Рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников
консультация

Лазарева Анастасия Олеговна

Рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников.

О чем говорить с ребенком, чтобы сформировать у него основы патриотизма?

Для ребенка патриотизм начинается с малого: с дома, в котором он родился и живет, с детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые они ходят вместе с мамой и папой, с домов, где живут его друзья, с достопримечательностей, которые встречаются каждый день по дороге в детский сад. Точно так же, как начинается для ребенка его семья: сначала с мамы и папы, сестры или брата, бабушки и дедушки, а затем в семейный круг попадают другие родственники. Обратный порядок невозможен.

Владимир Владимирович Путин очень точно и искренно ответил на вопрос «С чего начинается Родина?» – «Она начинается с мамы!» А известный детский писатель Радий Петрович Погодин говорил, что патриотизм для ребенка начинается с его детской. И это тоже очень точное высказывание для патриотического воспитания дошкольников.

Организация работы по патриотическому воспитанию осуществляется по тематическим блокам.

Для того чтобы использовать в работе тематические блоки, их конкретизируют по направлениям. 

Ознакомление с ближайшим окружением через предметный мир:

– воспитание уважения к людям труда в своей семье, близком окружении, городе и предметам народного творчества и промыслов (с учетом регионального компонента);

– воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомство с людьми малой родины, прославившими Россию;

– воспитание доброжелательности, дружеских чувств к людям разных национальностей и культур.

Ознакомление с явлениями общественной жизни:

– воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники, события, которыми ребенок может гордиться вместе со взрослыми);

– бережное отношение к тому, что сделано людьми для своей страны; поддержка посильной социально-активной деятельности детей, детей и взрослых;

– воспитание любви к малой родине, родному краю, к стране (поэтапное представление о том, что значимо и понятно ребенку по мере укрупнения понятий);

– знакомство с достопримечательностями своего города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

– знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства. Воспитание детей в духе сохранения исторической памяти, бережного отношения к ней и памятникам истории. Развитие познавательного интереса к изучению культурного и исторического наследия, доступного и понятного детям дошкольного возраста.

Ознакомление с природой:

– воспитание любви к природе малой родины, родного края, страны;

– воспитание бережного отношения к природе, воспитание эко патриотизма, эко волонтерства;

– воспитание трудолюбия, заботы, внимания и потребности защищать природу.

В системе воспитательной работы с дошкольниками необходимо использовать предпосылки становления патриотизма, а именно:

– привязанности ребенка к своему месту жительства;

– участие в труде на благо Родины;

– озабоченность неудачами Отечества;

– гордость за успехи Отечества.

Задача воспитателя заключается в предоставлении детям доступных сведений о Вооруженных силах страны. И именно на этой основе необходимо воспитывать любовь к защитникам Отечества, чувство гордости за них, а также стремление быть похожими на наших военных – быть такими же смелыми, здоровыми, дружными и сильными.

Еще одной важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. «На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируются интерес к ним, чувство дружбы». Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с реальными условиями и возрастными особенностями детей.

О чем говорить с ребенком 3–4 лет, чтобы сформировать у него основы патриотизма?

Малыши обладают богатым воображением и большим желанием узнать что-то новое. Но взрослым следует помнить, что любые рассказы, какой бы темы они ни касались, должны быть интересными, яркими, эмоциональными.

1. История семьи. Первый повод для пробуждения в ребенке чувства патриотизма – знакомство с историей собственной семьи. Расскажите малышу, откуда родом его предки, где они жили, кем были, к чему стремились. Подкрепить полученные впечатления помогут фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен. Чувство сопричастности большой семье, существовавшей на протяжении долгих лет, наполнит душу ребенка гордостью. Особой ценностью обладают семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на праздники или посылать друг другу открытки. В более старшем возрасте можно составить совместно с ребенком генеалогическое древо семьи. Знание о судьбах предков дает первое представление о масштабах истории и развития общества и приобщает к истории страны.

2. История места проживания. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Всегда любопытно узнать, с чем связано название улицы, почему и как получили свои имена город или поселок. Можно рассказать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. Истории о славном прошлом твоей земли вызывают ощущение сопричастности.

3. Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые иллюстрированные книги с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, качественные традиционные игрушки увлекут ребенка и помогут проникнуться уважением к своей стране. Сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию, познакомит ребенка (и родителей) с историей и жизнью нашей огромной страны. Но, разумеется, решение о том, какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей, принимают взрослые.

Что обсудить и чем заняться с ребенком 5–6 лет?

Малыш растет, и все темы – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте темы. Сам ребенок может выступить инициатором патриотических и значимых для него тем для обсуждения. Рекомендуемые темы для старших дошкольников: 

1. Занимательные рассказы о достопримечательностях. Исторические места, старые постройки, необычные природные объекты есть повсюду, но впечатления от них необходимо подкрепить занимательным рассказом. Хорошо, если это будет не просто набор сведений, а, например, детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное, повествование должно быть эмоционально наполненным.

2. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но обязательно заранее подготовиться к поездке, найти объекты, которые могут быть интересны ребенку, и правильно составить маршрут.

3. Рассказы об исторических достижениях. Например, о космосе: нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Увлекательные истории о первооткрывателях космоса, космонавтах и ученых наполнят ребенка переживаниями, а подкрепить эти впечатления можно в музее космонавтики или в планетарии. Если нет возможности поехать в музей, можно «сходить» на онлайн-экскурсию или посмотреть фильм на эту тему.

4. Тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Есть настольные игры про историю страны: «Россия Мемо», «Достопримечательности России». Можно подготовить карточки-картинки для самостоятельных занятий про то, что вы знаете сами и что интересно будет и вам, и ребенку.

Ст. воспитатель А.О. Лазарева