Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Колесникова Алина Игоревна

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».  В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовности привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию.

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. В нашей группе ведется работа по теме «Моя малая Родина», но для более целостного и углубленного формирования знаний детей о Родине необходимо и в дальнейшем продолжать начатую деятельность. Работа по проекту «Россия» будет способствовать плодотворному патриотическому воспитанию детей уже в дошкольном возрасте. Выполнение работы по проекту будет являться логическим завершением начатой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_moya_rossiya_i_malaya_rodina.docx240.52 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 230 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

Познавательный проект

по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию

«Моя Россия и малая Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\User\Desktop\Старшая 1\проект россия\ПРОЕКТ РОССИЯ СТАРШИЙ\РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ\14261736.cover.jpg

Подготовила: воспитатель

Колесникова А. И.

г. Северобайкальск

Направленность: духовно – нравственное, патриотическое воспитание через познавательную деятельность.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный - 3 недели.

Участники проекта: воспитатели группы, младший воспитатель, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, двигательная.

Актуальность проекта:

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».  В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовности привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию.

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. В нашей группе ведется работа по теме «Моя малая Родина», но для более целостного и углубленного формирования знаний детей о Родине необходимо и в дальнейшем продолжать начатую деятельность. Работа по проекту «Россия» будет способствовать плодотворному патриотическому воспитанию детей уже в дошкольном возрасте. Выполнение работы по проекту будет являться логическим завершением начатой работы.

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души.

Цель проекта: воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через познавательную и игровую деятельность дошкольника. Развивать нравственно патриотические качества: гордость, гуманизм.

Задачи проекта:

для детей

  • знакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн; закрепить знания о родном городе Северобайкальск, Москве - столице России формировать положительное отношения к родному краю путем знакомства с малой родиной – родным городом; воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, городу.
  •  формировать элементарные знания о правах человека;
  • развивать интерес к русским традициям, промыслам, природе родного края, знакомство с природой России, природой родного края (региональный компонент).
  • воспитывать любовь и уважение к окружающим, толерантность.
  • формировать знания военной истории нашей Родины, армии, народа, развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

для педагогов:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

для родителей:

  • дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
  •  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы реализации проекта

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения- индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие- приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Формы работы с детьми:

  • беседы; составление рассказов просмотр презентаций и видео роликов о России, малой родине.
  •  рассматривание иллюстраций; мини-выставки
  • подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры
  • творческая мастерская
  • чтение художественной литературы, художественное слово
  • ОД

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Права ребенка на права», памятки для родителей «Россия - многонациональная страна», папка – передвижка «Детям о войне», «Символика России и малой родины»
  • Беседы с родителями по теме проекта
  • Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
  • Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра патриотического воспитания для детей.

Ожидаемый результат по проекту: Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Дети должны знать: название нашей страны, ее главного города- Москвы. 

Флаг, Герб России, Государственный гимн.  

Иметь представления:

  • о том, что Российская Армия - защитница нашей Родины, что в годы войны наши воины отважно сражались и победили.
  • О народных праздниках.
  • О труде людей.
  • Об охране природы, о заповедниках, о Красной книге.
  • Стихи, произведения искусства поэтов и художников.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Для педагогов:

  • Осуществляют инновационную деятельность,
  • Повышают профессиональный уровень
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта;
  • Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проектной деятельности:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности.
  • Конкурс чтецов "Моя Родина- Россия"
  • Лэпбук "Моя Россия"

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, рассказы),
  • подбор консультаций для родителей,
  • изготовление папки-передвижки для родителей.
  • разработка дидактических игр, бесед

II этап - основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап - заключительный.

  • анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление лэпбука «Моя Россия»
  • презентация на педсовете ДОУ.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Подготовительный этап

Разработка проектной деятельности. Составление плана. Подбор материалов для работы с детьми и родителями проекта.

Информирование родителей воспитанников о плане реализации проекта. Привлечение их к активному взаимодействию.

Выставка художественной литературы по патриотическому воспитанию в книжном центре группы,  создать условия для рассматривания  детьми книг, альбомы для рассматривания «Моя Россия».

Центр активности художественной деятельности (региональный компонентальбом «Костюмы народов России», оформить уголок "Народное творчество - виды декоративно-прикладного искусства"

Оформление центра патриотического воспитания в группе наглядным и дидактическим материалом - символики России, флаг, музыкальный репертуар по теме проекта «Гимн России», «Моя Россия»  и др.

Основной этап

Работа с детьми:

Вводная познавательная беседа с использованием презентации

«Малая родина - город Северобайкальск. Россия -Родина моя»

Беседа "Русский костюм"

Беседа с рассматриванием наглядных материалов "Права ребенка на права"

Беседа "Что такое толерантность?"

Слушание песен о Москве: «Моя Москва» М. Лисянского, С Аграняна, «Москва» Ф. Глинка

Слушание «Песни о Родине» И. Дунаевского

Игра «Интервью»: «Что означает слово гражданин?». Расширять представление о своей гражданской принадлежности.

Дидактическая игра «Юный путешественник». Цель: расширять знания детей о географии России. Ввести в активный словарь названия городов, рек, озер и морей, находящихся на территории России. 

Д\ игра «Собери флаг. Цель: Закрепить представления детей о флаге России.

Чтение стихотворений о малой  Родине  Е. Синицына «Берегите Россию». Цель: Развивать интерес к литературе, рассказам; развивать речь, внимание. Вызывать патриотические чувства

Чтение стихотворении А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня». Цель: Развивать интерес к литературе, рассказам; развивать речь, внимание. Вызывать патриотические чувства.

Разучивание стихотворений с учетом регионального компонента «Мой город – Северобайкальск» Т. Ветрова. Готовиться к конкурсу чтецов по теме проекта.

Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Если ты потерялся на улице?» Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации, предвидеть возможные последствия своих поступков.

Творческая игра «Путешествие по России».  Расширять сюжет показом в игре социальных отношений труда работников на транспорте, в общепите, туризме. Развивать воображение, умение передать игровые действия согласно принятой роли.

Творческая мастерская: 

Рисование «Раскрашивание «Герб России». Цель: Повышение мотивации к игровой деятельности, создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.

В центре Город мастеров» предложить раскраски «То береза, то рябина». Способствовать закреплению названий деревьев и кустарников России.

В центр «Мастерская Самоделкина» внести кнопочные мозаики.  Предложить выложить по образцу медведя – символ России.

Русские народные игры «Краски», «Цепи кованы»  

Прослушивание и разучивание музыкального репертуара по теме проекта «Гимн России», «Моя Россия» 

Цель: Развивать выразительную речь детей.

Знать главный музыкальный символ страны, познакомить детей с особенностями гимна России, реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного исполнения песен.

Беседа «Я горжусь своей страной».

Цель: Формировать у детей эмоционально - положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.

Подвижная русская народна игра «Золотые ворота». Цель: Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, посредством народной игры.

Пословицы о Родине. Цели: формировать эмоционально- положительное отношение к стихам о Родине, родном городе. Прививать интерес к пословицам о Родине, деревьях, домах.

Заучивание поговорок и пословиц: «Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него, и Родина». Цель: расширять кругозор детей; развивать речь и логическое мышление.

Загадывание загадок о России. Цель: Закрепить знания детей о нашей стране; систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне; расширять кругозор детей; развивать речь и логическое мышление.

Дидактические игры «Костюмы народов России». Цель: Способствовать закреплению знаний о родной стране.

 «Белый, синий, красный», «Символика России» России». Цель: Развивать мыслительную деятельность детей. Запомнить и правильное расположение цветов российского флага. Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Дидактические игры «Костюмы народов России». Цель: Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Подвижная русская народная игра «Жмурки». Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Д/игра «Отгадай военную профессию»
Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Д/игра «Как прадеды мир отстояли»

Цель: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Д/игра «Символы нашей страны».

Цель: развивать логическое мышление, память; воспитывать патриотов своей страны.

Д/игра: «Найди флаг»Цель: закрепление  представлений детей о государственном флаге.

Чтение художественной литературы о ВОВ.

С.П.Алексеев. Рассказы из истории Великой Отечественной войны. 

С.М. Георгиевская С. Галина мама.

Ю.П.Герман. Вот как это было.

В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы").

Беседы: «Боевая слава героев» с демонстрацией иллюстративного материала, «Дети -герои».

Организованная образовательная деятельность

Аппликация из салфеток «Российский флаг». Цель: Закрепить представления детей о флаге России. Реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного творчества детей. Запомнить и правильное расположение цветов российского флага. Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «Моя Родина-Россия»

Заключительный этап

Оформление лэпбука "Моя Россия"

Презентация проекта на педсовете ДОУ

Работа с родителями

1

Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Права ребенка на права», памятки для родителей «Россия -многонациональная страна», папка – передвижка «Детям о войне», «Символика России и малой родины»

Беседы с родителями по теме проекта

Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта

Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра патриотического воспитания для детей.

2

Участие в итоговом мероприятии (конкурс чтецов)

Методическое обеспечение:

 Демонстрационный материал по нравственно-патриотическому воспитанию, методическое пособие по патриотическому воспитанию, дидактические игры, глобусы, географические карты, изделия народного промысла (хохлома, дымковские игрушки, гжель и др.).

Дальнейшее развитие проекта

После завершения работы данного проекта, мы будем продолжать работу по патриотическому воспитанию детей других групп дошкольного образовательного учреждения.

Мы надеемся, что работа по патриотическому воспитанию, организованная на базе детского сада, будет способствовать формированию у детей чувства любви, заботы, взаимопонимания к людям старшего поколения, желание хранить и уважать свою историю, свое наследие.

Список литературы к проекту

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Бабаева Т.И., Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016
  2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС. Автор: Вербенец А.М. О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016
  3. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая  группа» / Дыбина О.В. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2017г. – 112 с.;
  5. Краеведение в детском саду.-Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015-176 с. В.Н Матова, 2013
  6. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014.
  7. Наша Родина – Россия: стихи, рассказы, сказки, предания / сост. Р. Данкова. – М.: Издательство Оникс, 2010. 
  8. Элькин Г.Н. Москва – столица нашей Родины 
  9. Ганул Е.А. Города России 
  10. Шикина Л.Б. Реки, моря и озера России 
  11. Шинкарчук С.А. Великие русские картины 
  12. Я и мир. Конспекты по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Автор: Мосалова Л.Л., Санкт-Петербург, Изд.: Детство-Пресс, Год издания: 2015г.;
  13. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://ethnoschool.ru/nebolshie-rasskazy-o-rodine-dlya-detei-luchshie-rasskazy-dlya-detei-o.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным ...

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....

Познавательная игра «Кузбасс – моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Игра проходит как аналог игры "Что, где, когда?" в игре участвуют 2 команды по 5 человек.Команды поочереди крутят барабан и отвечают на вопросы сказочных героев  . вопросы направлены на...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...