«Фото- моделирование, как средство развития самостоятельности и инициативности у дошкольников"
материал

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotomodel.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области

«ФОТО-МОДЕЛИРОВАНИЕ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

И ИНИЦИАТИВНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дошкольники – это в первую очередь деятели, которые стремятся самостоятельно познавать мир природы посредством возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач в жизни и деятельности.  В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одним из  путей, интенсивно развивающим детское познание, самостоятельность и инициативность может стать фотомоделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Моделирование – это метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Фото-моделирование - это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на создание и использование моделей на основе фотографий.  

Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формируют системные знания, помогают усвоить большой объём информации. В своих исследованиях многие психологи например: (Л. А. Венгер) отмечали доступность детям метода моделирования. Они связывали это с тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть заменён в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Поэтому фотомоделирование целесообразно начинать вводить в средней группе и продолжать работу в следующих группах.

Цель фотомоделирования - ознакомление детей дошкольного возраста  с объектами природы и их явлениями в процессе создания фотомоделей. 

Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребёнка. Фотомоделирование развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры.

Существуют  три вида фотомоделей: фотоколлаж, фотомакет, 3d модель. В своей работе я использовала фотоколлаж и фотомакет.

        Первоначальный этап создания фотоколлажа или фотомакета  заключается в создании педагогом условий для  подбора фотомоделей по заинтересовавшей ребенка теме. Фотомодели можно создавать самим с помощью фотоаппарата или использовать готовые авторские снимки. Фотомодели дают возможность раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.

Фотоколлаж - это подборка фотомоделей по определенным признаками, группам.  Примером такой модели может быть календарь природы, который ведут дети,  тематические коллажи насекомых, диких и домашних  животных, коллажи этапов роста и развития живых организмов в природе и др.

В совместной работе с детьми мы разработали фотоколлажи по следующим темам:

- «Развитие бабочки»

- «Развитие лягушки»

- «Жизнедеятельность пчелы»

- «Этапы роста одуванчиков»

- «Этапы роста  клюквы»

- «Этапы роста земляники»

- «Разновидности водоемов»

Разработанные нами фотоколлажи способствуют систематизации знаний детей о природных закономерностях развития животных и растений, разновидностей водоемов как естественных, так и искусственных, созданных человеком.

Рассмотрим некоторые фотоколлажи подробнее

  1. Фотоколлаж «Развитие бабочки»

Не все дети имеют представление о том, как бабочка появляется на свет. Для многих детей красивые бабочки появляются на свет в таком виде, в каком мы их видим. С помощью таких фотомоделей мы можем четко проследить последовательность развития бабочки от личинки до сформировавшейся красивой бабочки.

Аналогично разработаны следующие коллажи.

  1.  «Жизнедеятельность пчелы»

С помощью таких фотоколлажей дети могут выстроить с помощью фотомоделей не только развитие пчелки, но и наглядно проследить процесс изготовления меда, жизнедеятельность пчел.

Фотомакет - Фотомакет - это тематические макеты, созданные на основе фотографий, в которых отражаются существенные признаки, связи и отношения.  Нами с детьми созданы фотомакеты по темам:

- «Космос», «Пустыня»

- «Антарктида,  «Морские обитатели»

- «Животный мир Вологодской области»

 С помощью данных фотомакетов дети развивают любознательность, интерес к природным объектам и явлениям, заботливое отношение к животному миру.  К каждому фотомакету прилагается методическое пособие, в котором дана подробная информация об обитателях различных зон обитания.

Придумывая разнообразные фотомодели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;

- раскрыть существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Фотоколлажи и фотомакеты  многофункциональны. Готовые фотомодели используются в основном в играх – дидактических, сюжетно-ролевых,  как элементы предметно-развивающей среды. Так же мы их используем  для занятий, бесед с детьми, в совместной и самостоятельной деятельности, в  индивидуальной, групповой и подгрупповой форме. Такой подход способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В результате освоения детьми дошкольного возраста метода фотомоделирования значительно повышается уровень их познавательной активности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, к окружающей нас действительности.    Ребенок с помощью ярко-красочных фотомоделей наглядно формирует  представление  о связях в природе, этапах развития некоторых растений, животных. Метод моделирования открывает перед ребенком и педагогом ряд дополнительных возможностей в технических навыков благодаря  освоению ИКТ технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»

Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....

Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Консультация для воспитателей «ТИКО моделирование как средство развития задатков логического мышления у дошкольников»

laquo;ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между ...

Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников

    Научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – п...

круглый стол «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»

Выступление на круглом столе на тему: «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»...