ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Мосина Ольга Геннадьевна

В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развития речи детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

При использовании на занятиях, в досуговой и самостоятельной деятельности этот вид работы поможет педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности детей, вовремя снимать физическое напряжение, активизируя процессы восприятия, внимания, реализовать интегративный поход к разнообразным видам детской деятельности через образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Данный материал можно использовать при проведении НОД, в режимных моментах, индивидуальной работе. Рекомендуется также к использованию для организации совместной деятельности детей и родителей.

Предназначено воспитателям, психологам, музыкальным руководителям, инструкторам физического воспитания, логопедам детских садов; полезно родителям для занятий с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosina_olga_gennadevna_metodposobie_2023.docx261.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 36 поселка Октябрьский муниципального образования Ейский район (МБДОУ ДСКВ №36)

Мосина Ольга Геннадьевна

воспитатель

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие

пос. Октябрьский, 2023

Мосина О. Г. Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. – Методическое пособие.

В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развития речи детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

При использовании на занятиях, в досуговой и самостоятельной деятельности этот вид работы поможет педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности детей, вовремя снимать физическое напряжение, активизируя процессы восприятия, внимания, реализовать интегративный поход к разнообразным видам детской деятельности через образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Данный материал можно использовать при проведении НОД, в режимных моментах, индивидуальной работе. Рекомендуется также к использованию для организации совместной деятельности детей и родителей.

Предназначено воспитателям, психологам, музыкальным руководителям, инструкторам физического воспитания, логопедам детских садов; полезно родителям для занятий с детьми в домашних условиях.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4

Введение 4

Цель и задачи занятий 7

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 8

Психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики 8

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста 11

Методические рекомендации по формам работы 16

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 20

Перспективный план на тему: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» 20

Подборка пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 23

Анкета для родителей 32

Оценочные мероприятия 34

Организационно-педагогические условия 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

ЛИТЕРАТУРА 44


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Введение

Актуальность проблемы речевого развития детей старшего возраста средствами пальчиковых игр и упражнений, обусловлена тем, что речевое и сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование речевого развития и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Время дошкольного детства является временем интенсивного речевого развития детей, от уровня которого зависит успешное умственное, физическое, эстетическое воспитание детей. Речевое развитие рассматривается как процесс, который приводит к развитию восприятия и формированию представлений о внешних свойствах вещей. В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие речевых способностей, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Полноценное развитие речи происходит только в процессе сенсорного развития, когда у детей формируются все виды восприятия, тем самым образовывается основа для развития умственной деятельности [11].

Для повышения эффективности образовательной работы, речевого развития и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения.

Пальчиковые игры, как и раньше, остаются эффективным средством речевого развития. В настоящее время разными авторами (Л. А. Венгер,
Г. А. Глушкова, Э. Г. Пилюгина) разрабатывается множество дидактических игр (в т. ч. пальчиковых) [12; 18; 35]. Идёт поиск альтернативных путей. Наблюдается возрождение дидактических систем Г. Домана, Ф. Фребеля [2].

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

В основу современных педагогических систем было положено развитие чувственного познания детей раннего возраста. М. Монтессори,
И. Песталоцци, А. П. Усова, Ф. Фребель разрабатывали определенное содержание и методы познания детей с миром вещей, с их свойствами и отношениями [2; 14; 15; 23]. Развитие восприятия и формирование представлений включалось в их работах в наиболее широкую педагогическую систему.

Методическое пособие адресовано воспитателям, психологам, музыкальным руководителям, инструкторам физического воспитания, логопедам детских садов; полезно родителям для занятий с детьми в домашних условиях.

Настоящее методическое пособие ставит своей целью согласование задач и методическую систематизацию пальчиковых игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Новизна методического пособия заключается в разработке системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Элементы новизны прослеживаются в организации предметно-пространственной развивающей среды, создании картотеки пальчиковых игр.

Практическая значимость данного педагогического опыта заключается в отборе и систематизации современных технологий обучения и моделирования их в реальных педагогических условиях, а также в том, что он разработан в игровой форме, что соответствует требованиям ФГОС ДО и может быть использована педагогами дошкольных организаций [8].

Цель и задачи занятий

Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают. Главной целью пальчиковых игр является переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Содействовать нормализации речевой функции;

4. Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности – руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации и не успевают за ребятами. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи, специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, он запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше. Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи.

Актуальность данной темы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к графо-моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

К мелкой моторике относятся всевозможные жесты ребенка, которые начинаются от захвата какого-либо предмета до формирования почерка. Мелкая моторика имеет прямую связь с развитием речи ребенка. Мозг человека разделен на отдельные центры, которые выполняют определенную функцию. Центры мозга, которые отвечают за речь и мелкую моторику находятся в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь обоснована исследователями Института физиологии детей и подростков. На сегодняшний день возрастает количество детей с плохо развитой мелкой моторикой, что, в свою очередь, указывает на имеющиеся у детей отклонения в речи.

У детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеются специфические отклонения мелкой моторики, которые проявляются в:

– нарушении плавности и точности движений;

– не удержании поз пальцев;

– ошибках пространственной координации;

– трудностях в расстёгивании и застёгивании пуговиц;

– трудностях в завязываниях и развязываниях шнурков;

– трудностях перекладывания предметов;

– нарушениях темпа воспроизведения ритмического рисунка;

– скованности движений и нарушение их синхронности;

– наличии синкенезий и гиперкинезов;

– наличии тремора;

– нарушении контроля за собственными действиями; -неспособностью провести прямую горизонтальную либо вертикальную линию;

– трудностях формирования правильной траектории движений при написании цифр или геометрических фигур;

– отсутствием готовности к лепке, изобразительной деятельности и занятии ручным трудом;

– присутствие судороги и дрожи;

– недостатками психомоторики;

– недостаточно сформированной способности к самообслуживанию;

Мария Монтессори считает, что если есть дефекты речь, то судя по всему виновата в этом мелкая моторика. Движения рук детей старшего дошкольного возраста неловки, не согласованны. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в действии одновременно двумя руками.

Ребенок старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи быстро утомляется при проведении упражнений на развитие моторики, внимание его рассеяно, преобладает чувство тревоги за неудачно полученный результат работы. При манимуляции с предметами, не умеет регулировать силу захвата объекта. У детей 5–6 лет возникают затруднения в завязывании шнурков, в зашивании пуговиц, происходят непроизвольные движения пальцами, а также трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой, что влечет за собой отсутствие желания продолжать работу по развитию мелкой моторики.

Вследствие плохо развитой мелкой моторики дети 5–6 лет не готовы к школе, что сказывается на овладении им письмом.

Чтобы предотвратить отставание в развитии мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи используют пальчиковые игры, которые являются уникальным методом развития не только мелкой моторики, речи, но и подготавливают ребенка в школу, ведь по мнению М. М. Кольцовой упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.


Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.

Пальчиковые игры включают работу на улучшение мобильности пальцев, усовершенствовании их силы, гибкости, становлении подчерка, понижении физического напряжения и моральной усталости в ходе занятия.

В понятие «пальчиковые игры» включена работа по составлению посредством пальцев и учебных материалов цифр, букв и геометрических фигур. В обучении данные игры послужат не только для подвижности пальцев рук, но и легкому запоминаю букв и стихотворений.

Ученые, исследовавшие детей дошкольного возраста уверены в том, что достаточно развитая кисть руки, занимает важную роль в развитии центров головного мозга и становлении речи. В связи с этим, разговорная речь ребенка появляется, когда деятельность его пальцев достигают достаточной точности.

Для детей 5–6 лет требуется развивать полушария головного мозга и синхронизацию их работы посредством упражнений по формированию ловкости и точности движений кистей рук.

В. М. Бехтеров доказал, что данные игры позволяют снять у дошкольников умственную усталость, а Т. П. Хризман и М. И. Звонарева считают, что во время ритмических движений пальцами у детей усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга.

Китайские ученые убеждены, что формирование головного мозга взаимосвязано с моторикой рук. Утверждая, что работа пальцев рук оказывают положительное давление на организм, так как приводят в тонус тело и разум, благотворно влияя и на работу мозга.

Так же отечественный физиолог В. М Бехтерев обосновал в своих работах, что простые упражнения рук улучшают речь ребенка.

Пальчиковые игры имеют разнообразное содержание, вследствие чего их классифицируют на виды с определенным содержанием.

Виды пальчиковых игр:

  • игры – манипуляции,
  • сюжетные пальчиковые упражнения,
  • пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения,
  • пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук,
  • театр в руке.

Игры-манипуляции. Это выполнение упражнений самостоятельно или совместно со взрослым. Данный вид предполагает развитие воображение: в каждом пальце ребенок видит определенного человека или животного.

Сюжетные пальчиковые упражнения. Эти упражнения направлены на изображение из пальцев предметы транспорта, мебели, птиц, насекомых, деревьев, диких и домашних животных.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Данный вид отображает поочередное соединение пальцев каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, сжимать пальцы в кулак и разжимать, одновременно произнося парные звуки.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») разработана И. Деннисоном и Г. Деннисоном. Данный вид используют для развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Проведение гимнастики мозга требует сосредоточенности и внимания. Кинезиологические упражнения направлены на работу пальцев одной руки.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Осуществляется при помощи традиционных методов – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). С использованием каштана, грецкого ореха, шестигранного карандаша и массажного мячика самомассаж будет более действенным.

Театр в руке. Данных вид подразумевает создание из пальцев рук каких-либо животных и их обыгрывание. Этот вид повышает общий тонус, формирует концентрацию внимания, улучшает память и мышление, способствует снятию психоэмоционального напряжения ребенка, а также позволяет преодолеть страх перед публикой.

Пальчиковые игры используют не только индивидуально, но и в парах. Целью игры в парах является улучшение у детей коммуникабельности, усвоение правил во взаимодействии с другими людьми.

Для того чтобы совместно с мелкой моторикой рук развивалась и речь к любому виду необходимо добавить стихотворение, песни, считалки.

В результате пальчиковых игр дети дошкольного возраста совершают оригинальный пальчиковый тренинг. В состав тренинга входит: сохранение длительного времени определенной формы пальцев, формирование их подвижности и нормализации мышечного тонуса конечностей. Чередование заданий способствует снятию напряжения, расслаблению рук ребенка, что влечет за собой постепенному формированию мелкой моторики.

При проигрывании пальчиковых игр нервные окончания рук оказывают влияние на мозг ребенка, вследствие чего активизируется мозговая деятельность. Исследования М. М. Кольцовой подтвердили, данное утверждение, она писала, что каждый палец руки имеет большое значение для полушарий головного мозга. Исходя из этого, пальчиковые игры являются уникальным дидактическим материалом.

При применении пальчиковых игр необходимо помнить 2 правила:

  • необходимо равномерно нагружать пальцы левой и правой руки;
  • следует после каждой игры расслаблять пальцы. Методические указание к осуществлению пальчиковых игр:
  • перед началом игры обговаривается содержание, отрабатываются жесты и комбинации выполнения движений пальцев;
  • до игры помассировать ладони;
  • выполнять упражнения в медленном темпе, по несколько раз. Сначала левой рукой, затем правой, и в конце двумя руками, по возможности вовлекая все пальцы рук;
  • следует контролировать правильное расположение кистей рук, точный переход от одного жеста к другому;
  • речь педагога должна быть доброжелательна и спокойна;
  • дети имеют ограниченный объем внимание, вследствие чего не рекомендуется давать несколько сложных комбинаций, так как невыполнимая задача послужить отрицательным эмоциям у детей и
  • «отбить» интерес к продолжению игры
  • по необходимости оказывать поддержку в выполнении пальчиковых игр.

И. Е. Светлова считает, что влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи состоит в том, что:

  • формируется ловкость пальцев, навык согласовывать движение пальцев;
  • происходит становление устной речи;
  • активизируются творческие способности и навыки;
  • развивается воображение и фантазия;
  • закрепляются культурно-гигиенические навыки;
  • фиксируется внимание на конкретном виде деятельности, что позволяет улучшить усидчивость ребенка;
  • корректируется аффективная сфера ребенка;
  • развивается память;
  • оказывает положительное влияние на внутренние органы;
  • формирует оба полушария мозга;
  • укрепляет мышцы пальцев;
  • тренирует руку к письму.

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и прочее.

В ходе пальчиковых игр восприятие ребенка становится целенаправленным, вырабатывается умение вслушиваться в речь взрослого, концентрировать внимание и разумно его распределять, улучшается память, складывается положительное взаимоотношение между ребенком и взрослым. Также пальчиковые игры можно проводить как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной, учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка.

Уровень сформированности мелкой моторики рук является показателем готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, еще И. П. Павлов считал, что руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте прививать к детям любовь к пальчиковым играм.

Таким образом, пальчиковые игры являются уникальным средством развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Которые богаты своим разнообразием, вследствие чего вызывают у детей не только положительные эмоции в их проведении, но и развивают речь, высшие психические функции, оказывая благоприятное воздействие на весь организм.

Методические рекомендации по формам работы

Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям».

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь. Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза долна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры. Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах. Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым. Речь – неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется). Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Пальчиковых упражнений множество, но как интересней их применить, умножить их пользу? Для улучшения межполушарных связей некоторые упражнения грамотно делать в следующей последовательности: симметрично; поочередно; реципрокно. Например:

Коза:

(2 Ладони -симметрично

2 Козы - симметрично

1 Ладонь – 1 Коза – менять положение поочередно

1 Ладонь – 1 Коза – реципрокно, одновременно менять положение)

1 и 4

(Один: большой палец из кулака, – симметрично

Четыре: большой палец прижат к ладони, остальные прямо – симметрично

Один – Четыре – менять положение поочередно

Один – Четыре – реципрокно, одновременно менять положение)

Мудрость Востока, утверждает, что на наши ладони выходят все внутренние органы, работа с ними положительно сказывается на самочувствии ребенка, улучшает работу мозга. На акупунктурные активные точки лучше воздействовать механически с помощью шариков с шипами, шуршиков, грецких орехов. Катайте между ладошками вдоль и поперек, по– и против часовой стрелки, зажимая между пальцами.

Даже если вы не очень верите в пользу и силу работы с энергетическими каналами, просто механически используйте мудры - особое положение пальцев рук. Независимо от вас они окажут свою пользу. Вот, например, Мудра Жизни: – подушечки безымяного, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, указательный и средний пальцы выпрямлены без напряжения (способствует приливу сил при утомляемости, повышает работоспособность, а нашим детям с дефицитом внимания и быстрой утомляемостью просто необходима такая помощь). А теперь вопрос: какое пальчиковое упражнение напоминает Мудра Жизни? Правильно. Нашего Зайку.

На занятиях по развитию речи мы используем пальчиковые упражнения и упражнения по общей моторике для закрепления тех или иных обобщающих понятий. Часто педагоги испытывают дефицит хороших стихотворных текстов.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Перспективный план на тему: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

#1048;нтегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

#1057;истематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

#1044;ать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

План работы

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

Сенябрь

Октябрь

В течении

года

Ноябрь

Декабрь

В течении года

Февраль

Март

Апрель

Май

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Чтение рассказов, стихотворений,

потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр

Разучивание новых пальчиковых игр

Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых

Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Текстовой материал

Подборка игр и дидактических пособий

Текстовый материал

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Текстовый материал

Текстовый материал

Презентация на родительском собрании

Выставка рисунков

В течении года

Апрель

В течении

года

Май

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Чему мы научились

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразовани

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки»

Презентация на родительском собрании

Выставка детских рисунков


Подборка пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Замок»

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение – кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть – пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт – один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек – две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек – три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили – сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный – славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш – мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой –

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

«Кошка с молоком»

В нашей кухне на окне

(показать пальчиками на себя)

Стоит кружка с молоком.

(сжать левую руку в кулак)

Кошка к кружке подошла

(изобразить ходьбу пальчиками)

Сливок сверху попила

(погладить правым пальчиком левый кулак)

Глубже сунулась в горшок:

(засунуть правый пальчик в кулак)

- Вдоволь молочка напьюсь!

Что случилось? Ой, ой, ой!

(пальцы подвести к вискам)

Крутит кошка головой

(покрутить головой)

Напилась я молочка –

Не могу уйти с горшка!

(изобразить ходьбу пальчиками)

Горшок не слазит с головы.

Так и побегу я с ним!

(изобразить бег пальчиками)

«Соль»

Я в свои руки соль возьму,

(сделать чашечку из рук)

В горшке водичку посолю

(потереть большим пальцем одной руки об другие)

Пущу туда ежа морского

(изобразить плаванье кистями)

Ведь жизнь его в воде соленой.

(раздвинуть кисти изобразить приветствие)

«Водичка»

Нам водичка всем нужна

Умываться, зубки чистить, руки мыть

(изобразить умывание, чистку зубов, мытье рук)

Она нам жажду удалит

Охлаждает и бодрит

(руки скрестить, потереть плечи; показать силу в руке)

Нам ей нужно дорожить,

(указательным пальцем пригрозить)

Ведь без нее нам не прожить!

«Мясные пирожки»

Мясорубку я кручу,

(круговые движения кисть)

Фарш мясной я получу.

Раскатаю тесто в круг

(изобразить раскатку теста)

Горстку мясо положу

(сделать лодочку из ладошек)

Залеплю я по краям,

(соединение большого пальца с остальными изображая захват)

Угощу вас пирожком!

(изобразить приветствие)

«Наша каша»

Скушаю я кашу

(изобразить кушанье)

Вырасту здоровым

(показать силу в руке)

Ведь нет ничего полезней риса гречки и пшена.

(распрямлять пальцы согласно тексту)

Наготовлю я кастрюлю,

(изобразить кушанье)

Угощу я всю семью

(изобразить приветствие)

«Два медведя»

На берегу реки стоит изба

(изобразить крышу)

В избе сидели два медведя,

(показать указательный и средний палец)

Молол муку один медведь,

(круговые движения кистью)

второй месил сметану.

(изобразить мешание ложкой)

Раз, два, три, четыре, пять, оба шлепнулись в муку…

(разгибать пальцы согласно тексту)

Рот в муке, нос в муке, ушки в кислом молоке.

(показать рот, нос, уши)

«Косу я заплету»

Уж я косу заплету,

(плетение косы)

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету. Приговариваю:

— Ты расти, расти, коса,

(пригрозить указательным пальцем)

Всему городу краса!

(пошевелить пальцами в ускоренном темпе)

«Косички для сестрички»

Я учусь плести косички,

(изобразить плетение)

Не себе, своей сестричке!

(показать указательным пальцем на себя и на другого ребенка)

На три прядки разделю

(показать средний, безымянный и указательный палец)

Русых локонов длину.

Прядку влево, прядку вправо,

(изобразить плетение)

Третью снизу вверх кладу.

Начинаю всё сначала

Потихоньку, не спешу.

Раз за разом, прядка к прядке

И коса уже видна,

Аккуратно лентой яркой

(провести по воздуху кулачком)

Завершается она!

(изобразить приветствие)

«Пальчик к пальчику»

Пальчик к пальчику приставим,

А потом на них надавим.

Крепко пальчики стоят –

Стать сильней они хотят

(Дети становятся друг против друга, поднимают руки не выше уровня груди, разводят пальцы и прикладывают кончики своих пальцев к кончикам пальцев партнера. Левую руку прикладывают к правой

(большие пальцы – к большим, указательные – к указательным и так далее). Затем дети начинают надавливать кончиками своих пальцев на кончики пальцев партнера. )

«Ладушки»

Дружно в ладушки играем,

Руки мы переставляем.

Вправо, влево, вверх и вниз –

Ты смотри не ошибись

(Дети становятся друг против друга. Потом хлопают друг друга по ладошкам, как бы играя в ладушки (правой рукой о левую руку партнера, левой – о правую). Затем один из партнеров перекрещивает руки и хлопает левой ладошкой по левой ладошке партнера, правой – по правой. При следующем хлопке партнеры располагают правые руки над левыми, затем левые – над правыми. Весь цикл повторяют несколько раз).

«Трали-вали, тили-тили

Мы за веником ходили

(изобразить ходьбу пальчиками)

И смотрели, чтобы он

Аккуратно вымел сор.

(махи кистью)

Тили-тили, трали-вали,

Тряпки мы в ведре купали

(сжимать пальцы в кулак)

И возили по квартире

(изобразить мытье)

Как свои автомобили.

(изобразить действия с рулем)

В результате чистота

(изобразить приветствие)

К нам домой пришла. Вот так!

(показать «класс»)

«Чтобы дом спасти от пыли»

Чтобы дом спасти от пыли

(изобразить крышу)

Мы мели, трясли и мыли.

(изобразить подметание, мытье)

Не гуляли – убирались.

(изобразить ходьбу пальчиками)

В доме чисто

(изобразить крышу)

Мама рада.

(показать улыбку)


Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

А) считаю важной

Б) считаю второстепенной

В) не интересует совсем

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

А) правильное речевое дыхание

Б) выразительное и правильное интонирование речи

В) правильное произношение звуков родного языка

Г) владение культурой речи

Д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка

3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

А) да

Б) нет

В) не обращал (а) внимание

4. Есть ли у ребенка нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

А) обратиться за советом к воспитателю?

Б) заниматься с ребенком самостоятельно

В) проконсультироваться у логопеда

Д) не обращать внимание

Е) другое

5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

А) нет

Б) затруднит общение со сверстниками в д/саду

В) помешает полноценному общению с людьми в будущем

Г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом

Б) родители должны иногда заниматься с детьми

В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов

7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов д/сада? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценочные мероприятия

Для определения состояния мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста существуют соответствующие методики А. В. Семенович, Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой.

Методика А. В. Семенович предполагает обследование моторных функций и сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами.

Методика носит тестовый характер, процесс проведения и система оценки стандартизированы.

Данная методика состоит из 2 серий. Первая серия включает 3 задания на определение уровня кинестетического праксиса и 3 задания на определение состояние кинетического (динамического) праксиса.

Цель данной методики – выявление качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможность действий с предметами.

Серия 1. Кинестетический праксис.

Задание 1. Праксис поз по зрительному образцу.

Ребенку предлагается последовательно выполнить 8 поз пальцев как на рисунке 1. Обследование производится поочередно двумя руками. После каждой позы ребенок кладет руку на стол.

Рисунок 1 – Праксис поз пальцев по зрительному образцу

Задание 2. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Ребенок получает инструкцию данного содержания: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» После данных слов необходимо «разгладить» руку ребенка, после чего он должен воспроизвести данную позу. Образцы поз и условия их применения однотипны с заданием 1.

Задание 3. Перенос поз по кинестетическому образцу. Данное задание схоже с заданием 2, но уже с применением другой руки. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей рукой, затем наоборот.

Максимальные балл за каждое задание в серии № 1 составляет 24.

Общий бал за 1 серию равен 72 балла.

Серия 2. Кинетический (динамический) праксис.

Первым заданием в данной серии является пальчиковая игра «Кулак

– ребро – ладонь». Сначала данные действия 2 раза выполняет взрослый, медленно, без комментирования своих действий, далее предлагаете выполнить ребенку, медленно, постепенно ускоряя темп. В данной игре меняются лишь позы, местоположение руки остается неизменной. Максимальный балл данного задания составляет 9 баллов.

Вторым заданием является графическая проба «Заборчик». Ребенку предлагается продолжить узор, не отрывая карандаш от бумаги. Выполнение данного задания происходит сначала ведущей рукой. Обследуются обе руки.

;quality=96&sign=cf997e21d90b417bdd02b77bc67a9e6f&type=album

Рисунок 2 – Графическая проба «Заборчик»

К 3 заданию относится реципрокная координация рук. Ребенку предлагается положить руки на стол, так же как взрослый. Необходимо несколько раз выполнить задание с ребенком, далее предложить ему выполнить самостоятельно. Условия те же, что и в задании 1 серии 2.

Максимальный балл в 1,2 задании серии № 2 равен 1,5 балла.

Максимальный балл за 2 серию равен 12.

Таким образом, происходит суммирование баллов за каждое задание в сериях. Максимально успешный результат равен 84 балла.

Данный результат можно перевести в процентное соотношение, если 84 балла равно 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 84. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:

IV уровень – 100 – 80% (высокий);

III уровень – 79,9 – 65% (выше среднего);

II уровень – 64,9 – 50% (средний);

I уровень – 49,9% и ниже (низкий).

2 методика обследования уровня развития мелкой моторики принадлежит Г. А. Волковой и Н. В.Нищевой, в которой обследование моторики разделено на 3 блока:

  • диагностика произвольной моторики пальцев рук;
  • диагностика навыков работы с карандашом;
  • диагностика навыка манипуляции с предметами.

Каждый блок данной программы имеет разнообразные задания с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка, его психического и физического развития ребенка. Если ребенок выполнил задание правильно, то получает 1 балл, при неправильном выполнении задания балл равен нулю. По итогу обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики.

Во время проведения методики необходимо обращать внимание плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения; невыполнение; наличие леворукости и отметить это при подсчете результата.

К 1 блоку относится диагностика произвольной моторики пальцев рук, которая состоит из 4-х игр. Детям были предложены следующие задания, которые выполнялись подсчет:

  1. Ребенку предлагается 5–6 раз сначала сжать пальцы в кулак, затем 4 разжать.
  2. Ребенок, держа пальцы на поверхности стола должен 5–6 раз разъединить пальцы и снова соединить вместе.
  3. Ребенку предлагается 5–6 раз соединить пальцы в кольцо, затем раскрыть ладонь.
  4. Проба «кулак – ребро – ладонь» Ребенку предлагается сначала медленно выполнить данные действия, затем ускоряя темп. Данная проба выполняется правой и левой рукой, затем вместе.

2 блок данной методики: диагностика навыков работы с карандашом.

Ребенку были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были предложены следующие задания:

  1. Ребенку предлагается сначала нарисовать прямую линию, далее ломанную, замкнутую, волнистую.
  2. Ребенку предлагается трафарет, который он должен обвести.
  3. Ребенку предлагается нарисовать человека.

3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами. Детям предложены следующие игры:

  1. «Пуговица» – детям предлагалось в быстром темпе расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. «Шнурок» – детям должны быстро завязать и развязать шнурки.
  3. «Мозаика» – детям дан узор, который необходимо было выложить.

4. «Бусы» - нанизывание бус на веревку в быстром темпе.

Результаты диагностики по развитию мелкой моторики по методикам
Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой:

Высокий уровень – 9–11 баллов. Средний уровень – 4–8 баллов.

Низкий уровень – 0–3 балла.

Показатель обследования при помощи данных методик способствует определить состояние мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и занимают важное место в определении конкретных коррекционно-педагогических задач обучения.


Организационно-педагогические условия

Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды.

Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2–3 минут.

Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком.

Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.

При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Но не следует забывать некоторые правила:

1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики.

4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые.

8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев.

9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

11. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

12. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

13. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

14. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

15. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – при письме.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
  • во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.
  • в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 106 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11577-2. – URL:
  2. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 217 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06209-0. – URL:
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под редакцией В. В. Давыдова. – Москва : АСТ, Астрель, 2010. – 671 с. – ISBN 978-5-17-049976-2.
  4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Издательство Детство-Пресс, 2007. – 480 с. – ISBN 978-5-89814-379-4.
  5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : 2006. – С. 23–43. – ISBN 978-5-534-01629-1.
  6. Диагностическое обследование детей младшего дошкольного возраста : методические указания / под редакцией Н. В. Серебряковой. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 64 с. – ISBN 978-5-9925-0132-2. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
  7. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – Москва : Издание Книголюб, 2006. – 64 с. – ISBN 5-93927-187-1.
  8. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учебное-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русский языком обучения / Д. Н. Дубинина. – 2-е изд., расш. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 144 с. – ISBN 978-985-465-993-0.
  9. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от № 273 – Ф3. – URL: (дата обращения: ).
  10. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 149 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09153-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
  11. Игровая деятельность в дошкольном учреждении : учебно-методическое пособие / составитель Ш. Б. Майны. – Кызыл : ТувГУ, 2019. – 66 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
  12. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 96 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08234-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
  13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – Москва : Наука, 2017. – 412 с. – ISBN 978-5-9916-9831-3. – URL:
  14. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 223 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00219-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
  15. Соколова, Г. А. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков / Г. А. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С.34–36.
  16. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками / Ю. А. Соколова. – Москва : 2014. – 80 с.
  17. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) : учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 132 с. – ISBN 978-5-9765-1966-4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
  18. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский; [Предисл. О. В. Сухомлинской]. – Москва : Педагогика, 1990. – 303 с. – ISBN 5-7155-0266-7.
  19. Тарасов, Е. Ф. Речевое общение как воздействие / Е. Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. – Челябинск: ЮурГУ, 2009, – С. 98–105.
  20. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.] ; под научной редакцией А. И. Савенкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 339 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12667-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
  21. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-11401-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 : текст с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 года // Гарант.ru : сайт. – URL: #/document/70512244/paragraph/1:0.
  23. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – Москва : МГПИИЯ, 2019. – С. 36–40.
  24. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические пальчиковые игры и физ.минутки для детей старшего дошкольного возраста

представлены тематические  пальчиковые игры и  физ мин.по темам : "осень","одежда"."грибы","лес"....

Пальчиковые игры на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимат...

Пальчиковые игры на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения....

Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....

«Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста»

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу дет...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

Обобщение опыта работы по теме "дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"...