Отчет о проделанной работе по теме «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Отчет о проделанной работе по теме

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_proforintatsiya.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе по теме

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Воспитатель:Конюхова Ольга Владимировна

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе; вступление в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Изменился образ современного дошкольника. Яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и планшет. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Изменились и современные родители. Одни понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовывать его в полной мере. Другие, к сожалению, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день. Изучение профессий через сюжетно-ролевые игры, литературу по данной тематике, профессии своих родителей и окружающих их людей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда. Для наиболее качественной работы в этом направлении педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные образовательные технологии.

Итак, технологии, которые используются в ранней профориентации дошкольников:

-технология проектной деятельности (исследовательские, информационные, практико - ориентированные). Использование проектной технологии позволяет выстроить работу по пропедевтике ранней профориентации поэтапно;

-технология исследовательской деятельности (наблюдение, моделирование, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, трудовые действия, поручения, коллекционирование, например виды профессий и др.);

-ИКТ – технологии (мультимедийные презентации, интерактивные комплексы развивающих и обучающих игр, игровые центры и др.) формируют умение работать с информацией, развивают коммуникативные способности, повышают познавательную активность и познавательный интерес детей, значительно повышают эффективность любой деятельности, позволяют оптимизировать педагогический процесс.

-личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества: реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд);

-игровая технология (организация сюжетно-ролевых и дидактических игр, игровых моментов по ознакомлению с различными профессиями) дают возможность дошкольникам «примерить» на себя социальные роли, быть лично причастным к изучаемому явлению, прожить некоторое время «в реальных жизненных условиях».

-технология проблемного обучения направлена на активизацию самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями, навыками. Использование проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста помогает ребенку выделять существенные закономерности в ходе знакомства с профессиональной деятельностью взрослых.

Профориентация дошкольника - одно из направлений в моей педагогической деятельности. Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на мой взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя очень много различных форм и видов деятельности. Так, во второй младшей группе реализуется проект «Знакомство с профессиями детского сада», в средней группе – проект «Знакомство с профессиями родителей», в старшем дошкольном возрасте – проект «Знакомство с профессиями родного края». Таким образом, на каждом возрастном этапе стоят определенные цели и задачи, решение которых в целом способствует формированию целостной картины о мире труда и профессий.

Проект «Знакомство с профессиями детского сада»

В ходе экскурсий по детскому саду происходит знакомство детей с сотрудниками; дошкольники наблюдают за трудовыми действиями взрослых. Особое внимание детей обращается на наиболее характерные операции и результат труда. «Помощник воспитателя вымыла грязные тарелки горячей водой, сполоснула их чистой водой, поставила в сушилку – тарелки стали чистыми»; «Повар вымыл и почистил овощи, нашинковал и обжарил их, поджарку опустил в суп – суп будет ароматным и золотистым».

Полученные знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа «Узнай и назови», «Кому нужны эти вещи?». А также в сюжетно-ролевых играх, где сначала воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

В совместных с воспитателем играх дети учатся принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Учатся правильно называть себя в игровой роли «Я – повар»; называть игровые действия «Я чищу и режу овощи, варю суп»; вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе; элементарно договариваться о совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду медсестрой, приходите ко мне взвешиваться»).

В самостоятельных играх овладевают передачей сюжета из нескольких профессиональных действиях (медсестра измеряет рост, смазывает ранки и т.д.), дают оценку качества труда (работает быстро, аккуратно). Для исполнения той или иной роли пользуются деталями костюмов: белый халат и шапочка для медсестры, фартук и колпак для повара.

Усвоению детьми полученных знаний способствуют использование в работе таких форм и методов работы, как чтение художественной литературы, рассматривание демонстрационных пособий, организация словесных и настольно-печатных игр.

Проект «Знакомство с профессиями родного края»

Данный проект направлен на знакомство дошкольников старшего возраста с социальной сферой города и села.

Проект «Знакомство с профессиями родителей»

В результате чего удается добиться только при тесном взаимодействии с родителями. В ходе реализации данного проекта дети закрепляют и расширяют уже полученные знания о профессиях детского сада в дидактических и сюжетно-ролевых играх профориентационной направленности.

Наибольшей эффективности в работе по подготовке ранней профориентации дошкольников вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс используется такая форма работы, как «Традиции группы: «Встреча с интересными людьми», «Неделя ребенка», где родители знакомят детей со своей профессиональной деятельностью. Также организуются всевозможные совместные выставки: «Моя мама мастерица», «А мы с папой заодно», «Все работы хороши, выбирай на вкус!».

Взаимодействие ДОУ с социумом проходит в форме экскурсий, походов и взаимопосещений. Сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы детского сада, знакомят детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращается внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначение. При этом количество сведений, получаемых детьми, постепенно расширяется и углубляется, дополняется известное новыми знаниями, закрепляется известное.

Так, с целью формирования у детей реалистических представлений о труде взрослых людей, были организованы следующие экскурсии:

- в библиотеку, где дети узнали много нового о книгах, писателях и познакомились с трудом библиотекаря;

-

- в пожарную часть, где ребята смогли познакомиться со всеми помещениями пожарной части: диспетчерской, где принимаются вызовы жителей, учебными классами, в которых проходят занятия, гаражом, где стоит пожарная техника. Дежурные пожарные познакомили со спасательным оборудованием, экипировкой пожарного, рассказали о правильных последовательных действиях при обнаружении пожара и эвакуации из горящего помещения.

Повышение интереса детей к наблюдаемому труду взрослых обеспечивается небольшим участием в нем детей. Так при знакомстве с работой библиотекаря дети, помогали взрослому расставить по местам книги и журналы, знакомились с порядком трудовых действий, учились классифицировать предметы по признакам. В ходе экскурсии по пожарной части, дети с большим восторгом примеряли на себя «боевую» одежду. С интересом рассматривали технику. Ребятам разрешали посидеть внутри пожарной машины, включать сигнальную сирену, «порулить» и, конечно же, ребята не упустили возможности полить площадку из пожарного рукава.

Осознанию общественной значимости труда помогают беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех», «Каким бывает труд?», чтение художественной литературы о труде и профессиях, рассматривание иллюстраций, встречи с людьми разных профессий, участие в конкурсах. При этом работа с детьми организуется так, чтобы получаемые детьми знания сопровождались эмоциональными впечатлениями, что помогает переводить эти знания в сюжеты игр.

Наряду с этим у старших дошкольников появляются более сложные игры. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью. Особое внимание здесь уделяется знакомству детей с современными профессиями региона. Основная сложность знакомства детей с профессиями, где значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка, преодолевается через использование:

- Современных образовательных ресурсов: с помощью виртуальных экскурсий, происходит знакомство с процессами и взаимосвязью профессий через отраслевой подход: откуда берется хлеб, как добывают нефть, как строится дом, как охраняют лес и т.д.

- Информационно-компьютерных технологий: разработаны презентации на темы: «Весенняя страда», «Что такое школа?», «Профессия полицейского», «Первые космонавты», «И.В. Мичурин - великий ученый-садовод», «Народный художник А.М. Герасимов», «Профессия - фермер». С помощью презентации «Угадай профессию» дети закрепляют умение подбирать и активно использовать в речи названия профессий, определения к предметам, обозначающим их действия и действия с ними; развивают внимание, логическое мышление / умение обобщать, зрительную и слуховую память, воспитывают у детей активное отношение, действенный интерес к профессиям/.

- Технологии проблемного обучения: использование проблемных ситуаций позволяет ненавязчиво вовлекать дошкольников в трудовую деятельность при знакомстве с профессиональной деятельностью взрослых.

Надеюсь, что в результате проделанной работы дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Отчет "Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принят...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...

Игровые технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИдетей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...

Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"

Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...