«Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера в старших группах детского сада» из опыта работы воспитателя
проект (старшая, подготовительная группа)

Егасова Татьяна Егоровна

     19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии. 

     К арктическим и северным относятся 13 районов республики: Абыйский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть – Янский, Эвено – Бытантайский. Из них 7 полностью находятся за линией Северного полярного круга, а территория других 6 районов пересекает Северный полярный круг.

     Изучение культуры народов севера на начальном этапе становления личности – актуальная проблема современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

     Основной целью является ознакомление детей с природой, историей и культурой северных народов Республика Саха /Якутия/.

     Человек, освоив суровую, но красивую природу Арктики, постоянно обогащает новыми творениями древнюю Землю Олонхо. На территории Якутии проживают представители более 129 национальностей, действуют более 30 национально – культурных объединений, которые активно сотрудничают между собой, имеют устойчивые культурные и творческие контакты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИП Ростовцевой А.А. центра по уходу и присмотру за детьми в частном дошкольном образовательном организации «Детский сад «Солнечные лучики»

городского округа «город Якутск»

 «Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера

в старших группах детского сада»

из опыта работы воспитателя

Выполнила: Егасова Татьяна Егоровна –

воспитатель ЧДОУ «Солнечные лучики»

г.Якутска, Республики Саха (Якутия)

г. Якутск – 2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3

  1. Содержание блока «Искусство и самобытность народов севера» ……………5
  2. Практическая часть…………………………………………………………………7
  3. Приложение …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………….

Используемая литература ………………………………………………………………….

Пояснительная записка

19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии.  

К арктическим и северным относятся 13 районов республики: Абыйский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть – Янский, Эвено – Бытантайский. Из них 7 полностью находятся за линией Северного полярного круга, а территория других 6 районов пересекает Северный полярный круг.

Изучение культуры народов севера на начальном этапе становления личности – актуальная проблема современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Основной целью является ознакомление детей с природой, историей и культурой северных народов Республика Саха /Якутия/.

Человек, освоив суровую, но красивую природу Арктики, постоянно обогащает новыми творениями древнюю Землю Олонхо. На территории Якутии проживают представители более 129 национальностей, действуют более 30 национально – культурных объединений, которые активно сотрудничают между собой, имеют устойчивые культурные и творческие контакты.

Объект: процесс формирования и ознакомления старших дошкольников с бытом и искусством народов севера.

Предмет: педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста в историческую суть быта и искусства малочисленных народов севера, ознакомление их с элементами декоративно – прикладного искусства и культуры (песни, танцы и театр).

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю малочисленных народов севера (их быт, уклад жизни, культуре, музыкальное искусство).

2. Ознакомить с элементами декоративно – прикладного искусства в оформлении одежды.

3. Освоение культуры народов севера через танцевальное искусство.

Новизна: всестороннее развитие познавательной деятельности детей, связанных с культурой и жизнью народов севера, посредством интеграции различных видов деятельности: декоративно – прикладное искусство, музыкальная деятельность, рисование, лепка, физическая культура, театральная деятельность.

Теоретико – методологической основой работы являются комплексный подход в работе с детьми в различных видах деятельности с целью ознакомления, разработки материалов на тему, совместные работы с детьми, игры, театрализация.

Автор работы участвовал в организации и подготовки детей кVII республиканскому конкурсу-фестивалю «Бриллиантовые нотки» в рамках республиканского фестиваля «Зима начинается с Якутии» в номинации «Хореография» коллектив «Лучики», 6 лет, танец «Радость Тундры», рук. Семенова Д.М., Егасова Т.Е. ЧДОУ «Солнечные лучики», г.Якутск награждены дипломом -  Лауреат III степени.

Теоретическая и практическая значимость работы: интегративное познавательное значение работы, способствует, разработке конспектов занятий, как дополнительный и вспомогательный материал для молодых педагогов, их использования в своей работе.

  1. Содержание блока «Искусство и самобытность народов севера».

Тема занятия

Содержание работы

Используемый материал

1

Ознакомление с окружающим миром на тему: «Ознакомление с «Годом Арктики».

План: Ознакомление с народами севера; Культура северных народов; Жизненный уклад; Среда проживания; Одежда.

Цель: первичное ознакомление с народами севера, их укладом жизни и культуры.

Мультимедийное оборудование для показа слайда, разработка конспекта занятия, фото и картины.

2

Чтение художественной литературы:  сказка народов севера «Кукушка».

Чтение сказки. Просмотр слайдов. Пересказ.

Цель: Ознакомление с произведением ненецкого народа. Передача смысла произведения.

Мультимедийное оборудование для показа слайда, книга.

3

Подвижные игры «Игры народов Севера».

Составление картотеки игр народов севера.

Цель: Ознакомление с играми народов севера. Развивать ловкость, быстроту, силу частей тела.

Мультимедийное оборудование для показа слайда, юрта, атрибуты для игр.

4

Мастер класс для детей и педагогов на тему:

Сувенир «Девочка из севера» с магнитом

Украшают платье, пальто, головной убор кукле.

Цель: Передача особенностей национальной одежды. Колорит, цветовые решения, красота узоров.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Фетр, тесьма, готовые личики для поделок, искусственный мех, клей момент «кристалл», шаблон куклы, одежды, ножницы, простые карандаши, магниты.

5

Лепка «Узоры Билэ».

При помощи пластилина и бисера на картонной основе выкладывают узоры Билэ.

Цель: Рассказать и показать детям о узорах, их соотношениях, значении.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Картон, бисер, пластилин, карандаш.

6

Игра драматизация «Кукушка» ненецкая народная сказка.

Обыгрывание содержания сказки детьми. Передача образов произведения.

Цель: Через игру драматизацию привить в детях бережного отношения к окружающим близким людям. Воспитывать заботу, оказания помощи, сочувствия.

Оформление сцены: юрта, рукавички, пальто, шапка, торбоза, туесок, рыбки, олбох.

7

Разучивание танца «Северное сияние».

Постановка танца с хореографом.

Цель: Передать в движении красоту северного танца, развивать музыкальный слух, чувство ритма и привитие у детей сценической культуры.

Музыкальное оформление, бастына, одежда северная, торбоза.

8

Разучивание танца «Рыбаки на Индигирке».

Постановка танца с хореографом.

Цель: Передать в движении красоту северного танца, развивать музыкальный слух, чувство ритма и привитие у детей сценической культуры.

Музыкальное оформление, бастына, одежда северная, торбоза, рыбки в сетях.

  1. Практическая часть.

Занятие 1. Окружающий мир

Разработка занятия на тему «Ознакомление с «Годом Арктики», цель, содержание работы».

Цель: первичное ознакомление с народами севера, их укладом жизни и культуры.

Интеграция образовательных областей:

  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Педагог встречает детей. Рассаживает их полукругом

- Здравствуйте дети, сегодня мы поговорим на тему «Год Арктики»

Мультимедийное оборудование для показа слайда, чум

Настроить детей на позитивный настрой к НОД

Вводная часть

Беседа «Год Арктики»

Слайд:

- природа Арктики;

- обитатели Арктики;

- растительность;

- народности;

- уклад жизни;

Озвучивание стихов о севере.

Музыкальное оформление (природные шумы, песня про оленей исполнителя Н.И.Бельды.)

Дать общее понятие года Арктики и народов, населяющих Арктику.

Дать первичное представление о жизни людей Севера.

- одежда;

- средства передвижения.

Основная часть

Движение национального танца народов севера «Сээдьэ». Основные движения, звуко-речевое сопровождение танца хоровода.

Наводящие вопросы по услышанному.

- О чем эта песня?

- Что у вас представляется при прослушивании этой песни?

- Вы бы хотели прокатиться на оленьей упряжке?

- Какая природа видится в тексте?

- Какой темп в этой песне?

Слайд, музыкальный клип

 

Педагог вставит детей в круг и знакомит с движениями хороводного танца.

Расположение рук в танце, плавные поскоки и движения в направлении по солнцу, в чередовании с поскоками.

Воспроизведение звуков природы в танце.

Особенность лингвистической стороны речи народа.

Заключительная часть

Заключительная беседа по теме занятия

Обобщающие вопросы:

- Что понравилось?

- Чем занимаются северные народы? (охота и рыбалка).

- На чем передвигаются? (олени, собачья упряжки).

- В чем и где живут северяне?

Слайд

Закрепить тему  наводящими вопросами.

(См. приложение 1)

Занятие 2: Чтение художественной литературы.

Разработка занятия на тему: Сказка народов севера «Кукушка».

Интеграция образовательных областей:

 «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Ознакомление с произведением ненецкого народа. Передача смысла произведения.

Воспитывать человечность в отношениях к близким.

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Звучит пение кукушки.

Педагог:

 - Чей голос вы слышите?

(ответы детей)

- Наше сегодняшнее произведение так и называется «Кукушка».

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Педагог заинтересовывает детей перед началом чтения сказки.

Вводная часть

Педагог начинает пересказывать сказку «Кукушка».

Наводящие вопросы по произведению:

- Где жила семья?

- Как относились дети к просьбам матери?

- Какими были дети?

- Вам стало грустно?

- Почему мама превратилась в кукушку и улетела?

-  Как же нужно относиться к своей маме?

- Чему учит это народная сказка?

Физминутка «Птички»

Птичка полетела вверх, (дети поднимаю глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Основная часть

Рисование по содержанию произведения.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Помочь детям отобразить в рисунке персонажей, сюжеты произведения

Заключительная часть

- Какие новые слова узнали?

- Что запомнилось интересное?

Мультимедийное оборудование для показа слайда

 

Рассматривание готовых работ детей. Похвалить детей. Обсудить, какие работы наиболее точно иллюстрируют сказку.

(См. приложение 2)

Занятие 3.  Физическая культура.

Игры народов Севера.

Цель: Ознакомление с играми народов севера. Развивать ловкость, быстроту, силу частей тела. Формирование у детей интереса к спорту, здоровому образу жизни через подвижные игры, забавы, эстафеты. Воспитание доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Звучит музыка. Заходят дети.

Загадка:

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся? ... (Арктика).

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Картотека игр народов севера

Вводная часть

- Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сегодня мы отправимся путешествовать по играм народов севера.

А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу.

Разминка: дети ходят по льду. (ходьба, ходьба на носочках, на пятках. Прыжки на месте, по кругу, легкий бег, бег врассыпную)

Мультимедийное оборудование, бубен с ленточками

Лед вырезанный из бумаги А4.

Оформить группу на тему «Север»

Основная часть

Педагог:

- Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

1.        Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки.

Водящий показывает им движения рыбаков:

тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети,

гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит

движения неправильно, тот выходит из

игры.

2.         Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные олени. На одном конце площадки (зала) очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки (зала). По

сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из

логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг

обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого

поймают, должен идти за волком.

3.        Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом

друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о

ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто

перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по

сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения

ступней ног.

- Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Вьюга».

Дети свободно садятся вокруг чума. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Рыбка»

Вдох и выдох через рот. Рот открыт, выдох не слишком шумный.

Объясняем ребенку, что так дышит рыбка, которую волной

выбросило на берег.

Важно! На первых порах можно слегка сжать крылья носа

пальцами, чтобы помочь почувствовать, куда следует направить выдыхаемый воздух.

4.  Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги. На противоположном

конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех

ведущих. Каждый, ведущий по очереди спрашивает у

детей: например, первый у первой шеренги и т. д.

(Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором).

Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

- Я! Я!

- Бегите!

Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так

повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!»,

увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

5. Игра «Оленеводы» Игра на ловкость. Детям дается одежда народов севера, кто быстро оделся тот и победил.

Слайд национальных игр народов севера

Обруч, шум воды

Музыка, маска волка, рожки оленя.

Палка для перетягивания

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).

Длинный шнур

Одежда народов севера

Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

-  Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать?

- Какая игра больше вам понравилось?  Почему?

(См. приложение 3)

C:\Users\home\Desktop\1111111.jpg

ИП Ростовцевой А.А. центра по уходу и присмотру за детьми в частном дошкольном образовательном организации «Детский сад «Солнечные лучики»

городского округа «город Якутск»

Картотека подвижных игр «Народов Севера»

Составила:

воспитатель старшей-подготовительной группы

 Егасова Татьяна Егоровна

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Хейро

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

На противоположных концах площадки (зала) кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Ловля оленей

 Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинъ, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый, ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я! - Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга - это олени. Выбираются три пастуха - они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или зала. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по залу, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены зала или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны зала или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» - каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки (зала) флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Перетягивание каната

На площадке (в зале) проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища!». После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядочение (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные олени. На одном конце площадки (зала) очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки (зала). По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: - Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке (в зале) ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом (мешочик), стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч (мешочик) можно только с условленного расстояния.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Важенки и оленята

На площадке (в зале) нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки (зала)). На слова ведущего:

- Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины –

Играющие-оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния. Тройной прыжок На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

C:\Users\home\Desktop\22222.jpg

Литература:

1. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 95с.

2. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр.102-108.

3. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду: Пособие для воспит. дет. садов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 75с.

4 занятие. Кружок рукоделья с детьми подготовительной группы

 «Волшебный сундучок»

Мастер-класс для детей и педагогов на тему:

Сувенир «Девочка из севера» на магните

Цель: - научить детей мастерить сувенир из фетра;

- научить технике изготовления игрушки из фетра;

- передача особенностей национальной одежды (колорит, цветовые решения, красота узоров);

-  развивать творческое воображение, эстетический вкус;

- воспитывать аккуратность при работе с материалом и инструментами

Интеграция образовательных областей:

 «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня, мы будем делать сувенир из фетра «Девочка из севера» на магните.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Закрепление пройденного материала

Вводная часть

 Продолжить знакомить детей с народами севера.

Педагог:

- напомнить правила безопасности пользования с ножницами и клеем.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Повторение пройденного материала «Народы севера», «Узоры народов севера»

Основная часть

План работы.

  1. 1. Вырежьте заготовку из фетра.
  2. 2. Склейте заготовки из фетра на картон.
  3. 3. Сзади картона, приклейте белую, плотную бумагу.
  4. 4. Найдите середину головы и приклейте лицо девочки.
  5. 5. Украсьте куклу тесьмой и мехом.
  6. 6. Приклейте магнит.

1.Материал для практической работы: заготовки для изготовления магнита: готовое лицо девочки, фетр, искусственный мех, тесьма, шаблоны – 2шт., магнит, клей, ножницы.

2.  Мультимедийный аппарат.

Мультимедийное оборудование. Показать поэтапно слайд

Заключительная часть

Педагог:

- Спасибо за работу! Молодцы!

Занятие 5. Лепка

Разработка занятия на тему «Узоры Билэ».

Цель: - Рассказать и показать детям о узорах, их соотношениях, значении; развитие познавательных и творческих способностей детей.

- формировать представления детей о понятии «БИЛЭ»;

- продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем;

- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление;

- воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета.

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

- Здравствуйте дети!

Сегодня мы будем говорить, про узоры на унтах «БИЛЭ»

Что такое «БИЛЭ»

-Посмотрите на экран.

Еще совсем недавно унты были повседневной зимней обувью исключительно народов Крайнего Севера. Сегодня же они стали важной частью гардероба жителей снежной Сибири.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

Дать детям общее понятие про «БИЛЭ»

Вводная часть

Билэ - удивительно красивые и оригинальные национальные якутские украшения из бисера на матерчатой основе. Вышиваются обязательно на черном фоне, ярким разноцветным бисером (иногда вышивку делают из специальных, особо прочных разноцветных ниток) и слегка отстрачиваются люрексом.

Красный цвет, издревле был связан с религией. Это цвет крови, цвет силы жизни, связи с матерью, поэтому олицетворял Мать-душу (Ийэ кут), оберегал ее.

Зеленый (зелень трав), олицетворяет связь с живой природой.

Голубой (голубое небо), символ Салгын кут (Воздух -душа).

Синий (синие просторы, синева) — бездонный космос с «голубым дыханием» (куех тыын) и был знаком развития, расцвета жизни.

Желтый, белый - цвета солнечных лучей, снега. Они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья, всего светлого, хорошего.

Черный, темно-серый, коричневый - цвета земли, олицетворяли Буор кут (Землю-душу), Мать-землю.

Мультимедийное оборудование для показа слайда

 

Основная часть

Педагог:

- Ребятки, посмотрите, сейчас мы будем делать свое, индивидуальное «Билэ» для унтов.

-Для этого нам понадобиться:

-Картон, бисер, пайетки и пластилин.

Этапы занятия:

  1. Выбор орнамента
  2. Составление плана работы
  3. Намазывание и сглаживание черного пластилина на плотную бумагу кончиками

пальцев, чтобы поверхность была ровной и гладкой. (можно взять сразу черный картон)

  1. Затем начинаем рисовать узор карандашом или стекой.
  2. Берем небольшой кусочек любого цвета пластилина и кончиками пальцев раскатываем

на доске до получения длинных ровных

колбасок. 

  1. Получившиеся колбаски накладываем на узор и подушечками пальцев слегка

надавливаем.

  1. На готовый узор  симметрично ложим бусы и кончиками пальцев слегка надавливаем (для прикрепления бусинок)

Картон, бисер разных цветов, пластилин, дощечки для лепки, пайетки, карандаш.

Помочь детям отобразить в рисунке узоры

При помощи пластилина и бисера на картонной основе выкладывают узоры Билэ.

Заключительная часть

- Ребятки, как красиво у вас получились.

У каждого получились разные и не похожие друг на друга. Молодцы!

Рассматривание готовых работ детей. Похвалить детей.

Занятие 6. Развитие речи

Разработка занятия на тему: игра драматизация «Кукушка» ненецкая народная сказка. Обыгрывание содержания сказки детьми. Передача образов произведения.

Цель: Через игру драматизацию привить в детях бережного отношения к окружающим близким людям. Воспитывать заботу, оказания помощи, сочувствия.        

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте дорогие гости и дети!

Оформление сцены: юрта, рукавички, пальто, шапка, туесок, торбоза, рыбки.

Вводная часть

- Дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашей группе и показать вам сказку народов Севера "Кукушка"

 (дети садятся на места)

Основная часть

Показ сказки «Кукушка»

Заключительная часть

Что вам понравилось в этой сказке?

Почему дети не слушались свою маму?

Кем обернулась мама?

О чем это сказка? Чему учит?

Как надо относиться к близким людям?

Что изменилось в этой сказке в конце?

Похвалить героев и детей за активное участие

Сценарий постановки игры драматизация «Кукушка»

 сказка народов севера

Рассказчик – Егасова Т.Е.

Сын рассказчика – Павлов Саша

Кукушка – Дьяконова Эвелина

Дети:

1 ребенок – Иванов Данил

2-й ребенок – Иванов Тимур

3-й ребенок – Герасимов Эрсан

4-й ребенок – Шебова Тамара

Используемый материал: фонограмма, декорация (чум, костер, деревянная доска для скобления шкур, ведерка «Ыа5айа из бересты», оленьи сидушки (олбох), котел, стол, еда).

Ход спектакля:

звучит спокойная музыка.

Рассказчик: -Сынок, иди скорей сюда, уже спать пора, поздно уже. (выходит сын).

Сын: -Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Рассказчик: - Маленьким детям надо ложиться вовремя, тебе ещё расти нужно, сил набираться.

Сын: -Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Рассказчик: - А ты знаешь, что произошло с детьми, которые не слушали маму?

Сын: -А что с ними произошло? Расскажи мне мама.

Рассказчик: -А ты садись со мной рядом, а я тебе сказку расскажу. (мама и сын садятся рядом)

Вот что было.

 (Звучит северная мелодия)

Рассказчик: -Жила на земле бедная женщина.

(выходит мама, берёт ведро, идёт набирает воду, ложит дрова в костёр, помешивает еду, накрывает стол)

Было у неё четверо детей. (выбегает один ребенок и зовёт других).

1-й и 2-й ребенок:

- Эй, дети пойдём играть! Бегом, бегом! (дети вприпрыжку бегают по площадке)

Мама кукушка:

- Дети кушать пора!

(подбегает 1-й ребенок и прихорашивается, мама гладит по голове;

3-й ребенок, подбегает дочка "заплетает косы", мама заглядывает в глазки;

4-й ребенок подбегает, сердито отворачивается от мамы, мама разглаживает одежду, гладит по голове)

Мама кукушка:

 - Деточки мои кушайте на здоровье! (Дети поели, встают вытирают губы).

1-й ребенок:

-Эй, ребята, пойдёмте дальше играть!

2-й ребёнок:

-Идём к нам.

(дети пошли играть: мальчики взяли палку и стали её перетягивать, дочка кружится)

Рассказчик: Так дети с утра до вечера играли. Бегали, прыгали, а матери не помогали. Вернутся в чум грязь на обуви занесут. Одежду промочат, а мать суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей. От такой жизни заболела мама. лежит она в чуме, детей зовёт, просит.

Мама кукушка:

-Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

Дети:

- Нет! Пойдёмте, поиграем! (Игра народов севера "Хейро")

Мама кукушка:

- Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

1-й ребенок: Я без пимов!

2-й ребенок: Я без шапки!

3-й ребенок: Я устал!

4-й ребенок и вовсе не отвечает:

Мама кукушка:

-Детки, речка же близко от нас, сходите за водой. Пересохло у меня в горле. Принесите водички. В горле пересохло!

Рассказчик:

- Наконец одному ребенку есть захотелось.

1-й ребенок говорит:

-Ой, ребята, что-то мне кушать захотелось, пойду загляну в чум. (остальные дети за ней)

Рассказчик: - Смотрит: а мать стоит посреди чума и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт доску, на которой скаблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мама птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Дети стали шеренгой:

- Мама, мама, вернись домой! Мы водички принесли!

Мама кукушка:

-Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Теперь озёрные воды передо мной! К вольным водам лечу я!

Дети протягивают ковшик с водой:

-Мама вернись домой! На водички попей!

Дети бегут друг за другом за мамой.

Мама кукушка:

-Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!

(мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом. Мать улетает, дети обнимаются, бегут, уставшие садятся на землю...)

Рассказчик: Так бежали дети много дней и ночей - по камням, по кочке. Ноги в кровь изранили. Где пробегут там след остаётся. И с тех пор не вьёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Сын:

-Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко этих детей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть маму.

Занятие 7.  Хореография

Разработка занятия к разучиванию танца

«Северное сияние»

(совместная постановка танца с хореографом)

Цель: - Создать условия для знакомства учащихся с обычаями и элементами танцевального искусства коренных малочисленных народов севера.

- Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.

- Сформировать умения и навыки в изучении элементов фольклорных танцев малочисленных народов севера.

- Способствовать развитию двигательной активности детей младшего школьного возраста.

- Воспитывать патриотические чувства, уважение к культуре коренных малочисленных народов Севера, музыкально-эстетический вкус.

Оборудование:

Музыкальный центр, бубен

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Под музыку дети входят в группу и выстраиваются.

Занятие начинается с приветствия хореографа и ответного движения «поклон» детей.

Музыкальный центр

Вводная часть

Педагог: Ребята, посмотрите, какой у нас необыкновенный зал. Что он вам напоминает?

Дети: «холодный север».

Правильно. И сегодня мы все вместе отправимся в путешествие чудесную страну коренных малочисленных народов Севера.

Хореограф: - Сейчас ребята, вы закроете глазки, а откроете, только когда я три раза стукну в бубен. (Дети закрывают глаза, звучит мелодия, воспитатель раздает головные ленточки, бьет в бубен.)

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с элементами движений танца северного народа. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Основная часть

Учитель: Ритм всегда сопутствовал праздникам северного народа. На уроке мы познакомимся с элементами движений танца народов севера, а результатом урока будет интересный весенний танец, танец встречи весны. Это театрализованное действие, которое ежегодно проводится у каждого народа.

Хореограф, взяв в руки бубен, украшенный цветными ленточками, предлагает учащимся слушать ритм и изменять темп движений согласно ударам бубна. По команде ребята выполняют марш по кругу.

Сосредоточение внимания и слухового восприятия;

Разогрев мышц тела;

Эмоциональный настрой на предстоящее действие.

Разминка: Маршевые шаги можно сочетать с ходом на носках, руки на поясе.

Шаг с перекатом стопы.

Затем, следуя за ударами бубна, дети по команде учителя переходят в лёгкий бег по кругу.

Хореограф: Сейчас мы изобразим движения северного оленя.

Изучение этюда танца (схема танца -см.приложение 7).

Заключительная часть

В завершении урока учащиеся выполняют традиционный поклон.

Занятие 8. Хореография

Разработка занятия к разучиванию танца

«Рыбаки на Индигирке»

(совместная постановка танца с хореографом)

Цель: - Передать в движении красоту северного танца, развивать музыкальный слух, чувство ритма и привитие у детей сценической культуры. 

- Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру;

- активного, небезразличного отношения к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.

Тема

Содержание

Используемый материал

Примечание

Организационный момент

Под музыку дети входят в группу и выстраиваются.

Занятие начинается с приветствия хореографа и ответного движения «поклон» детей.

Музыкальный центр

Сеть с рыбками  

Вводная часть

-Ребята, посмотрите, что это? (сети)

-Кого ловят сетями в реке? (рыбу)

- Как называют людей, которые ловят рыб? (РЫБАКИ).

- Правильно! Сегодня мы будем отображать в танце рыбаков.

Сеть с рыбками

Основная часть

Хореограф: Люди, живущие в севере, занимаются ловлей рыбы.

результатом урока будет интересный танец, танец рыбаков.

Хореограф, взяв в руки бубен, украшенный цветными ленточками, предлагает учащимся слушать ритм и изменять темп движений согласно ударам бубна. По команде ребята выполняют марш по кругу.

Сосредоточение внимания и слухового восприятия;

Разогрев мышц тела;

Эмоциональный настрой на предстоящее действие.

Разминка: Маршевые шаги можно сочетать с ходом на носках, руки на поясе.

Шаг с перекатом стопы.

Затем, следуя за ударами бубна, дети по команде учителя переходят в лёгкий бег по кругу.

Хореограф: Сейчас мы изобразим движения танца рыбаков. Хореограф показывает основные движения танца.

Изучение этюда танца (схема танца -см.приложение 8).

Подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Бубен, сеть с рыбками

Заключительная часть

В завершении урока учащиеся выполняют традиционный поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.

Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...

Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...