ок…но, пла…тье, чело…век, шу…ба, кош…ка, и др.

Детям нравятся играть с мячиком. Мячик с шипами, такой колючий детям бывает сложно поймать. Очень хорошо использовать такой мяч в играх с детьми, т.к. развивается тактильное ощущения, моторика, внимание, ловкость.

9) Игра «Придумай слова с заданным звуком». «Найди звук в слове» 

 Вы задаете любой звук, и на этот звук придумываются слова. Например: звук «З» - забор, «М» - молоко, «Ж» - жук, «А» - апельсин и др.

Слово «Жук» звук  «Ж» в начале слова, «лужа» – в середине, «муляж» - в конце слова.

8 Слайд.

10) «Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».

11) «Рассказы об увиденном»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы об увиденном». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать об увиденном. «Что изображено? Какого размера? Что еще можно рассказать?».

12) «Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

9 Слайд.

13) Игра «Вопрос – ответ»

-    «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...»

-    «А что выше - дерево или человек?»  

(далее задаю вопросы родителям)

  • «Может ли человек быть выше дерева? Когда?».
  • «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...»
  •  «А что шире - ручеек или река?».
  • Что бывает белым?
  • Пушистым?
  • Холодным?
  • Твердым?
  • Гладким?
  • Круглым?.

Важно чтобы ваш ребенок вступал в речевое взаимодействие.

10 Слайд.

14) Играть, на кухне – это интересно. Готовим вместе.

  • Называйте свойства продуктов или ребенок называет их сам (цвет, форму, размер, вкус, горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.).
  • Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.
  • Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете, предложите ребенку сделать это вместе с вами, приобщая его к общению.

11 Слайд. (2 раза)

Чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети понимали, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках, в интернете.

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение и разучивание произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

Хочу отметить, что с детьми эти игры проходят весело, шумно, забавно.

12 Слайд.

«Разные речевые игры»

   «Какое слово лишнее?»

Тигр, Белка, Собака, Волк

Стул, Диван, Шкаф, Кофта

Сапоги, Картофель, Туфли, Кеды

Синий, Сильный, Красный, Фиолетовый

Доброта, Красота, Ложка, Сила

      «Один – Много»

  Карандаш – Карандашей

  Помидор – Помидоров

  Дерево – Деревьев

  Кошка – Кошек

13 Слайд.

А сейчас мы поговорим о развитии мелкой моторики. 

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»      В.М. Бехтерев

Для развития мелкой моторики детей в группе предлагаются игры с мячом «Су - Джок». Эти занятия оказывают хорошее массажное и стимулирующее действие на кисти рук.

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

14 Слайд.

Работа с карандашом и штриховка.

 Работа с карандашом формирует навыки:

- правильного удерживания карандаша без напряжения,

- наносить линии в одном направлении,

- графического умения при письме через штриховку в разных направлениях.

15 Слайд.

Хочется еще познакомить Вас с кинезиологическими упражнениями.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности и развитию речи.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Сейчас мы с Вами выполним несколько упражнений.

Более сложнее выполняется упражнение одновременно двумя руками.

Например: Упражнение - обе ладони лежат на столе, одна из ладоней сжимается в кулак, а другая лежит неподвижно; поочередное сжимание и разжимание пальцев в кулак, при этом пальцы прижаты друг к другу.

Упражнение - обе ладони сжаты в кулачки, большие пальцы подняты вверх; выполняются круговые движения большими пальцами.

Воспитатель: Давайте вместе с вами выполним эти упражнения.

4. Прочие вопросы. Подведение итогов.

Вопросы:

  1. Оплата за детский сад производиться своевременно до 10 числа каждого месяца.
  2. Обращаем Ваше внимание на внешний вид детей. Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида помогает сформировать внутренний мир маленького человека. Ребенку надо объяснить, что быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Родители должны следить и помогать детям следить за сохранностью, безопасностью  и чистотой одежды и обуви. Одежда ребенка должна соответствовать размеру.
  3. Расходный материал для продуктивной деятельности. (клей, ватман, бумага). В течении учебного года, возникает дополнительная потребность в этих материалах.
  4. Обращаем внимание на посещаемость детей. Отсутствовать в детском саду допускается до 5 дней и ставиться «Н», тогда можно прийти без справки. Если ребенок начал заболевать, то сразу обращаемся к педиатру, и в детский сад приходим только со справкой. Остальные пропуски возможны по заявлению родителя на отпуск.
  5. В детский сад приходим до 7.50, в 8.00 начинается образовательный процесс.

Подходит к концу наша встреча, и мы с вами подведем итог этому мастер - классу. Хочется узнать, была ли для вас полезна та или иная информация. Чтобы в этом убедиться, прошу ответить на вопросы: Что было интересно? Что полезного подчерпнули для себя и своего ребенка? Как бы вы дома стали заниматься со своим ребенком? Для этого предлагаю взять из секретной корзинки свернутые трубочки папируса, прочитать написанное в нем предложение, и закончить его по своему усмотрению.

Например«Я сегодня удивилась….»«Я почувствовала, что…»«Было интересно в игре…»«Я поняла, что…»«Мне захотелось…»«Было трудно…», «Теперь я могу…».

16 Слайд.

Играя со своими детьми, вы сможете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
 
Желаем вам удачи!

C:\Users\User\Desktop\Галя\игра Кому что нужно\Слайд2.JPGC:\Users\User\Desktop\Галя\игра Кому что нужно\Слайд2.JPGC:\Users\User\Desktop\Галя\игра Кому что нужно\Слайд2.JPG

«Я сегодня удивилась…»

«Я почувствовала, что…»

«Было интересно в игре…»

«Я поняла, что…»

«Мне захотелось…»

«Было трудно…»

«Теперь я могу…»

«Мне было интересно…»

«Для себя я подчерпнула…»

«Я поняла, что…»

«Теперь я могу…»

«Мне захотелось…»

«Было трудно…»

«Я научилась…»

медленно

уронил

холодный

мокрый

громкий

хвалить

холод

ночь

добрый

кричать

скучно

плохо

скучно

друг

редкий

широкий

длинный

белый

храбрый

злой

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков  у детей младшего возраста»...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Как устроить праздник для ребёнка".

В данном собрании родители сами поделятся друг с другом опытом организации семейного Нового года, проведут мастер-классы по оформлению подарков, расскажут о необычных способах их приподнесения и много...

Родительское собрание в форме мастер-класса

Сценарий мастер-класса "Веселые путешественники" в 1 младшей группе во взаимодействии с музыкальным руководителем....

Отчетная статья «Родительское собрание в форме мастер-класса «Новогодние чудеса своими руками»

Одной из форм взаимодействия ДОУ и семьи являются родительские собрания. Как показывает опыт работы, на традиционные собрания родители идут неохотно. Поэтому в своей работе мы пользуемся нетрадиционны...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительно...