Консультация "Социализация ребенка через взаимодействие с природой"
материал

Горай Елена Владимировна

"Социализация ребенка через взаимодействие с природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_master-klassa.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИРОДОЙ».

Цель и задачи: показать основные средства и способы осуществления представляемой деятельности; сформировать мотивацию для использования представляемого опыта работы в своей практической деятельности.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, такими как беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, практическая деятельность, мы применяем и инновационные формы и методы. Рассмотрим некоторые примеры инновационных направлений экологического воспитания дошкольников:

1. «Экологические игры».              

К ним относятся сюжетно-ролевые игры содержанию которых мы придаем экологический характер: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «К бабушке на грядку» и т. д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - маленький лягушонок», «Я- фермер» и др.) - помогают педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений, расширить имеющиеся у детей представления о растениях, животных.

2. «Письмо-жалоба».

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. 

3. «Кейс – технология».

Метод «Кейс – технология» - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение

Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

К «кейс – технологиям» относятся и дидактические игры. Об одной из которых нам расскажет Гантимурова Виктория Владимировна.

4. «Метод экологической идентификации».

Об этом методе более подробно нам расскажет Артемьева Полина Валерьевна.

5. «Метод моделирования».

Моделирование ( предметное, графическое, практическое ) формирует 

глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

6. «Мнемотехника».

Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.

7. «Мобайл».

Мобайл – легкая конструкция из пластика, картона или другого материала, которая подвешена к потолку и которая содержит в себе какую-нибудь информацию. Это может быть яркий зонтик, разделенный на четыре сектора, символизирующий четыре времени года. С таким пособием ребенок легче освоит времена года.

8. «Экологический ай - стоппер».

Ай-стоппер в переводе с английского означает «останавливающий взгляд». То есть задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, привлечь внимание к объекту живой или неживой природы, вызвать тем самым публичный интерес. К ай-стопперам относится и необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.

Поэтому в нашей группе мы с детьми организовали так называемое рекламное агенство по защите природы, где дети сами выступают в роли ай-стоппера.

Ведь реклама – это информация, которая озвучена и показана в красочной оригинальной форме. Дети с огромным интересом включаются в эту игру. Чтобы создать рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте природы и выделить наиболее важные, существенные особенности.

Например, ребенок выбирает для рекламы муравья. Он вместе с родителями рисует или делает из подручного материала муравья, чтобы он привлек внимание окружающих, делает следующую рекламу: «Я муравей. Живу в лесу. Я хоть и маленький, но являюсь санитаром леса. Без меня лес пропадет».

9. «Проектно - исследовательская деятельность». Реализуя проект «Огород на подоконнике», подводим детей к выводу о необходимости влаги и тепла для роста растений.

10. «Экологические акции». В нашей группе мы принимали участие в акциях «Посади дерево - сохрани лес», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево».

11. «Экологические тропинки».  Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

12. «Экологический микрофон». В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий социализации ребенка через взаимодействие с природой является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей и их родителей в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС"

Представленный материал позволит создать модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО....

Сообщение «Обучение взаимодействию с природой через игру»

Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы....

Сообщение «Обучение взаимодействию с природой через игру»

Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы....