Доклад _«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
материал

Будайчиева Рема Джавидовна

Социо-игровая педагогика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Социо-игровая технология ориентирует на поиск способов общения с ребёнком, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества, позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо.

Основная идея - организация собственной деятельности детей, умение договариваться и соблюдать установленные правила.

Применение социо-игровой технологии способствует как сохранению психофизического (психосоматического) здоровья детей и реализации их потребности в движении, так и формированию коммуникативных навыков общения и межличностных взаимоотношений.

Цель применения социо-игровых технологий в работе с детьми - формирование у детей активной жизненной позиции, креативности мышления, способности к принятию самостоятельного решения в различных ситуациях.

Задачи:

  • Формирование основ овладения культурными способами деятельности;
  • Развитие навыков социального межличностного общения, коммуникативной культуры, способствующих активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий;
  • Развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.

 

Социо-игровой стиль общения основан на принципе организации работы малыми группами (микрогруппа), где основным условием является – предоставление детям возможности проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в т.ч. и в попытке самостоятельного придумывания объяснений различным явлениям и поступкам (не навязывать свои представления, а создать условия для высказывания детьми своих представлений и суждений).

Чем же отличается социо-игровая педагогика от традиционной педагогики?

РАЗЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И СОЦИО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в различных видах деятельности, уметь доводить дело до предполагаемого результата

Воспитанники оторваны друг от друга, каждый работает самостоятельно

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект-субъектные отношения.)

Диктат        воспитателя (субъект-объектные отношения)

Овладение основными культурными способами деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в суждениях, принятие самостоятельных решений

Повторение        формулировки        (механическое запоминание)

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом)

Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты).

Игра и иные виды детской деятельности – жизнь между микрогруппами        (малыми социумами–отсюда термин «социо-игровая»)

Заорганизованные        виды        деятельности (репродуктивные) не располагают к свободному творчеству

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть

Равноправие детей и взрослых – основа социо-игровой технологии. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

  1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к нему, его чувствам и потребностям;

        

  1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

  1. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения работать в группе сверстников

4. Построение        вариативного развивающегообразования, ориентированного на уровень развития детей в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,        общения, воображения, личностного развития;
  • поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей

5. Взаимодействие с родителями.

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАМКАХ СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

проходит в 3 этапа:

  1. этап – учить правилам общения, культуре взаимоотношений (учить договариваться, слушать и слышать, развивать речь детей).

Формирование умения к совместной деятельности (объединение играющих в подгруппы – младший- средний дошкольный возраст)

  1. этап – цель данного этапа – общение между субъектами процесса для реализации поставленной дидактической задачи (выполнение инструкции действий). Мизансцена и движение как средство выразительности и индивидуального проявления образа и совместного творчества (старший дошкольный возраст), взаимоотношение действующих лиц.
  2. этап – общение как педагогическое средство, направленное на развитие и воспитание ребёнка

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

  •   Работа малыми группами в младшем возрасте (парами и тройками), в старшем возрасте микрогруппы по 5-6 человек
  •  «Смена лидерства», работа в малых группах является коллективной деятельностью, мнение группы выражает один человек, лидера дети выбирают самостоятельно
  • Обучение сочетается с двигательной        деятельностью и        сменой мизансцен,        что и способствует снятию эмоционального напряжения.
  •  Смена темпа и ритма
  •  Интеграция всех видов детской деятельности
  •  Ориентация на принцип полифонии: «за 133 зайцами погонишься, гдядишь и наловишь с десяток» (совместное «добывание» знаний, свобода и самостоятельность детей в выборе использования знаний умений и навыков  (ЗУН) в решении нестандартных задач)

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР СОЦИОИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Игры-задания для рабочего настроя

Игровые разминки (разрядки)

Игры для приобщения к делу

(социо-игрового характера)

Задания для творческого самоутверждения

Пробудить интерес детей друг к другу

Объединяются         всеобщей доступностью, азартностью. В них доминирует механизм деятельного         и психологически эффективного

отдыха (разрядки)

В ходе выполнения выстраиваются деловые отношения между субъектами

Выполнение        требует художественно-исполнитель- ского результата действия

Игра для рабочего настроя – «Тень - тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

  1. Клубный час – свободное перемещение детей внутри детского сада (есть правила поведения), в каждом помещении проходит определённый вид деятельности (есть план помещений – ориентирование внутри здания)
  2. Проблемные педагогические ситуации – опыт в решении проблемы с учётом имеющихся знаний, умений и навыков.
  3. Круг рефлексии –
  4. Волонтёрское движение
  5. Волшебный телефон (телефон доверия) – диагностическая методика (погружение в субкультуру ребёнка; ребёнок звонит любому персонажу и общается с ним), на аппарате внутренней связи работает педагог-психолог (в определённые часы)
  6. Социальные акции
  7. Ситуации месяца, заключительные праздники по ситуациям (социальные роли месяца) – заключительные праздники проводятся в виде экспромта с интерактивным включением детей в досуговое мероприятие
  8. Коллективный проект
  9. Обучающие тренинги
  10. Работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"

Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая  технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...

«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...

Доклад «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Вы узнаете, как развить ребёнка в игровом общении со сверстниками....