Технологическая карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». В средней группе. Тема: «Текст 36, Встреча с ежиком». Название: «Встреча с ежиком» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
план-конспект занятия (средняя группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

(занятия)

по образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи».

В средней группе

Тема: «Текст 36, Встреча с ежиком»

Название: «Встреча с ежиком»

Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна

г. Югорск, 2023г.

Цель: формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать обучать детей слушать рассказы писателей.

-Упражнять детей в составлении загадки о еже по технологии ТРИЗ.

- Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

 - Формировать умения отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность.  

- Развивать речь, память, мышление.

 - Развивать координации движений.

- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Материалы и оборудование. Игрушка еж. Таблица для загадывания загадки по технологии ТРИЗ, которая постепенно заполняется. Портрет иллюстратора – художника Маши Колкер. Иллюстрация иллюстратора – художника Маши Колкер к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком».

Портрет Елены Ивановны Матвеевой. Плакат «Нельзя брать домой диких животных». листьев для ежа. Раскраски про ежика. Массажный мячик.

Предварительная работа. Познакомить с рассказом Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком». Беседа о жизни животных. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением ежа и породы собак такса. Отгадывание загадок о животных. Чтение рассказов Е.И. Матвеевой «Читаем с таксой Ламбой»


Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

1мин.

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Приветствие детей друг друга.

Упражнение «Доброе утро! Улыбнись»

Воспитатель приглашает детей поприветствовать друг друга.

Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем: «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.

Повернись к соседу справа, подари улыбку,  

Повернись к соседу слева и снова улыбнись!

Дети заходят в группу, встают в круг, берутся за руки. Дети стоят в кругу, в соответствии с текстом, поворачиваются и улыбаются друг другу.  

Дети здороваются.

Актуализация,

3мин.

Развивать познавательную активность. Развивать речь, память, мышление.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.

В группе появляется ёжик (игрушка)

Рассматривание иллюстрации

к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»

Выставляется портрет иллюстратора – художника Маши Колкер.

1.Воспитатель. Ребята посмотрите к нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Проблемная ситуация.

Воспитатель. «Ежик хочет приготовить сюрприз для одного замечательного щенка таксы. Зовут щенка Ламба: сочинить загадку про ежика, но он не умеет этого делать и просит Вас, помочь ему сочинить загадку про ежика».

2.Воспитатель. Дети, поможем ежику, загадать загадку о еже.

Воспитатель. Еще ежик принес нам картинку и хочет рассказать, какая история с ним приключилась.

Воспитатель. Ребята смотрите какая красочная иллюстрация.

Воспитатель задает вопросы по иллюстрации (выставляется иллюстрация к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»).

Вопросы по иллюстрации.

1.Угадайте, к какому произведению нарисована иллюстрация.

2.Ребята посмотрите на иллюстрацию и скажите кого вы видите на ней.

3. Как, вы думаете, какое время года изображено? (Требую полного ответа)

4. А как вы догадались?

5.Что делает ежик?

6. Что делает такса Ламба?

7.В какой ситуации еж сворачивается в клубочек?

Воспитатель.

Вывод. Ребята Ежик принес Вам красочную иллюстрацию и обсудили, что на ней изображено

Молодцы!

Воспитатель. А создала ее замечательный художник – иллюстратор Маша Колкер.

(выставляется портрет Маши Колкер)

Воспитатель. Тебе ежик понравилось наше обсуждение.

Ребята ежик Вам говорит спасибо.

1.Дети. Здравствуй ежик.

2.Дети. Да.

Дети отвечают на вопросы по иллюстрации.

1. «Встреча с ежиком»

2. Мы видим собаку таксу Ламбу и ежика.

3. На картине изображено лето.

4.Цветут ромашки, зеленая трава.

5. Ежик свернулся клубочком.

6.Ламба увидела ежика.

7. Ежик сворачивается клубочком в случае опасности.

Динамическая

Пауза

1 мин.

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи, развитие координации движений.

Театрализованная игра в картину. Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

Воспитатель. Ребята давайте поиграем в нашу картину. Вы все превратитесь в ежиков, а я буду собакой таксой Ламба.

Ламба бежала по тропинке, увидела ежиков. Ежики почувствовали опасность, и все спрятались, превратились в колючий клубок.

Вывод. Мы с вами поиграли с вами в картину. Молодцы.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Расширение

имеющихся

представлений

6 мин.

Развивать

познавательную активность. 

Развивать речь, память, мышление.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Беседа по содержанию рассказа.

Портрет Елены Ивановны Матвеевой

Воспитатель. Вам понравился ежик? Многие писатели тоже любили наблюдать за животными и сочинять про них много рассказов.

Давайте вспомним рассказ Елены Ивановны Матвеевой.

Выставляется портрет писателя.

1.Давайте вспомним как он называется?

2.Кто бежал по тропинке?

3.Кого встретила Ламба?

4. Что решила Ламба, когда увидела Ежика?

5.Что сделал ежик, когда почуял опасность?

Дети.

1.Рассказ называется «Встреча с ежиком»

2. По тропинке бежала Ламба.

3.Ламба встретила Ежика.

4.Ламба решила с ежиком подружиться.

5.Он превратился в колючий клубок.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональной отзывчивость. Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Упражнение «Испуганный ежик»

(игра с массажным мячиком)

Выставляется плакат

«Нельзя брать домой диких животных

Воспитатель. Но пока мы с вами играли с нашим ежиком что-то случилось. Ребята закройте глаза.

Воспитатель. Посмотрите на него ребята.  Он свернулся в клубочек.

(Игра с массажным мячиком)

Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся собака? Подойдите к ежику, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика.

Кто хочет успокоить ежика?

Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы.

Можешь его погладить.

Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет.

Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только словами, но и жестами, мимикой, прикосновениями.

Успокой его – и ты увидишь, что он расслабится и раскроется.

Молодцы!

Воспитатель. Продолжим обсуждать рассказ Елены Ивановны Матвеевой «Встреча с ежиком».

6. Верно ли, что Ламба не знала, что у ежиков иголки такие острые?                  7.Правильно ли я понимаю, что Ламба подползла к ежику и ткнула его носом?                8. Как вы думаете, правильно ли подумала Ламба о том, что «Ой! Больно! Злой ежик! Не буду с тобой дружить».

Для чего нужны иголки ежу?  

9. Что сделал ежик, когда Ламба ткнула его носом? 

10. Ребята, что Вас (огорчило) в рассказе?

Воспитатель. Верно, иголки – это, средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй -ка, съешь его!

Вывод. Ребятки, если вам доведется повстречаться с ёжиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают.

Выставляется плакат. «Нельзя брать домой диких животных»

Еж. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежа, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А я отправлюсь дальше, по своим лесным ежиным делам.

Дети.

Сворачивается клубочком.

Дети подходят к ежику и успокаивают его.

6.Ламба не знала, что у ежиков иголки такие острые.

7. Ламба подползла к ежику и ткнула его носом.

8. Ежик не злой. В лесу ежика подстерегает много опасностей, поэтому ему постоянно надо быть начеку. Чтобы его не съели волк или лиса.

 9. Ежик фыркнул и убежал в лес.

10. Ламба не подружилась с ежиком.

11. Нельзя трогать и брать домой диких животных.

Практическая

работа

(5 минут)

Упражнять детей в составлении загадки о еже по технологии ТРИЗ. Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать речь, память, мышление.

Игровое упражнение «Составь загадку» по технологии ТРИЗ. Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части иллюстрации объекта.

Воспитатель. Ежик нам так понравилась твоя история, что мы решили про тебя загадку загадать.

Воспитатель. Дети, давайте с вами загадаем загадку о еже.                                                  

 Признак – действие.

1. - Что делает ежик? (Пыхтит, собирает, семенит)

2.- Пыхтит как кто или что делает так же? (Пыхтит как новенький паровозик.)

3.- Собирает как кто или что делает так же? (Собирает как хозяйка.)

4.Семенит как кто или что делает так же?

Воспитатель. Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Воспитатель. Ребята ежик говорит спасибо, ему очень понравилось загадка.

Вывод. Мы с вами загадали загадку о еже.

Молодцы!

1.Дети. Пыхтит, собирает, семенит.

2. Дети. Пыхтит как новенький паровоз. 

3.Дети.Собирает как хозяйка.

4.Дети. Семенит, как ребенок.

5. Дети. Пыхтит, как паровозик; собирает, как добрая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить.                                                          

Заключительный этап. Рефлексия,

2 мин

Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни животных, бережное отношение к ним.

Игровое упражнение «Ответь на вопросы»

Мячик массажный.

Раскраски про ежика.

Воспитатель. Ребята, мне очень интересно было с вами играть и в завершении, я хотела бы подарить вам раскраски про ежика и про собаку таксу, но, чтобы ее получить, вам надо ответить навопросы, а поможет мне в этом наш мячик, похожий на ежика.

1. Кто к нам пришел.

2.Что он нам принес.

3. Назови главных героев на иллюстрации Маши Колкер.

4.Расскажите, что мы делали, когда играли в картину.

4.Назовите, название рассказа Елены Ивановны Матвеевой.

5.Вам понравилась история «Встреча с ежиком»

6. Расскажите сочиненную нами загадку.

6. Можно ли домой брать и трогать диких животных.

Воспитатель. Какая хорошая история, мы теперь знаем, что если ежик сворачивается, то он может уколоть.

Ёжику пора идти в лес! Попрощаемся с нашим гостем. До свидания, до встречи.

Воспитатель. Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, надеюсь, что вы всегда бережно будете относиться к животным и будете в дальнейшем читать рассказы про таксу Ламбу.

Дети передают друг другу мячик.

1. К нам пришел ежик.

2.Он принес нам картинку.

3. Такса Ламба и ежик.

4. Превращались в ежиков, они почувствовали опасность, спрятались, свернулись в клубочек

4. «Встреча с ежиком»

5.Да.

6. Дети «Пыхтит, как новый паровозик; собирает, как добрая хозяйка; семенит, но не маленький ребенок, который учится ходить».

6. Нельзя брать домой диких животных.

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте занятия

 образовательная область «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

в средней группе занятие на тему: «Встреча с ежиком»

составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта занятия составлена, опираясь на ФГОС дошкольного образования и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Цель занятия предполагает формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению. Развитие навыков речевой деятельности – работа непростая. Она предполагает: рассматривание иллюстрации к произведению и обсуждение изображения, ответы на вопросы по содержанию короткого рассказа, упражнение в составлении загадки по технологии ТРИЗ, совершенствование навыков речевой творческой деятельности, развитие интереса к живой природе. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

            Место в системе занятий

Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе занятия. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

Занятие на тему «Встреча с ежиком», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются демонстрационный и раздаточный материал:

- для ознакомления и обсуждения рассказа Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком» выставляется красочная иллюстрация от художника - иллюстратора Маши Колкер (выставляется портрет Маши Колкер);

- перед обсуждением рассказа Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком» выставляется портрет писателя;

- для игрового упражнения «Составь загадку», вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части);

- для игрового упражнение «Испуганный ежик» используется массажный мячик;

- для вывода используется плакат «Нельзя брать домой диких животных»

Для создания эмоционального климата в группе было проведено упражнение «Доброе утро! Улыбнись».

Для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Ежика.

Актуализировать знания мы можем, совершенствуя навыки речевой творческой деятельности, через картинку к рассказу Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком», которую детям принес Ежик.

Для развития познавательной активности, совершенствуя навыки речевой творческой деятельности была рассмотрена иллюстрация к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком».

Снять эмоциональное напряжение, развивая речь; развивая координацию мы можем, применив театрализованную игру в картину.

Обсуждение рассказа Е.И. Матвеевой способствует формирование навыка отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Это позволило расширить имеющиеся представления

Для развития у детей интереса к живой природе, воспитывая эмоциональную отзывчивость было проведено упражнение «Испуганный ежик» (игра с массажным мячиком).

              Для рефлексии занятия помогло игровое упражнение «Ответь на вопросы» при помощи массажного мячика, где дети активно могут участвовать в диалоге с воспитателем. Данное упражнение даёт возможность воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, воспитывать любовь к природе, интерес к жизни животных, бережное отношение к ним.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в средней группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – упражнение «Доброе утро! Улыбнись» - 1 мин.;

- актуализация –- рассматривание и обсуждение иллюстрации Марии Колкер к рассказу Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком»- 3мин.;

 - динамическая пауза: «Театрализованная игра в картину» -1 мин.

- расширение имеющихся представлений – Беседа о рассказе Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком» - 6 мин.

- практическая работа - Игровое упражнение «Составь загадку» - 5 мин.

- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Ответь на вопрос» - 2 мин.

5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, ознакомление с рассказом Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком», беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций и картин с изображением ежа и породы собак такса. Отгадывание загадок о животных. Чтение рассказов Е.И. Матвеевой «Читаем с таксой Ламбой»

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. Занятие предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Создать эмоционально-положительный климат в группе.

Приветствие детей друг друга.

Упражнение «Доброе утро! Улыбнись»

Развивать познавательную активность. Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Формирование навыка отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.

Рассматривание иллюстрации к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»

Снять эмоциональное напряжение.

Развитие речи, развитие координации движений.

Театрализованная игра в картину.

Развивать познавательную активность.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Формирование навыка отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Беседа по содержанию рассказа.

Развитие у детей интерес к живой природе, эмоциональной отзывчивость. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Упражнение «Испуганный ежик»

(игра с массажным мячиком)

Упражнять детей в составлении загадки о еже по технологии ТРИЗ.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Игровое упражнение «Составь загадку»

Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни животных, бережное отношение к ним.

Игровое упражнение «Ответь на вопросы»

  1. Разработка и применение инструментов мотивации и рефлексии.

Для развития сюжетно-игрового замысла был использован игровой прием внесение игрушки Ежик «В гости пришел ежик». Была сообщена проблема: ежик не умеет сочинять загадки этого, и просит детей, помочь ему сочинить загадку про ежика».

 Он принес детям картинку и хочет рассказать, какая история с ним приключилась.

Рефлексия. Игровое упражнение «Ответь на вопросы» (Детям надо ответить на вопросы, а помогать им в этом мячик (массажный), похожий на ежика.  На заключительном этапе рефлексия даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме занятия.      

  1. Способы привлечения внимания детей, включение различных органов восприятия, различных видов памяти.

 Для привлечения внимания детей вовремя занятия используются:

- смена видов деятельности (рассматривание иллюстрации, театрализованная игра в картину, беседа по содержанию рассказа, игровые упражнения);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе рассматривания иллюстрации к рассказу Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком» и беседы по содержанию рассказа «Встреча с ежиком дети самостоятельно отвечают на вопросы;

- проявляют речевую творческую активность в составлении загадки по технологии ТРИЗ.

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.

Для профилактики утомляемости вовремя занятия используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Вывод.

Занятие на тему: «Встреча с ежиком» способствует формирование навыка правильного восприятия короткого рассказа, пробуждение интереса к чтению. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Совершенствование навыков речевой творческой деятельности реализуется средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением» в младшей группе (3 – 4 года). Тема: «Мы - путешественники». Название: «Транспорт» с использованием технологии ОТСМ -ТРИЗ.

Цель: познавательное развитие детей младшего возраста через единство решения игровых, познавательных и творческих задач. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с разными видам...