Проект «Расскажите детям о семье и семейных ценностях» 2022 год
проект (старшая группа)

Терлецкая Татьяна Игоревна
  • Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  • Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. в процессе совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить  проявлять заботу о родных людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_tsennosti.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рождественская СОШ»

Проект

«Расскажите детям о семье и семейных ценностях»

Воспитатели:

Р.И. Сахабиева

Т.И. Терлецкая

с. Рождествено

2022 год

Введение

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека и о ценности семейных  традиций.

  • Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  • Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. в процессе совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить  проявлять заботу о родных людях.
  • Повышать престиж семьи в глазах детей.
  • Развивать интерес к семейным традициям.
  • Обогащать словарный запас  детей новыми терминами, развивать связную речи, творческие способности.
  • Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
  • Учить детей составлять рассказ           о своей семье.
  • Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Проект является познавательно-творческим, долгосрочным и должен реализоваться в течениешести месяцев. (01.10.2022 -31.03.2023)

Воспитатели, дети, родители.

  • Прогнозирование;
  • Планирование;
  • Моделирование.

1.     Погружение в проект, планирование деятельности. (01.10.2022 – 31.10.2022)

В ходе изучения литературы по теме проекта, просмотра вебинаров, выступлений психологов по данной проблеме, бесед с детьми и анкетирования родителей, был сделан вывод: дети не знакомы с  традициями своей семьи, у них плохо сформирован интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей нет  желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Все чаще в нашем обществе у детей отсутствует  эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям.

Обоснование проблемы:С одной стороны, психологами признано значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

В ходе подготовительного этапа проекта была изучена методическая литература, подготовлены конспекты бесед и ОД.

2. Осуществление деятельности по решению проблемы.(31.10.2022 – 31.03.2022)

Для достижения поставленных целей и задач проекта проводились следующие мероприятия:

Ноябрь.

«Моя семья»

1 неделя

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

5 неделя

Понедельник

31.10.

ФЦКМ

«Моя семья»

07.11.

ФЦКМ

с\р игра «Семья»

Обыграть сюжет «Накорми куклу Катю завтраком»

14.11.

ФЦКМ

с\р игра «Семья»

Обыграть сюжет «Собери Куклу Таню и ее брата на прогулку»

21.11.

ФЦКМ

с\р игра «Семья»

Обыграть сюжет «Приготовь для куклы Иры  обед»

28.11

ФЦКМ

с\р игра «Семья»

Обыграть сюжет «Уложи куклу Юлю спать»

Вторник

01.11.

Речевое развитие

«Что такое семья»

                Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Наша дружная семья»

08.11.

Речевое развитие

«Мои близкие»

               Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Подарок для близкого человека»

15.11.

Речевое развитие

«Семьи большие и маленькие»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Портрет дедушки\бабушки»

22.11.

Речевое развитие

«Моя мама лучшая на свете…..»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Портрет мамы»

29.11.

Речевое развитие

«Мой папа лучше всех!»

Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Портрет папы»

Среда

02.11.

ЧХЛ

Р.н.с «Репка», разыгрывание ее по ролям.

09.11.

ЧХЛ 

Р.н.с «Крошечка – Хаврошечка».

16.11.

ЧХЛ 

Р.н.с «Гуси-лебеди».

23.11.

ЧХЛ

Р.н.с «Морозко».

30.11.

ЧХЛ

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Четверг

03.11.

Речевое развитие

Рассказ по картине в соответствии с темой месяца.

Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

«Пирожки для всей семьи»

10.11.

Речевое развитие

Пересказ р.н.с. «Крошечка-Хаврошечка».

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Члены моей семьи»

(См. Д.Н. Колдина, с. 47)

17.11.

Речевое развитие

Пересказ р.н.с. «Гуси-лебеди».

                Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

«Свитер для дедушки»

(См. Д.Н. Колдина, с. 31)

24.11.

Речевое развитие

Пересказ р.н.с «Морозко».

                Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Открыта для мамы»

01.12.

Речевое развитие

Пересказ р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

«Мама в платье»

(См. Д.Н. Колдина, с. 54)

Пятница

04.11.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Дом в котором я живу»

ЧХЛ  

Р.н.с. «Мороз Иванович»

11.11.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«У меня есть брат\сестра…»

ЧХЛ

Р.н.с. «Снегурочка»

18.11.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Семейная прогулка»                                                                           

                                             

ЧХЛ

Р.н.с. «Царевна-лягушка»

25.11.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Мамина чашка»

                                         

                                  ЧХЛ

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

02.12.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Варежки и шапочка для брата\сестры»      

                                                           

ЧХЛ

Р.н.с . «Маша и Медведь»

Взаимодействие с семьей:

Декабрь

«Члены моей семьи»

1 неделя

2 неделя

3 неделя 

4 неделя 

Понедельник

05.12.

ФЦКМ

Беседа «Мои родители»

12.12.

ФЦКМ

Беседа «Родители моих родителей – мои бабушка и дедушка»

19.12.

ФЦКМ

Беседа «Мои брат и сестра»

26.12.

ФЦКМ

Беседа «Братья и сестры моих папы и мамы – мои дядя и тетя»

Вторник

06.12.

Речевое развитие

«Профессии моих родителей».

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Кем работает мой папа».

13.12.

Речевое развитие

«Когда бабушка была маленькой».

Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Бусы для бабушки».

20.12.

Речевое развитие

«Я старший брат\старшая сестра».

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Любимая игрушка братишки\сестренки»

27.12.

Речевое развитие

Рассказ по картине «Семья».

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Бабушкино варенье».

Среда

07.12.

ЧХЛ С. Михалков «Дядя Стёпа»

14.12.

ЧХЛ С. Михалков  «Дядя Стёпа  и Егор»

21.12.

ЧХЛ  С. Михалков «Дядя Стёпа пенсионер».

28.12.

ЧХЛ В. Осеева «Волшебное слово».

Четверг

08.12.

Речевое развитие

Чтение пословиц о родителях, семье, объяснение их смысла;

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Портрет папы» (пластилинография)

15.12.

Речевое развитие

Беседа «Кем мы можем гордиться?»

                                                 

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Салфеточка для бабушки и дедушки»

22.12.

Речевое развитие

Беседа «Что мы любим делать вместе всей семьёй»

              Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Портрет мамы» (пластилинография)

29.12.

Речевое развитие

Д.И. «Закончи предложение»; «Назови ласково»

 Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Дом где все мы живем»

Пятница

09.12.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Мы наряжаем елочку»

ЧХЛ С.Я. Маршак
«12 месяцев»

16.12.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Мы лепим снеговика»

ЧХЛ А.Л.Барто «Стихи детям»

23.12.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Открытка для членов семьи»

ЧХЛ В.Катаев «Цветик-семицветик»

30.12.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Новый год»

                                   ЧХЛ А.Л. Барто
«Вовка – добрая душа»

Январь  

«Семейные традиции»

1 неделя

2 неделя

3 неделя 

4 неделя 

Понедельник

09.01.

ФЦКМ

«Традиции встречи нового года»

16.01.

ФЦКМ                                                          

«Крещение Господне – традиции праздника»

23.01.

ФЦКМ       «День рождения – только раз в году»                    

Вторник

10.01.

Речевое развитие

«Как мы проводим выходной день»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Наш выходной день»

17.01.

Речевое развитие

«Вечер в  кругу семьи»

Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Праздничный торт»

24.01.

Речевое развитие

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Мы катаемся на лыжах»

Среда

11.01.

ЧХЛ В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

18.01.

ЧХЛ А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

25.01.

ЧХЛ   А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Четверг

12.01.

Речевое развитие  Пересказ В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Пластилинография «Елочный шарик»

19.01.

Речевое развитие Чтение пословиц о родителях, семье, объяснение их смысла;

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Ангел»

26.01.

Речевое развитие.  Беседа и пересказ по картинкам А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Лыжник»

Пятница

13.01.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Сюрприз под ёлкой»

ЧХЛ

Чтение стихов о встрече нового года семьей.

20.01.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)  «Ангел»

ЧХЛ

Г. Скребицкий «День рождения»

27.01.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Бабушкины ложки» (хохлома)

ЧХЛ

Отгадывание загадок по теме «Семья»

Февраль

«Моя родословная»

1 неделя

2 неделя

3 неделя 

4 неделя 

5 нелеля

Понедельник

30.01.

ФЦКМ «Генеалогическое древо – что это? Его «корни» - прабабушка и прадедушка»

06.02.

ФЦКМ  «Генеалогическое древо. Нижние «ветки» – бабушки и дедушки»

13.02.

ФЦКМ «Генеалогическое древо. «Ветки» второго уровня – бабушки и дедушки»

20.02.

ФЦКМ «Генеалогическое древо. «Ветки» - следующего уровня – мама, папа и их браться и сестры»

27.02.

ФЦКМ «Генеалогическое древо. Верхние «ветки» - я и мои браться и сестры» 

Вторник

31.01.

Речевое развитие

«Расскажи о прабабушке и прадедушке»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Подарки для бабушки и дедушки»

07.02.

Речевое развитие

«Расскажи о маме и папе»

Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Подарки для мамы и папы»

14.02.

Речевое развитие

«Расскажи о своих дядях и тётях»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Подарок для тети и дяди»

21.02.

Речевое развитие

«Масленица – что за праздник и как его встречают?».

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Масленица»

28.02.

Речевое развитие

«Я узнал, что у меня есть огромная семья»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Семейная фотография»

Среда

01.02.

ЧХЛ

Знакомство с русским народным фольклором. Потешки.

08.02.

ЧХЛ 

Знакомство с русским народным фольклором. Пословицы и поговорки.

15.02.

ЧХЛ 

Знакомство с русским народным фольклором. Колыбельные песенки.

22.02.

ЧХЛ

Знакомство с русским народным фольклором. Прибаутки.

01.03.

ЧХЛ

Знакомство с русским народным фольклором. Частушки.

Четверг

02.02.

Речевое развитие

«Кем работали наши бабушки и дедушки»

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Макет генеалогического древа»

09.02.

Речевое развитие

«Игрушки, в которые играли наши родители»

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Семейное древо»

16.02.

Речевое развитие

«Наши родственники во время ВОВ»

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Открытка для папы»

 

02.03.

Речевое развитие

«Женщины нашей семьи»

 Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)

«Открытка для мамы»

Пятница

03.02.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Нарисуй дерево своей семьи»

ЧХЛ

Сказки наших бабушек (Русские народные сказки)

10.02.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Неваляшка»

ЧХЛ

Сказки наших бабушек (Русские народные сказки)

17.02.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Боевые машины: самолет, корабль или тнк»

ЧХЛ

Сказки наших бабушек (Русские народные сказки)

03.03.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Букет для мам и бабушек»

ЧХЛ

Сказки наших бабушек (Русские народные сказки)

Март  

«Семейные ценности»

1 неделя

2 неделя

3 неделя 

4 неделя 

Понедельник

06.03.

ФЦКМ «Семейный альбом»

13.03.

ФЦКМ «Бабушкин сундучок»

20.03.

ФЦКМ «Мама- лучший повар»

27.03.

ФЦКМ «Моя семья- мое богатство»

Вторник

07.03.

Речевое развитие

«Мама, папа, я – вместе дружная семья!»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Наша семья на прогулке»

14.03.

Речевое развитие

«Расскажи о памятных вещах в твоей семье»

Художественно-эстетическое развитие
(рисование)

«Матрешка»

21.03.

Речевое развитие

«Любимое блюдо, которое готовит мама»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Мамин торт»

28.03.

Речевое развитие

«Наш питомец»

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Наш питомец»

Среда

15.03.

ЧХЛ 

Чтение русских народных сказок по теме проекта

22.03.

ЧХЛ 

Чтение русских народных сказок по теме проекта

29.03.

ЧХЛ

Чтение русских народных сказок по теме проекта

Четверг

09.03.

Речевое развитие

«Как мы поздравляли женщин нашей семьи с международным женским днем»

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Бусы для мамы»

16.03.

Речевое развитие

«Моя семья – мое богатство» (Итоговое)

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Воздушные шары для семейного  праздника»

23.03.

Речевое развитие

Чтение русской народной сказки по теме проекта и ее пересказ

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Наш питомец»

30.03.

Речевое развитие

Чтение русской народной сказки по теме проекта и ее пересказ

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Наш питомец»

Пятница

10.03.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Мама в бусах»

ЧХЛ

17.03.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Укрась семейную скатерть»

ЧХЛ

24.03.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Свеча – символ семейного очага»

ЧХЛ

31.03.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) 

«Преврати ладошку в семью»

ЧХЛ

  • консультации для родителей:
  1. «Роль книги в развитии ребёнка»;
  2. «Десять «почему»  детям необходимо читать»;
  3. «Выбор книг для детей»;
  4. «Ребёнок и книга»;
  5. «Почему нужно читать своим детям»;
  • Привлечь родителей к организации выставок в соответствии с темой недели в рамках проекта;
  • Привлечь  родителей к созданию альбома «Книга – лучший друг» (пословицы, поговорки, загадки о книге);
  • Предложить сходить с ребенком в библиотеку, побеседовать с библиотекарем, рассмотреть стеллажи, книги….;
  • Предложить почитать дома книги, соответстующие теме недели в рамках проекта;

Итоговое НОД по проекту

«Моя семья – мое богатство»

  • Цель: уточнить представление детей о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях и семейных ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Ознакомление детей с семьей и семейными ценностями"

Ознакомление детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома с семьей и семейными ценностями.Цель: Приобщение воспитанников к семейным ценностям....

Проект "Семья и семейные ценности".

Цель проекта:Формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека и о ценности семейных  традиций.Задачи:1.Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем ок...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Презентация проекта "Семья и семейные ценности"

Данный проект посвящен вопросам сотрудничества ГБДОУ с семьей. Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса способствует всестороннему развитию личности ребенка. В процессе реализа...

Содержание практической деятельности по реализации проекта: " Моя семья и семейные ценности"

Представлены материалы для практической деятельности по реализации проекта: "Моя семья и семейные ценности"...

проект в подготовительной к школе группе "Моя семья и семейные ценности"

laquo;Я происхожу из большой семьи, но я не был воспитан в богатой семье. У меня осталось нечто большее, и это были семейные ценности»                ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...