Практика Детско-родительский клуб, как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
материал

Осипова Елена Петровна

Деятельность детско-родительского клуба за 2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doo_35_g._achinsk_osipova_e.p.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация детско-родительского клуба как эффективная форма

 взаимодействия детского сада с семьей

педагог-психолог Осипова Елена Петровна,

г. Ачинск МБДОУ Д/с № 35

Педагогическая практика

Актуальность 

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. (отделение семьи от старшего поколения, снижение рождаемости, финансовые затруднения, нестабильность, занятость родителей на производстве). В Законе “Об образовании” сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОО активно помогает семье. Сменились акценты. Семья стала главной в воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
         Данные социального исследования по ДОО, также говорят об актуальности поставленной задачи. Социальное исследование, проведенное среди родителей, показало, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания семейному воспитанию в связи занятостью (70 % родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка). При этом исследование показало возросший интерес родителей к
 воспитательно-образовательному процессу ДОО (до 60% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 70% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность.
          Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов также в связи с тем, что в ДОО получают образование  дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (60 детей с ОВЗ), семьи которых нуждаются в особой поддержке и сопровождении.
 

         Методической службой ДОО был проведен ряд мероприятий по повышению компетенций педагогов в области взаимодействия с родителями. Инициативная группа разработала Положение о детско-родительском клубе (далее Клуб). Это одна из наиболее эффективных форм, которая дает возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДОО, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свою «родительскую» психолого-педагогическую компетентность.

Таким образом актуальность практики состоит в том, что организация детско-родительского клуба позволяет обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДОО через разнообразные и  современные формы взаимодействия с семьей

           Идея. Уникальность. Базовый принцип практики

Новизна практики  заключается в том, что данная форма работы позволяет:

- реализовать требования образовательного стандарта, ФОП ДОО в индивидуализации, социализации, поддержки инициативы и творчества детей и родителей, в том числе в инклюзивном образовании;

- привлечь родителей в образовательный процесс ДОО посредством совместной партнерской деятельности, через использование разнообразных форм, методов, приемов и упражнений, предусмотренных в работе Клуба, приобрести родителям новые знания, о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания и образования  детей.

Уникальность представленной практики состоит в том, что деятельность Клуба, открывает возможность объединить 3 направления одновременно «ребенок-родитель-педагог» с принципа  социального подхода, идеи равенства и партнерского отношения его участников, получая обратную связь. Данную практику можно реализовать как в отдельной группе ДОО, так и объединив участников по  разным категориям: по  тематикам встреч, возрасту, интересам, проблемам и т.д

Основной целью деятельности клуба является создание условий для психолого-педагогической поддержки семьи при получении дошкольного образования во взаимодействии семьи и образовательной системы ДОО, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Задачи:

1.Содействовать повышению психолого-педагогической культуры родителей через разные формы сотрудничества в рамках деятельности детско-родительского клуба.

(результативность измеряется через анкетирование: по повышению педагогических умений родителей, появлению уверенности в собственных педагогических возможностях)

2.Обеспечить эффективное взаимодействие между ДОО и родителями воспитанников, включая семьи с детьми ограниченными возможностями здоровья в вопросах воспитания и развития детей в условиях ДОО и семьи

 (результативность измеряется через анкетирование: анализ активности семей детей)

3.Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) в развития детей через разные формы совместной деятельности.

(результативность измеряется через анкетирование: появление практических навыков у родителей)

Деятельность клуба строится на принципах:

- последовательности;

- системности;

- личностно-ориентированного подхода;

- открытости, взаимопонимания и доверия;

- социализации;

В начале каждого учебного года составляется план работы клуба, который составляется на основании анкетирования с учетом интересов родителей, педагогов, детей.  

Средства реализации практики

Организация деятельности Клуба:

Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с планом работы, не реже 1 раза в квартал (или по запросу).

Непосредственное руководство Клубом осуществляет педагог-психолог, который ведет планирование и учет деятельности родительского клуба с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОО, а также в соответствии с современными методическими требованиями.

Функционирование Клуба осуществляют специалисты ДОО: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели учреждения.

Занятия в Клубе представляют собой родительские встречи в различных формах: детско-родительские занятия, игровые тренинги, мастер-классы, досуговые и спортивные мероприятия и др.

Содержание деятельности родительского клуба доступно для совместного выполнения взрослыми и ребенком и направлено на развитие эмоциональной сферы, партнерских доверительных отношений родителей и детей, а также решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Деятельность Клуба с родителями, детьми и педагогами выстраивается по направлениям:

- художественно-эстетическое (ручное творчество, изобразительное творчество, музыка и др.)

- физическое (физкультурно-спортивная деятельность, народные игры, др.)

- познавательно-речевое (мастер-классы, мини-лекции).

- социально-личностное (социализация)

Формы психолого-педагогической деятельности Клуба:

Инвариантные: групповые мероприятия для всех родителей (семинары, тренинги, консультации, мини-лекции, мастер-классы).

Вариативные: подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями; индивидуальные консультации для родителей; индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений; совместные детско-родительские встречи в различных формах, занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.

Структура занятия детско-родительского клуба

Вводная часть:

- упражнения, игры, этюды способствующие эмоциональной настройке группы детей и родителей на тему занятия («Тропический дождь», «Алфавит», «Миксер», «Молекулы», «Ток», «Забор», «Снежки», «Пластилиновая фигурка» и др.)

Основная часть:

 - теоретическая часть темы заседания, через практическую деятельность работы с родителями; (Например, тема: «Кризис 3 лет» мини-лекция «Семизвездие кризиса 3 лет» с приведением конкретных примеров проявления и возможных способов решения ситуации).

- мастер класс педагога или родителя (изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики или формирования воздушной струи с привлечением в теоретической части учителя-логопеда)

- совместная творческая работа родителей и детей группы или любая другая совместная деятельность, например соревнования с инструктором по физической культуре, музыкального руководителя)

При отсутствии родителя ребенок участвует в работе, при поддержке родителя другого ребенка и педагога группы.

Заключительная часть:

- рефлексия (обратная связь, подведение итогов: чему научились, что нового узнали, что еще бы хотелось узнать)

- выставка творческих работ и др.

Занятия проводятся один раз в месяц, в вечернее время, длительность занятий вариативна от 30 мин до 1 часа.

Занятия детско- родительского клуба может проходить в разных помещениях

детского сада: в музыкальном, физкультурном залах, в группе.        

Возможные темы заседаний Клуба:

Мини-лекции «Возрастной кризис», «Детские капризы», круглый стол «Усвоение социальных норм и правил поведения в обществе. Проблемы поведения», «Нормы развития детей раннего и дошкольного возраста», педагогическая гостиная «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО», «Детская одаренность»,  мастер-класс «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста», Семинар-практикум «Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте», «развивающие игры в условиях ДОО и домашнего воспитания»

Результаты практики

Результаты деятельности Клуба в 2023  году:

1. Созданы условия для повышения педагогических умений родителей, поддержки их уверенности в собственных педагогических возможностях (по результатам анкетирования: повышение педагогических умений родителей - 80%, появление уверенности в собственных педагогических возможностях 95%)

2. Обеспечено эффективное взаимодействие между ДОО и родителями воспитанников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию воспитания и развития детей в условиях ДОО и семьи (по результатам анализа активности семей - 80%)

3. Оказана всесторонняя психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в развитии детей (по результатам анкетирования: появление педагогических умений родителей,    практических навыков  обучения - 80%)

 В процессе совместной деятельности, в рамках Клуба:

- дети демонстрируют свои умения и способности, а также начинают воспринимать родителей как союзников;

- родители имеют возможность увидеть способности своих детей, увидеть их сильные стороны и принять особенности развития, гармонизировать детско-родительские отношения, учатся толерантному отношению к детям с особенностями в развитии

- педагоги практически обучают родителей педагогическим методам и приемам взаимодействия с детьми в разных образовательных областях.

Подводя итоги работы Клуба, можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями (включая детей с ОВЗ) является перспективной, интересной и результативной, учитывает возможности семей, помогает проявлять творческие таланты детей и их родителей. Кроме того, работа Клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, а также полученные практические умения переносятся в домашнюю обстановку. По активности посещения видно, что родители понимают необходимость совместной деятельности детей с разными образовательными возможностями.

        Условия,  обеспечивающие устойчивость практики.

Одним из важных условий обеспечивающих устойчивость практики, является систематичность проведения заседаний детско-родительского клуба, а так же актуальность тематик  Клуба.

Возможные риски: низкая активность родителей и педагогов.

Механизмы минимизации:

- повысить заинтересованность родителей и педагогов в деятельности, за счет участия участников  в планировании, изучение запросов, анкетирование;

- учет возрастных, индивидуальных возможностей детей при проведении совместной деятельности с родителями (ограничение по времени);

- проведение заседаний в удобное для родителей время (опрос)

Роль партнеров

Партнерами выступают родители, которые являются активными участниками Клуба (в планировании и проведении). При желании на заседания  можно привлекать и любые другие организации: например учителей по вопросам подготовки к школе, поступлению в первый класс, преподавателей доп. образования. Все зависит от запроса родителей, профилактики или решения возникающих проблемных вопросов, планирования заседаний Клуба.

Деятельность детско – родительского клуба открывает широкие возможности для совместной работы, приносящие положительные результаты педагогам, родителям и детям.

Способы тиражирования практики

Данную практику можно реализовать как в отдельной группе ДОО, так и объединив участников по  разным категориям: по  тематикам встреч, возрасту, интересам, проблемам и т.д. Тиражирование возможно через электронные, печатные издания для применения в дошкольных учреждениях.

 В перспективе планируется продолжить работу в данном направлении с увеличением количества участников, разнообразием форм работы и тематики занятий.

Ссылка на фото, презентации: https://nsportal.ru/node/6449774

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/02/25/prezentatsiya-deyatelnosti-detsko-roditelskogo-kluba-2023g 

Сертификаты, подтверждающие значимость практики: https://nsportal.ru/albom/2024/02/25/prezentatsii-deyatelnosti-detsko-roditelskogo-kluba

 

Литература:

  1. Волкова, И. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ / И. А. Волкова, С. Н. Мумладзе, Н. А. Толочек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54077/ (дата обращения: 26.05.2023).
  2. Доронова Т.Н.. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., Сфера, 2002. 
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., Мозаика-синтез, 2007.
  4. Лобанок Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...

Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"

Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...

«Семейная гостиная–эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Семейная гостиная под названием «Играем вместе». Это перспективная форма работы, где рассматриваются актуальные вопросы по организации игровой деятельности, постепенно формируется активная...