ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Развитие инициативности в дошкольном возрасте»
материал (подготовительная группа)

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Как говорилось выше, проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в игре.

Значит, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Главная задача воспитателя при этом - вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_initsiativnosti_v_doshkolnom_vozraste_doklad.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7 имени

Н.С. Булычева» дошкольное структурное подразделение №3.

ДОКЛАД

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Развитие инициативности в дошкольном возрасте»

Подготовила:

Воспитатель-

Кичатова Ирина Николаевна.

29.02.2024 .

Инициативность рассматривается:

  • Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
  • Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

Самостоятельность ребенка - это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Самостоятельность - постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.

Детская инициативность проявляется во всех видах деятельности. Самое яркое - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие её с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Как говорилось выше, проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в игре.

Значит, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Главная задача воспитателя при этом - вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали.

Какими способами можно поддержать детскую инициативу?

  1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.
  2. Выбор ребенком сотоварищей.
  3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
  4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  • предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Например,

  1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).
  2. Проявление инициативы в организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).

Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка: неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

  1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
  2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
  3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» - плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация - это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  1. Развиваем умение сотрудничать;
  2. Развиваем умение активно слушать;
  3. Развиваем умение самостоятельно высказываться;
  4. Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Итак, для инициативной личности характерны: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности

  • Обеспечение благоприятной атмосферы.
  • Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
  • Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  • Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  • Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Таким образом, у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка, как самостоятельность, инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

Выступление на педагогическом совете «Развитие воображения в дошкольном возрасте»

Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, инициативности, поощрять его творчество, поддерживать вся...

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете "Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период"

Осуществлять комплексный подход  к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья...

Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»...