Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зимина Татьяна Евгеньевна

Познакомить детей с великими русскими изобретателями и их изобретениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

«Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Цель:

Познакомить детей с великими русскими изобретателями и их изобретениями

Задачи: 

- расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.

- Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано.

- Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

- Воспитывать уважение к труду изобретателя, патриотические чувства, гордость за изобретения, сделанные в нашей стране.

Ход занятия

1. Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришла посылка от Винтика и Шпунтика. Вы помните, кто они такие, из какого произведения?

Дети: Из повести про Незнайку и его друзей.

В.: Верно. А какое их любимое занятие?

Д.: Они любят все чинить и изобретать.

В.: Вы правы, Винтик и Шпунтик неплохие изобретатели, они прислали нам подарок, я вам его обязательно покажу, но чтобы им воспользоваться, мы должны вспомнить, кто такие изобретатели.

Д.: Это люди, которые создают новые вещи, улучшают уже существующие предметы.

В.: Верно, а какими качествами должен обладать изобретатель?

Д.: Он должен быть умным, наблюдательным, трудолюбивым.

В.: Прежде чем начать изобретать, человеку нужно много учиться, хорошо разбираться в том, над чем он работает. А как вы думаете, у кого или у чего учились самые первые в истории люди-изобретатели?

На что они смотрели, прежде чем изобрести различные вещи?

Д.: Они смотрели на животных, на растения.

В.: Давайте поиграем в игру «Природа и изобретения». На столе лежат карточки, на которых изображены изобретения человека. Каждый из вас по очереди будет брать карточку и искать на мольберте изображение животного или растения, за которыми человек наблюдал, когда изобретал эту вещь.

Карточки: самолёт – птица, стрекоза – вертолёт, парашют – одуванчик, холодильник - снег, липучка – репейник, подводная лодка – акула, ласты – тюлень, шланг – слон.

В.: Ребята, вы хорошо справились с заданиями, и я вас хочу познакомить с настоящими изобретателями.

2. Дети садятся на стульчики перед мольбертом.

В.: Люди изобретали и продолжают изобретать разные вещи по всему миру. Сегодня я вам расскажу о великих изобретателях, которые жили в нашей стране, в России.

Жил когда-то давно такой человек Иван Петрович Кулибин (портрет выставляется на мольберт). Он был великим изобретателем, придумывал необычные вещи. Отгадайте загадки и узнаете, что это за вещи.

- Идут лет двести,

А всё на месте.

Шагают так!

Тик! - Так! Тик! - Так!

(Часы.)

Он перекинут через реку.

Удобно стало человеку

Перебираться через воду,

Совсем забыв про непогоду.

На сваях закреплён помост.

Назвали это чудо - … (мост)

Он - почти велосипед,

Вот сиденья только нет.

Всё равно ему я рад,

Лучший друг мой -. (самокат).

Золотая птичка

Вечером в дом влетает,

Весь дом освещает.

(Светильник)

Иллюстрации изобретений И. П. Кулибина выставляются на мольберт.

В.: А теперь посмотрите на другого изобретателя - А. Попова. Отгадайте загадку и узнаете, что он изобрел.

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь — он молчок,

Но стоит ручки повертеть,

Он станет говорить и петь.

(Радио)

В.: Посмотрите на первое в мире радио. Узнали бы вы его, если бы я вам не сказала, что это? (картинка выставляется на мольберт)

А сейчас радио выглядит совсем по-другому (выставляется картинка). Другие изобретатели его доработали и сделали ещё лучше. Радио стало меньше и удобнее. Так происходит со всеми изобретениями. Другие ученые улучшают вещи, которые уже кто-то создал.

В.: А вот и Александр Фёдорович Можайский. Этот человек создал первый самолёт, который смог поднять человека в воздух. Вот как он выглядел. Похож этот самолёт на те, что летают в наше время? (ответы детей)

В.: Конечно, современный самолёт гораздо быстрее, удобнее, безопаснее (выставляется картинка современного самолёта). Но мы всегда будем помнить того человека, который впервые смог построить самолёт. Были и другие изобретатели в нашей стране. Например, Павел Николаевич Яблочков. Отгадайте, что он изобрёл:

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк —

Загорелся огонёк.

(Лампочка)

В.: Посмотрите на лампочку, изобретённую Яблочковым (картинка выставляется на мольберт, и скажите, сильно ли она изменилась со дня её изобретения (выставляется картинка современной энергосберегающей лампочки? (ответы детей)

В.: Да, лампочка почти такой же и осталась, только иногда ей придают причудливые формы.

А сейчас вы узнаете, кто изобрёл вещь, которая есть у каждого из вас дома. Отгадайте,что это:

Вот так дом -

Одно окно:

Каждый день

В окне кино! (Телевизор)

В.: Верно! Телевизор изобрёл Владимир Козьмич Зворыкин (картинка выставляется на мольберт). Так выглядел один из первых в мире телевизоров (выставляется картинка). Сравните его с современным телевизором (картинка выставляется на мольберт).

Дети находят отличия старого телевизора от современных.

В.: Да, телевизор относится к тем изобретениям, которые много раз менялись, совершенствовались со временем. И в наше время люди продолжают придумывать бесконечно новые функции для телевизоров.

Ребята, а сейчас я вам расскажу про изобретение, которое было очень популярным несколько лет назад, но теперь мы его почти не используем. Когда телевизоры только появились, и люди смотрели телепередачи, кино и мультфильмы, кто-то подумал, как сделать так, чтобы мультик или кино можно было бы смотреть дома в любое время, когда захочется и много раз.

И тогда Александр Матвеевич Понятов (показ картинки) придумал видеомагнитофон. Он был довольно большой (выставляется картинка, но со временем и его уменьшили, сделали более удобным. Но теперь, когда появился интернет, многие люди и вовсе не пользуются видеомагнитофоном.

Вот такие удивительные изобретатели жили в нашей стране и оставили после себя много полезных вещей. А когда вещь изобретена, её нужно обязательно испытать.

Физминутка «Испытатели»:

Воспитатель: Первым испытаем самолёт! Полетели!

Теперь вертолёт! Полетели!

(дети имитируют полёт самолёта и вертолёта)

Воспитатель: А теперь придумайте сами объекты для испытаний.

(дети по желанию выполняют ещё 2-3 «испытания»)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим побыть настоящими изобретателями. Выберите вещи, которые вы хотели бы дополнить, сделать удобнее, усовершенствовать (детям на выбор предлагаются изображения:

велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул). Дорисуйте карандашами детали. Которые по вашему мнению улучшат эти простые вещи.

После того, как дети закончат работу, получившиеся картинки рассматриваются и дети делают выводы, как преобразились предметы, насколько удобнее они стали.

Воспитатель: Вы все хорошо поработали, и настало время узнать, что же нам подарили Винтик и Шпунтик ( достаю большую карту). Ребята, это карта «Изобретений и открытий», на ней вы видите много ученых, изобретателей и первооткрывателей. У вас будет много времени, чтобы с ней ознакомиться, мы повесим её у нас в группе. Теперь перед вами будут изобретения со всего мира. А каких российских изобретателей, о которых сегодня узнали, вы запомнили? Какие изобретения вам понравились больше всего? Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем? Что вы для этого будете делать?

Молодцы, у вас обязательно всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»

Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Программные задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способст...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств».

1.  Дать элементарные понятия о мозге, его значении  для органов чувств. Закрепить представления детей о значении органов чувств для  восприятия человеком окружающего мира.2....