Перспективные планы для старшей группы
календарно-тематическое планирование

Мария Сергеевна Быкова

 

Перспективные планы

для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективные планы

для старшей группы

                                                                                                       

                                                                                                        Составила:

                                                                                                                                                                    музыкальный руководитель

                                                                                                                                                                    Быкова М.С.

Пояснительная записка

На шестом году слушание музыки у ребёнка остаётся по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности. При правильно организованном педагогическом процессе, большинство детей, к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образа.

        Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. Дети могут довольно тонко слышать и различать выразительные отношения музыкальных звуков. Далее развиваются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух. Дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения. Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее становление музыкального мышления ребёнка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по какому-либо признаку.

        На шестом году жизни, как правило, у ребёнка сформирована потребность в пении. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности детей: голос стал более звонким; более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы; налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне, могут петь на одном дыхании фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная, совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

        На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребёнка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и уверенными. Ребёнок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях. Они свободно ориентируются в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации. Однако необходимо при физических нагрузках (в играх, танцах) учитывать группу здоровья каждого ребёнка.

        Поведение ребёнка данного возраста становится более осмысленным, им самим управляемым. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Всё это во многом объясняет желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне.

В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического. Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте – металлофоне, а также на других музыкальных инструментах.

Приоритетными задачами детей данного возраста становятся задачи: 

Слушание (восприятие музыки)

Приобщать детей к деятельности восприятия музыки, доступной для дошкольников данного возраста.

  • Продолжать развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений; учить различать выразительность музыки: отличать смену характеров; сравнивать чувства, эмоции, преданные в музыке; сравнивать контрастные музыкальные образы.
  • Продолжать развивать дифференцированное восприятие:

- понимать форму произведения (одно-, двухчастную);

- учить различать изменения промежуточных, довольно контрастных средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, сравнивая их;

- развивать способности элементарного анализа музыкального произведения, видение разницы в передаче одного и того же образа, явления в разных произведениях или определение различий характеров музыкальных произведений одного названия.

  • Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков:

звуковысотных; ритмических; тембровых: динамических; темповых.

Певческая деятельность

Продолжать приобщать детей к детской певческой деятельности: учить выразительному исполнению более сложных, чем в средней группе песен народного, классического и современного репертуара различной тематики и содержания, прежде всего связанного с образами родного края; воспитывать любовь к малой родине:

  • Охранять, беречь голос ребёнка.
  • Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, выученных в течение года.
  • Побуждать к выразительному пению, исполнять в песне:

- различное настроение, характер (торжественный, шуточный), его изменение в запеве, припеве;

- изменение различных интонаций в куплетах (нежные, грубые);

Особенности развития музыкального образа, взаимодействие двух образов, построенные на контрасте.

  • Побуждать передавать, изображать в исполнении свои музыкально-слуховые представления, используя средства выразительности, соответствующие эмоционально-образному содержанию песни:

- музыкальные – темп, изменение мелодических и ритмических особенностей мелодии, изменения динамической окраски.

  • Учить, не только различать, но и воспроизводить выразительные основные отношения музыкальных звуков:

звуковысотные, ритмические, динамические, тембровые.

Обучать способам певческих исполнительских умений:

- продолжать учить новым певческим умениям, совершенствовать имеющиеся навыки: естественность, непринуждённость, эмоциональность исполнения; правильность звукообразования; звуковедения; особенности певческой дикции; точность интонирования мелодии, передачи ритмических особенностей песни; соблюдение ансамбля при исполнении темпа, ритмических, мелодических, динамических особенностей песни;

- обучать особенностям техники певческого исполнительства:  пение с солистом, с запевалой; пение по подгруппам, по фразам в соответствии с певческими диапазонами детей.

  • Побуждать к самостоятельному исполнению освоенной песни в повседневной жизнедеятельности в детском саду, в семье.

Музыкально-ритмическая деятельность

Приобщать детей к музыкально-ритмический исполнительской деятельности, доступной их возрасту; учить выразительному исполнению более сложного, чем в средней группе, детского репертуара различной тематики и содержания, прежде всего связанного с жизнедеятельностью детей в родном крае; воспитывать любовь к родине:

  • Сохранять, беречь физическое здоровье и обеспечивать их психическое благополучие (учитывать группу здоровья каждого ребёнка).
  • Формировать музыкально-двигательные представления освоенных детьми игр, танцев, хороводов, упражнений; побуждать помнить выученные в течение года и некоторые более любимые игры, танцы.
  • Содействовать яркой выразительности исполнения движений, меняющихся в соответствии со сменой характера двух-, трёхчастной музыки, в процессе взаимодействия двух контрастных музыкально-игровых образов в танце, игре, хороводе.
  • Учить детей опираться на средства выразительности и их смену в своей исполнительской деятельности при передаче своего отношения к изображаемому образу:

- музыкальные: обращать внимание на изменение темпа, динамических оттенков, метроритма, ритмических рисунков в музыке.

  • Обучать музыкально-ритмическим движениям, опираясь на имеющиеся музыкально-ритмические представления; развивать чувство партнёра; стремиться к согласованности движений в паре, в подгруппе:

- основные движения: ходьба спортивная, торжественная; бег с высоким подъёмом ног, широкий, пружинистый, высокий стремительный; подскоки с помощью взмахов рук; ходьба пружинистым шагом, ходьба гусиным шагом; прыжки с высоким подскоком, с помощью взмахов рук; прыжки – ноги вместе – руки врозь и наоборот; прыжки со сменой ног;

- движения сюжетно-образной драматизации;

- танцевальные шаги и движения: русский народный танец: русский шаг на лёгком беге с захлёстыванием ног назад, русский простой шаг (с притопом); «ковырялочка», присядка; движения для рук, характерные для девочек и мальчиков в русских танцах;

детский бальный танец: танцевальные шаги – боковой галоп, подскок, шаг польки; танцевальные движения – выставление ноги вперёд с притопом; различные виды хлопков, притопов, различные движения с атрибутами;

Современный детский игровой танец: танцевальные шаги – матросский шаг; шаги, имитирующие движения клоунов, гномов, зверей, птиц, и т.п. под современную легкую музыку; движения, имитирующие трудовые процессы (стирка белья).

  • Учить запоминать форму танца, композицию игры.
  • Совершенствовать ориентировку в пространстве: учить перестраиваться из пар в две колонны, из двух колонн в два круга, в один круг; перестраиваться из  ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали и т.п.
  • Побуждать исполнять весь выученный репертуар самостоятельно в организованной деятельности, а также самостоятельно дома, в семье, в детском саду.

Игра на детских музыкальных инструментах

Продолжать   обучать   детей   игре   на   детских   музыкальных   инструментах, прежде всего на металлофоне:

  • Побуждать к запоминанию музыкальных произведений, выученных в течение года.
  • Побуждать, выразительно передавать в игре на металлофоне (или другом): характер музыки; развитие музыкального образа пьесы, осознанно используя средства музыкальной выразительности, соответствующие особенностям образа.
  • Побуждать передавать в игре понимание формы произведения, анализировать её.
  • Продолжать учить детей правильному звукоизвлечению на металлофоне; точно, ритмично играть на двух трубочках.
  • Обучать игре в оркестр на различных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда; исполнять слаженно простые музыкальные пьесы.

Перспективное планирование

Старшая группа

Сентябрь

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение  

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» Ф.Надёненко  

«Попрыгунчики» «Экозес» Ф.Шуберта

Образное упражнение:

«Всадники» В.Витлина

Подготовительное упражнение:

«Упражнения для рук» польская нар.мел.

Об основных жанрах музыки: «Песня-танец-марш». «Две тетери» рус. нар.мел.; «Под яблоней зелёной» рус. нар.мел.; «Марш» Т.Ломовой.

О характере музыки:

«Сладкая грёза» П.Чайковского  

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Не летай, соловей» рус.нар.мел.

Мир ребёнка, сверстников:

«К нам гости пришли» Ан. Александрова

Мир взрослых:

«Урожай собирай» А.Филиппенко  

Мир природы:

«Осенние листья» Т.Попатенко  

Животные:

«От носика до хвостика» М.Парцхаладзе  

Общие  парные: 

«Весёлые дети» лит.нар.мел.  

Общие непарные:

«Пляска с притопами» «Гопак» укр.нар.мел.  

С пением:

«Шёл козёл по лесу» рус.нар.песня-игра  

Под инструментальную музыку: «Воротики» «Полянка» рус.нар.мел.

Быстро реагировать на смену частей музыки, ориентироваться в пространстве.

Учить прыгать легко, ритмично. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнёра: не тянуть и не толкать друг друга, прыгать вместе, рядом. Формировать коммуникативные навыки.

Совершенствовать движение прямого галопа, развивать четкость и лёгкость движений. Учить детей создавать выразительный музыкальный образ всадника и лошади. Держать подчеркнуто подтянутую осанку.

Учить детей естественно, непринуждённо, плавно выполнять движения мягкими, свободными руками, отмечая акценты в музыке.

Совершенствовать координацию движений рук. Выполнять упражнение с лентами.

Учить детей на слух различать жанры музыкального искусства: песню, танец, марш. Определять их характер. Развивать музыкальную память. Расширять словарный запас детей.

Учить выражать своё мнение кратко и логично.

Познакомить детей с плавной, лиричной, напевной музыкой, обратить внимание на трёхчастную форму, отдельные интонации. Послушать в оркестровом исполнении.

Работа над развитием певческих навыков, правильным дыханием.

Учить петь песню в подвижном темпе. Работа над чистотой интонирования. Правильно петь мелодию песни по ступеням вверх и вниз. Пение «акапелла» протяжно. Пение с солистами

Правильно петь мелодию песни, учиться брать дыхание и четко, выразительно пропевать слова. Выполнять движения в соответствии с текстом песни. Активизировать застенчивых детей.

Правильно петь мелодию, четко произносить трудные  слова, начинать петь точно после вступления.

Учить петь в подвижном темпе из-за такта, четко произнося слова песни. Учить чисто пропевать терцию, квинту. Развивать детское воображение, речь.

Учить выполнять движения в кругу. Совершенствовать качество подскока.

Учить правильно выполнять притопы, без напряжения. Продолжать учить детей легко бегать и кружиться на носочках, притопывать ногой, отмечая ритмические акценты в музыке.

Создание весёлой, шуточной атмосферы. Учить реагировать на сигнал, создать радостную атмосферу.

Учить детей ориентироваться в пространстве, ходить «змейкой», меняя направление. Учить ориентироваться в пространстве, уметь быстро строить круг, находить своего ведущего.

Октябрь

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» В.Золотарёва  

«Подскоки» «Поскачем» Т.Ломовой  

Образное упражнение:

«После дождя» венгерская нар.мел.  

Подготовительное упражнение:

«Великаны и гномы» Д.Львова -Компанейца  

«Хороводный шаг» «Белолица-круглолица» рус.нар.мел.  

Об основных жанрах музыки: «Детская полька» А.Жилинского   

О характере музыки:

 «Клоуны» Д.Кабалевского  

Об изобразительных возможностях музыки:

«Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова  

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Осенние распевки» М.Сидоровой  

Мир ребёнка, сверстников:

«Песенка друзей» В.Герчик»  

Мир взрослых:

«Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.песня  

Мир природы:

«Падают листья» М.Красева  

Общие  парные:

«Парная пляска» чешская нар.мел.  

Общие непарные:

«Весёлый танец» еврейская нар.мел.  

Подгрупповой:

«Танец с осенними ветками» (листочками) Вальс «Осенний сон»

С пением:

«Плетень» В.Калинникова

Под инструментальную музыку: «Найди себе пару» лат.нар.мел. 

Учить маршировать энергично, четко координировать работу рук и ног. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки.

Выполнять подскоки легко, непринуждённо, двигаясь по залу врассыпную, руками двигать свободно. Добиваться ритмичного и легкого выполнения подскоков. Развивать координацию движений.

 

Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение передавать музыкально-двигательный образ, изменять характер движения с изменением характера музыки.

Реагировать на изменения музыки: ходить большими и маленькими шагами. Соотносить движения с музыкой.

Ходить по кругу, руки сначала на пояс, затем разведены в стороны. Формировать правильную осанку: спину держать правильно, голову не опускать. Напомнить: идти надо с носочка, за спиной впереди идущего.

Учить самостоятельно определять жанр, характер и настроение произведения. Формировать коммуникативные навыки. Развивать связную речь, умение эмоционально отзываться на музыку. Дослушивать произведение до конца.

Знакомить детей с характером пьесы, трёхчастной формой. Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать навыки словесной характеристики произведения.

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Учить детей слушать музыку от начала до конца. Развивать детскую активность, творчество, фантазию.

Учиться брать дыхание, внятно произнося слова распевки.

 

Петь согласованно, без напряжения, «лёгким» звуком в подвижном темпе, эмоционально, чисто интонировать мелодию. Приучать слышать друг друга, развивать активность слухового внимания. Формировать умение петь без музыкального сопровождения. Развивать слуховое внимание.

Учить петь легко, нежно, ласково.

Учить детей петь в трёхдольном ритме, правильно петь мелодию. Учить петь терцию вниз.

Учить детей кружиться, «подтянувшись» вверх. Подводить к умению выполнять движения на музыкальную фразу.

Развивать внимание, учить ориентироваться в пространстве. Развивать в детях творческое проявление, импровизацию. Развивать танцевальное творчество детей. Создать радостную, творческую атмосферу.

Учить детей выполнять ритмичные плавные движения рук в трёхдольном размере, учить действовать с предметами. Совершенствовать навыки перестроения из круга в колонну и врассыпную и обратно.

Развивать двигательное творчество детей, поощрять интересные находки. Выразительно передавать образы персонажей.

Менять движения в зависимости от изменения характера музыки. Скакать врассыпную в разных направлениях, ориентироваться в пространстве. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Реагировать на смену звучания музыки.

Ноябрь

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» М.Робера

 

«Шаг и поскок» Т.Ломовой

Образное упражнение:

«Гусеница» «Большие и маленькие ноги» В.Агафонникова

Подготовительное упражнение:

«Ковырялочка» «Ливенская полька»

«Кружение» «Вертушки» укр.нар.мел.

Об основных жанрах музыки:     «Вальс» С.Майкапара  

О характере музыки:

«Баба Яга» П.Чайковского  

Об изобразительных возможностях музыки:

 «Мышки» А.Жилинского

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Не летай, соловей» рус.нар.мел.

Мир ребёнка, сверстни ков: «Вовин барабан» В.Герчик

«Я умею рисовать» Л.Абелян

«Что нам нравится зимой?» Е.Тиличеевой 

Песенное творчество

«Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребкова

Общие  парные:

«Потанцуй со мной, дружок» англ. нар. мел.

 Хороводные:

«Танец в кругу» финская нар.мел.

Инсценирование песен:

«Что нам нравится зимой?» Е.Тиличеевой 

Игра с пением: «Ворон» рус.нар.прибаутка  

Учить детей менять энергичный характер движения на спокойный в соответствии с различными динамическими оттенками, сохраняя темп и ритм движения. Подводить к понятию и ощущению музыкальных фраз. Следить за осанкой. Развитие чувства ритма, продолжение знакомства с трёхчастной формой.

Согласовывать движения в соответствии с двухчастной формой: маршировать ритмично и скакать легко. Учить быстро реагировать на изменение характера музыки и передавать его в движении. Скакать с ноги на ногу легко, ритмично.

Ходить в «гусенице» большими шагами и  «топотушками». Стараться ходить синхронно в своей команде. Учить ходить, меняя направление движения, ходить змейкой. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Освоить ритмический рисунок упражнения. Учить выполнять движение ритмично, без напряжения. Развивать внимание, наблюдательность.

Учиться кружиться, соблюдая осанку: «подтянуть» себя вверх, стать ка «струнка». Спина прямая, руки на поясе.

Закрепить понятие о вальсе. Расширять и обогащать словарный запас детей. Напомнить, что вальс может быть разным: легким и воздушным, неторопливым и сдержанным, но он обязательно должен быть плавным. Вальс - это танец-кружение

Обратить внимание детей на стремительный, завораживающий, сказочно-страшный характер пьесы. Показать разницу в музыкальных оттенках в начале и в конце произведения. Послушать в оркестровом исполнении.

Обратить внимание на характер пьесы и быстрый темп.  Учить фантазировать. Знакомить со средствами музыкальной выразительности.

Работа над развитием певческих навыков, правильным дыханием.

Чётко и выразительно проговаривать слова песни. Продолжать учить детей петь эмоционально, выразительно. Продолжать учить детей петь без напряжения, естественным голосом.

Развитие речи детей, их воображения. Обратить внимание на то, что припев начинается с высокого звука. Петь трудные мелодические обороты отдельно. Учить детей петь слаженно, слышать и слушать других детей. Передавать в пении весёлый характер песни.

Развивать внимание. Формировать правильное дыхание.

Развивать коммуникативные способности. Учить согласовывать движения в парах. Бегать легко. Солистам – придумывать интересные движения.

Развивать коммуникативные навыки, учить выполнять все движения ритмично, слышать смену музыкальных фраз.

Согласовывать движения с текстом, выполнять их энергично, выразительно. Играть эмоционально, выразительно, придумывать новые, интересные жесты. Развивать внимание, сноровку, быстроту реакции. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создать радостную, непринуждённую атмосферу. Выполнять движения энергично, выразительно.

Продолжать знакомить детей с русским игровым фольклором. Учить детей выполнять движения непринуждённо. Двигаться в соответствии с характером музыки и текстом песни. Отрабатывать дробный шаг, разнообразные плясовые движения, сужать и расширять круг.

Декабрь

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Кто лучше скачет» Т.Ломовой

«Побегаем» К.Вебера

Образное упражнение:

«Аист»

Подготовительное упражнение:

«Топотушки» рус.нар.мел.

«Приставной шаг» немецкая нар мел

Об основных жанрах музыки:  «Полька» П.Чайковского    

О характере музыки:

 «Страшилище» В.Витлина

Об изобразительных возможностях музыки:

«Игра в лошадки» П.Чайковского

 

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Бай-качи, качи» рус.нар.прибаутка

Мир ребёнка, сверстни ков: «Музыкальные загадки»

«Дед Мороз» В.Витлина

Мир природы:

«Наша ёлка» А.Островского

 

Общие  непарные:

«Отвернись-повернись» карельская нар.мел.

«Дружные тройки» «Полька» И.Штрауса

Под инструментальную музыку: «Не выпустим» «Вот попался к нам в кружок» муз. народная

 

«Игра со снежками» галоп  И.Штрауса  

 

Развитие наблюдательности, памяти, быстроты реакции. Отрабатывать лёгкие, энергичные подскоки. Учить детей слышать начало и окончание музыки.

Учить детей правильно и легко бегать, начинать и заканчивать движение с музыкой. Бег должен быть лёгким, полётным, руки слегка приподняты и разведены в стороны. Учить слышать музыкальные части, фразы.

Учить детей под слова считалки притопывать ногами попеременно. Развивать координацию, чувство ритма, умение различать длинные и короткие звуки. Создать весёлое настроение.

Согласовывать движения с музыкой. Двигаясь топающим шагом, слегка согнуть ноги в коленях. Выполнять хороводный шаг, спину держать прямо, носок ноги оттягивать.

Учить выполнять правильно, не делая широкий шаг. Шаг лёгкий, слегка пружинящий, корпус не поворачивать в сторону шага. Следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку.

Продолжать знакомить детей с танцевальным жанром и трёхчастной формой. Обратить внимание на летящую, изящную мелодию.

Обратить внимание, какие эмоции вызвала у детей музыка. Обратить внимание на динамику, на тембровую окраску, темп. Прослушать в инструментальной обработке.

Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Учить детей петь выразительно, протягивая гласные звуки. Продолжать знакомство с русским фольклором. Развивать артикуляционный аппарат. Учиться брать дыхание и медленно выдыхать

Учить узнавать знакомую песню по фрагменту сыгранному на фортепиано или звучащей фонограмме.

Учить детей начинать пение после вступления. Припев петь в более подвижном темпе. Петь напевно, мягко заканчивать фразы. Петь песню с движениями.

Вызвать радостные эмоции у детей. Учить петь мелодию по звукам мажорного трезвучия. Учить петь мелодию в пунктирном ритме. Пение по цепочке. Петь песню с движениями.

Двигаться легко, четко выполнять хлопки и притопы.

Развивать коммуникативные способности. Учить согласовывать движения в тройках. Бегать легко. Солистам – придумывать интересные движения.

Развитие детского двигательного творчества, фантазии, самостоятельности, активности.

 

Развивать внимание, сноровку, быстроту реакции. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создать радостную, непринуждённую атмосферу.

Январь

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» И.Кишко

«Попрыгаем и похлопаем» С.Соснина

Подготовительное упражнение:

«Ветерок и ветер» «Лендлер» Л.Бетховена

«Весёлые ножки» лат.нар.мел.

 Об основных жанрах музыки:  «Болезнь куклы»  П.Чайковского  

Об изобразительных возможностях музыки:

 «На слонах а Индии» А.Гедике  

 Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Дудочка» рус.нар.прибаутка

Мир ребёнка, сверстни ков:    «Динь-динь» немецкая нар.песня

«Голубые санки»

М.Иорданского

Мир природы:

«Зимняя песенка» В.Витлина

Общие  парные:

«Приглашение» укр.нар.мел.  

Подгрупповые:

«Большая стирка» польская нар.мел

Под инструментальную музыку: 

«Ловишки» И.Гайдна

 

«Кот и мыши» Т.Ломовой

 

Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать и заканчивать ходьбу. Добиваться ритмичного, четкого, бодрого шага.

Воспринимать лёгкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши. Бегать легко, непринуждённо, прыгать мягко, но ритмично. Развивать слух, внимание, быстроту реакции.

Развивать пластичность движений, умение изменять силу мышечного напряжения. Создавать выразительный музыкально-двигательный образ. Учить различать двухчастную форму, самостоятельно менять движение на вторую часть.

Выполнять движения ногами легко, ритмично, оттягивая носочек: выставление ноги на носок, «выбрасывание» ноги. Выполнять прыжки легко, изящно.

Учить детей сопереживать. Обратить внимание на стонущий, плачущий характер мелодии.

Развивать воображение, связную речь, мышление. Учить детей эмоционально воспринимать музыку, рассказывать о ней своими словами.

Учить детей петь мелодию в поступеном движении вверх и вниз.

Следить за активной артикуляцией.

Развивать мелодический слух, музыкальную память, творческую активность и певческие навыки детей.

Учить детей петь лёгким звуком в оживленном темпе, без напряжения, передавая весёлый характер песни. Петь согласованно, внимательно слушая музыкальное сопровождение. Четко произносить гласные звуки в словах

Учить детей выразительно, эмоционально, передавать в пении весёлый характер песни. Учить детей начинать пение после вступления всем вместе. Развивать умение петь без музыкального сопровождения. Обратить внимание на правильную артикуляцию звуков в словах.

Согласовывать движения с характером музыки. Двигаться выразительно, эмоционально. Соотносить движения с музыкой. Формировать коммуникативные навыки.

Выполнять имитационные движения стирки, полоскания, глажения белья, создать непринуждённую атмосферу.

Учить детей действовать по сигналу. Согласовывать движения с музыкой. Развивать быстроту реакции, сдержанность и выдержку.

Выделять различные части музыки и двигаться в соответствии с её характером, ориентироваться в пространстве

 

Февраль

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» Н.Богословского  

«Спокойный шаг» Т.Ломовой  

Подготовительное упражнение:

«Притопы» финская нар.мел.

«Полуприседание с выставлением ноги» рус.нар.мел.

«Пружинящий шаг и бег» Е.Тиличеевой

О характере музыки:

«Две гусеницы разговаривают» Д.Жученко  

Мир ребёнка и сверстников:

«Новая кукла» П.Чайковского  

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

 «Заинька, попляши» рус.нар.мел.

 Мир взрослых:

«Мамин праздник» Ю.Гурьева  

«Песенка о маме» А.Филиппенко

«Песня о бабушке» А.Филиппенко

Общий непарный:

«Озорная полька» Н.Вересокиной

Подгрупповые:

«Танец с цветами» Весенний вальс И.Штрауса

 

Под инструментальную музыку:    

«Чей кружок скорее соберётся» рус.нар.мел.  

«Займи место» рус.нар.мел.  

 

Формировать правильную осанку. Учить детей координировать движения рук и ног. Развивать детскую двигательную фантазию.

 Ходить спокойным шагом, держась за руки. Следить за осанкой: корпус прямой ненапряженный

Учить выполнять притопы в паре, ритмично, соблюдая правильную осанку. 

Учить детей выполнять движение правильно (не выставляя ногу далеко), следить за осанкой, выполнять ритмично непринуждённо.

Продолжать учить различать двухчастную форму. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Развитие речи, фантазии, образного мышления. Воспитывать у детей умение слушать музыку, высказывать свои впечатления. развивать воображение, речь. Послушать в оркестровом исполнении.

Формирование эмоциональной отзывчивости, интереса, внимания.

Развивать образную, связную речь детей,  мышление, воображение.

Учить детей выразительно исполнять произведения народного фольклора,

Правильно брать дыхание, ясно и понятно произносить слова.

Формировать эмоциональную отзывчивость на нежный характер музыки. Учить ритмически правильно петь синкопы. Петь в умеренном темпе слаженно. Развивать музыкальную память.  Работать над артикуляцией.

Учить начинать пение одновременно, петь лёгким звуком, эмоционально.

Учить создавать в пени образ бабушки, петь напевно, ласково.

Учить двигаться в соответствии с характером музыки. Совершенствовать качество бокового галопа. Учить детей двигаться парами по кругу боковым галопом, небольшими шагами, легко. Учить детей ориентироваться в пространстве. Продолжать учить детей хлопать ритмично,

Учить выполнять движение с предметами в темпе вальса, слышать музыкальную форму произведения.

Развивать внимание, формировать активность. Согласовывать движения с музыкой, реагировать на сигнал. Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве.

Развивать внимание детей, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Март

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Спортивный марш» В.Золотарёва  

«Мячики» Па-де-труа «Лебединое озеро» П.Чайковского 

Подготовительное упражнение:

«Петушок» рус.нар.мел

«Галоп» «Смелый наездник» Р.Шуман

 

Мир ребёнка и сверстников:

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского  

Природа в музыке:

«Утки идут на речку» Д.Львова-Компанейца

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

 «Солнышко не прячься» рус.нар.прибаутка  

Мир взрослых:

«Сегодня мамин день» М.Парцхаладзе

Мир природы:

«Кончается зима» Т.Попатенко  

«Солнечные зайчики» Н.Чебакова

Инсценирование песен:

«Как у наших у ворот» рус.нар.песня

Хороводные:

«Светит месяц» рус.нар.песня 

 С пением: 

«Сапожник» польская нар.мел.  

Под инструментальную музыку: 

«Догони меня» «Полька» С.Рахманинова  

«Будь внимательным!» датская нар.мел.  

   

Ходить с различными перестроениями. Выбрать ведущим ребёнка. Подсказать ему направление движения колонны.

Различать динамические изменения в музыке и быстро реагировать на них. Учить детей самостоятельно находить себе свободное место в зале. Упражнять в стремительном беге и ритмичных притопах. Развивать умение ориентироваться в пространстве

Выполнять шаги на месте в определённом ритме сначала под счет, затем с музыкальным сопровождением. Следить за осанкой.

Продолжать учить детей самостоятельно менять движение со сменой частей музыки. Совершенствовать движения, развивать четкость и ловкость в выполнении прямого галопа.

 

Знакомить детей с характером пьесы, её частями. Слушать в оркестровом исполнении.

Обратить внимание на неторопливый, «важный» характер музыки. Формировать умение слушать музыку, дослушивать её до конца, высказываться о ней. Развитие связной речи, воображения.

Учить брать дыхание между музыкальными фразами.

Учить детей чисто пропевать чистую кварту, следить за правильной артикуляцией и напевность. Петь выразительно.

Петь в умеренном темпе, легко, без напряжения. Продолжать учить детей петь «а капелла». Работа над чистотой интонирования.

Пение под фортепиано в быстром темпе. Создать радостное настроение весны.

Учить петь поступенное движение по квинте, учить петь с солистами.

Развивать целостное восприятие песен, получать  при этом эстетическое наслаждение: различать, понимать характер и содержание различных куплетов, умеет их сравнивать, находить общее и различное.

Продолжать учить детей водить хоровод: идти друг за другом по кругу, не сужая его. Сходиться к центру и расширять круг, выполнять несложные плясовые движения, ходить топающим шагом.

Согласовывать движения с текстом песни, выразительно передавать игровые образы. Развивать быстроту реакции. Учить детей проявлять фантазию, поощрять творческие проявления. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную, оживлённую атмосферу.

Развивать внимание, быстроту реакции. Учить придумывать новые движения.

Апрель

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Прыжки» «Полли» анг.нар.мел.  

Подготовительное упражнение:

«Упражнение для рук» шведская нар.мел.

«Зеркало» «Ой, хмель мой, хмель» рус.нар.мел.  

 Мир ребёнка, сверстников и взрослых людей: «Раздумье», С.Майкапара

Природа в музыке:

«Лисичка поранила лапку» В.Гаврилина  

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха:

«Горошина» В.Карасёвой

Мир ребёнка, сверстников:

«Весёлые путешественники» М.Старокадомского  

Мир природы:

«Скворушка» Ю.Слонова  

«Вышли дети в сад зелёный» польская нар.песня  

Хороводные:

«Земелюшка-чернозем» рус.нар.мел.  

Танцевальное творчество

«Кошачий танец»

«Рок-н-ролл»

Общие непарные:

«Ну и до свидания» «Полька» И.Щтрауса

С пением: 

«Перепёлка» чешская нар песня 

Под инструментальную музыку: 

«Игра с бубнами» М.Красева  

Ритмично выполнять упражнение, чередуя ходьбу, хлопки, энергичные прыжки на месте и шаг с высоким подъёмом ног. Согласовывать движения с музыкой

Учить выполнять плавные движения рук в трёхдольном ритме. Добиваться мягкости, изящности движений.

Развивать слуховое внимание, наблюдательность, мышление, музыкальную память. Поощрять творческую активность. Учить детей правильно выполнять плясовые движения, используя ранее полученные навыки, воспитывать выдержку.

Знакомить с тёплым, спокойным, нежным характером произведения. Учить детей отвечать, находить образные слова и выражения. Развивать эстетический вкус, речь детей, их фантазию.

Учить детей эмоционально отзываться на характерную музыку, понимать её.

Учить основным способам певческих умений: звуковедению, точности интонирования, правильному певческому дыханию, дикции.

Учить детей петь без напряжения, естественным голосом. Развивать внимание, речь.

Воспитывать заботливое отношение к живой природе. Работа над чистым интонированием. Обратить внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах «берёзку», «песенку».  Слышать и различать вступление, куплет и припев.

Использовать различные формы исполнения. Работать над формированием певческих навыков, правильного дыхания, четкой артикуляцией.

Воспитывать любовь, бережное, заботливое отношение к родной природе, чувство патриотизма. Соотносить движения со словами песни.

Стимулировать к творчеству, поощрять интересные детские находки.

Учить в своей танцевальной деятельности ориентироваться на смену средств музыкальной выразительности для передачи формы, а также характера и содержания музыки.

Формировать доброжелательное отношение друг другу. Развивать реакцию на окончание музыки.

Учить оценивать своё исполнительство, эмоционально высказаться о нём; анализировать способы выполнения движений, отличать верное их исполнение от неверного.

Май

Вид музыкальной деятельности

Репертуар

Программное содержание

Музыкально –

ритмические

движения

 

Слушание музыки

 

 

Пение

Пение

Танцы

Игры

Основное упражнение:

«Марш» В.Золотарёва  

Подготовительные: 

«Разрешите пригласить»  

«Ах ты, берёза» рус.нар.мел.

 Рукотворный мир:

   «Музыкальная шкатулочка» С.Майкапара

Мир ребёнка, сверстников и взрослых людей:

«Неаполитанская песенка» П.Чайковского.

Об изобразительных возможностях музыки: «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский

Песенное творчество

«Что ты хочешь, кошечка?» Г.Зингер

Мир ребёнка, сверстников:

«Детский сад» А.Филиппенко

Мир взрослых:

«Мой дедушка» А.Филиппенко

Мир природы:

«Весенняя хороводная» А.Филиппенко

Общие непарные:

«Разрешите пригласить» рус.шуточный танец «Ах ты, берёза»

«Краковяк» Ю.Чичкова

Танцевальное творчество

«Полянка» рус.нар.мел Свободная пляска.

Игровые композиции

«Горошина» В.Карасёвой

   

Учить двигаться под музыку, выразительно передавать в движениях характер, настроение музыки, а также смену его в контрастных частях, фразах.

Развивать слуховое внимание, наблюдательность, мышление, музыкальную память. Поощрять творческую активность.

Учить детей правильно ритмично выполнять плясовые движения, используя ранее полученные навыки, воспитывать выдержку, соблюдать осанку.

Формирование эмоциональной отзывчивости, интереса, внимания.

Развивать образную, связную речь детей,  мышление, воображение.

Приобщение детей к мировой культуре. Воспитание эстетического вкуса. Формировать у детей чёткие музыкальные впечатления, дополнять их ответы.

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Учить детей слушать музыку от начала до конца. Развивать детскую активность, творчество, фантазию.

Учить проявлять себя в творческих песенных импровизациях:

- в импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;

Использовать различные формы исполнения. Работать над формированием певческих навыков, правильного дыхания, четкой артикуляцией.

Средствами певческой деятельности формировать основы музыкально-эстетического сознания.

Обратить внимание на правильную артикуляцию гласных звуков. Слышать и различать вступление, куплет и припев.

Учить двигаться под музыку, способность выразительно передавать в движениях характер, настроение музыки, а также смену его контрастных частей, фраз.

Нацелить детей на сотрудничество. Формирование коммуникативных навыков.

Учить детей использовать в свободной пляске ранее выученные движения и придумывать свои, менять движения со сменой музыки.

Учить детей согласовывать свои движения с текстом песни. Выразительно передавать образ петушка: ходить важно, помахивая крыльями и высоко поднимая ноги.

Дополнительный репертуар

Упражнения для развития представлений 

«Как пошли наши подружки» рус.нар.песня;

«Детский марш» Г.Левкодимова 

Упражнения, игры для развития музыкально-сенсорного слуха детей

Звуковысотного: «Труба», «Спите куклы», «Гармошка»,  «Узнай песенку по двум звукам» Е.Тиличеевой

Ритмического: «Петушок, курочка и цыплёнок» Г.Левкодимова,

«Ритмическое лото», «Небо синее», «Смелый пилот» Е.Тиличеевой

Тембрового: «Угадай на чём играю?», «Весёлые инструменты» Г.Левкодимова

Динамического: «Громко-тихо» Г.Левкодимова

Музыкальные произведения для слушания

Мир ребёнка, сверстников и взрослых людей:

«Полька» С.Майкапар

Природа в музыке:

«Осень», «Зима» Ц Кюи

«Дождик» Г.Свиридова

«Зимой» Р.Шуберта

«Весной» Э.Грига

«Куры и петухи» К.Сен-Санса

Песни

Мир ребёнка, сверстников:

«Новичок» Г.Фрида

«Песенка про Олечку» Д.Кабалевского

«Блины» рус.нар.песня

«Песенка-чудесенка» А.Берлина

«Бравые солдаты» А.Филиппенко

Мир взрослых:

«Мама» Л.Бакалова

«Мамин день» А.Филиппенко

Мир природы:

«Снежная песенка» Львова-Компанейца

«Елочка» Е.Тиличеевой

«По малину в сад пойдём» А.Филиппенко

Животные:

«Тяв, тяв» В.Герчик

«Котёнок и щенок» Т.Попатенко

«Где был, Иванушка» рус.нар.песня

«Приключение в лесу» А.Филиппенко

«На мосточке» А.Филиппенко

Рукотворный мир:

«Мишка с куклой пляшут полечку» М.Качурбина

«Паровоз» Г.Эрнесакса

Песенное творчество

«Лифт», «Гуси», «Мишка» Т.Бырченко

«Вот взяла лисичка скрипку…» А.Филиппенко

«Осенние листья» Ю.Слонова

Музыкально-ритмическая деятельность

Игры

Музыкально-дидактические игры:

«Громко-тихо запоём» Е.Тиличеевой

«Кулачки и ладошки» Е.Тиличеевой

«Бубен или погремушка» Е.Тиличеевой

«Два барабана» Е.Тиличеевой

Танцы

Хороводные:

«Как на тоненький ледок» рус.нар.мел.

Подгрупповые:

«Матрёшки» Ю.Слонова

«Чебурашки» В.Шаинского

Игровые композиции

«Сею-вею снежок» рус.нар.песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план в старшей группе с учетом интеграции образовательных областей

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы  составлен с учетом интеграции образовательных областей....

Перспективный план по старшей группе

Примерное комплексное - тематическое планирование старшей группы.Интегрирующая тема периодаПедагогические задачиИтоговое мероприятиеМониторингI – II неделя сентябряЗаполнение персональных карт детей.Р...

Перспективный план для старшей группы детского сада по лепке и аппликации. Т.С.Комарова.

Перспективное планирование по лепке и аапликации для старшей группы детского сада.  Т.С.Комарова....

Перспективный план для старшей группы детского сада по лепке и аппликации. Т.С.Комарова.

Перспективное планирование по лепке и аапликации для старшей группы детского сада.  Т.С.Комарова....

Перспективный план для старшей группы:"Изучение русских народных сказок"

Приложение к образовательному проекту "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"...

перспективный план по старшей группе

Перспективный  план по чтению художественной литературы....