«Фото- моделирование, как средство развития самостоятельности и инициативности у дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области
«ФОТО-МОДЕЛИРОВАНИЕ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
И ИНИЦИАТИВНОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дошкольники – это в первую очередь деятели, которые стремятся самостоятельно познавать мир природы посредством возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач в жизни и деятельности. В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одним из путей, интенсивно развивающим детское познание, самостоятельность и инициативность может стать фотомоделирование.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Моделирование – это метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Фото-моделирование - это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на создание и использование моделей на основе фотографий.
Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формируют системные знания, помогают усвоить большой объём информации. В своих исследованиях многие психологи например: (Л. А. Венгер) отмечали доступность детям метода моделирования. Они связывали это с тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть заменён в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Поэтому фотомоделирование целесообразно начинать вводить в средней группе и продолжать работу в следующих группах.
Цель фотомоделирования - ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы и их явлениями в процессе создания фотомоделей.
Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребёнка. Фотомоделирование развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры.
Существуют три вида фотомоделей: фотоколлаж, фотомакет, 3d модель. В своей работе я использовала фотоколлаж и фотомакет.
Первоначальный этап создания фотоколлажа или фотомакета заключается в создании педагогом условий для подбора фотомоделей по заинтересовавшей ребенка теме. Фотомодели можно создавать самим с помощью фотоаппарата или использовать готовые авторские снимки. Фотомодели дают возможность раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
Фотоколлаж - это подборка фотомоделей по определенным признаками, группам. Примером такой модели может быть календарь природы, который ведут дети, тематические коллажи насекомых, диких и домашних животных, коллажи этапов роста и развития живых организмов в природе и др.
В совместной работе с детьми мы разработали фотоколлажи по следующим темам:
- «Развитие бабочки»
- «Развитие лягушки»
- «Жизнедеятельность пчелы»
- «Этапы роста одуванчиков»
- «Этапы роста клюквы»
- «Этапы роста земляники»
- «Разновидности водоемов»
Разработанные нами фотоколлажи способствуют систематизации знаний детей о природных закономерностях развития животных и растений, разновидностей водоемов как естественных, так и искусственных, созданных человеком.
Рассмотрим некоторые фотоколлажи подробнее
- Фотоколлаж «Развитие бабочки»
Не все дети имеют представление о том, как бабочка появляется на свет. Для многих детей красивые бабочки появляются на свет в таком виде, в каком мы их видим. С помощью таких фотомоделей мы можем четко проследить последовательность развития бабочки от личинки до сформировавшейся красивой бабочки.
Аналогично разработаны следующие коллажи.
- «Жизнедеятельность пчелы»
С помощью таких фотоколлажей дети могут выстроить с помощью фотомоделей не только развитие пчелки, но и наглядно проследить процесс изготовления меда, жизнедеятельность пчел.
Фотомакет - Фотомакет - это тематические макеты, созданные на основе фотографий, в которых отражаются существенные признаки, связи и отношения. Нами с детьми созданы фотомакеты по темам:
- «Космос», «Пустыня»
- «Антарктида, «Морские обитатели»
- «Животный мир Вологодской области»
С помощью данных фотомакетов дети развивают любознательность, интерес к природным объектам и явлениям, заботливое отношение к животному миру. К каждому фотомакету прилагается методическое пособие, в котором дана подробная информация об обитателях различных зон обитания.
Придумывая разнообразные фотомодели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
- раскрыть существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Фотоколлажи и фотомакеты многофункциональны. Готовые фотомодели используются в основном в играх – дидактических, сюжетно-ролевых, как элементы предметно-развивающей среды. Так же мы их используем для занятий, бесед с детьми, в совместной и самостоятельной деятельности, в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме. Такой подход способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В результате освоения детьми дошкольного возраста метода фотомоделирования значительно повышается уровень их познавательной активности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, к окружающей нас действительности. Ребенок с помощью ярко-красочных фотомоделей наглядно формирует представление о связях в природе, этапах развития некоторых растений, животных. Метод моделирования открывает перед ребенком и педагогом ряд дополнительных возможностей в технических навыков благодаря освоению ИКТ технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»
Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...
МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...
Консультация для воспитателей «ТИКО моделирование как средство развития задатков логического мышления у дошкольников»
laquo;ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между ...
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
Научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – п...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
во второй младшей группе группена период сентябрь 2022 – июнь 2023 года...
круглый стол «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»
Выступление на круглом столе на тему: «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»...