Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация

Кантимирова Ирина Ивановна

Консультация для воспитателей "Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tsentry_kraevedeniya.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.о. Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Консультация для воспитателей

«Центры краеведения

в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель I категории

Кантимирова И.И.

г. о. Подольск 2022 г.

Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

    В дошкольных учреждениях в рамках патриотического воспитания все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения, основой патриотического воспитания.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.

Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды:

• Центры краеведения в группах

• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения

• Центр краеведения на территории д\у

Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.

Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.

Задачи:

• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история

• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям

• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей

• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре

Существуют определенные методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в д\с – это:

• Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуру людей его населяющих

• Создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевые игры

• Практические действия с предметами

• Музыкально-театрализованная деятельность

• Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность

• Проведение экскурсий самими детьми

   Центры должны соответствовать определенным требованиям:

• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время

• Целесообразность размещения экспонатов

• Доступность

• Эстетичность

• Научность

• Достоверность представленного материала

Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Центры краеведения в группах д\с.

Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родной станицы, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)

Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением.

Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья»

(члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);

Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. д.);

Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»);

Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с; тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы на темы «Мой город», «Природа родного края», «Растительный и животный мир Московской области», «Мой город в разное время года».

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:  предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги; предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); кукла в национальном костюме;

Художественная литература (песенки, потешки, сказки русских писателей, стихи о родном городе).

Средний возраст. (5-й год жизни)

Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия», тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные:

- достопримечательностям города и его знаменитым жителям,

- городской флоре и фауне,

- транспорту, архитектуре, профессиям жителей.

Могут быть представлены материалы об истории возникновения города:

различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.);

куклы в русском костюме;

дидактические игры.

Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, о городе, о России).

Элементы государственной символики (флаг, герб России).

Элементы областной символики (флаг и герб республики, города, в котором живете).

Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями; элементы одежды; посуда русского народа; музыкальные народные инструменты; аудио и видео материалы о природе родного края.

Старший возраст (6-7 –й год жизни)

Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города»; «Промышленность города»; «Наука, образование и культура»; «Знаменитые земляки»; «Народный русский костюм», «Достопримечательности города»; «Архитектура»; «Спорт»; «Природные богатства».

Подборка стихотворений о городе.

Карта города. Символика города (флаг, герб).

Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);

Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);

Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».

Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины

Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;

Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;

Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.

Центр краеведения детского сада.

Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилища– русская изба. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.

Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.

Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных праздниках.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»...

Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания в ДОУ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация для воспитателей «Центр краеведения в предметно – пространственной среде группы»

Консультация для воспитателей«Центр краеведения впредметно – пространственной среде группы»...