В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"
книга (средняя группа)

Вашева Анна Михайловна

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"

Воспитателем, как и художником, нужно родиться.

Карл Мария фон Вебер

Все мы родом из детства…

Выдающийся педагог и мыслитель, живший в 17 веке в Чехии, Ян Амос Коменский, говорил: «Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни…». На мой взгляд, это удивительно правильное суждение: то, как живет человек в настоящее время, имеет начало там, в детстве, в периоде, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность.

Нужен ли ребенку порядок в его жизни? Многие психологи объясняют, как дети справляются с переменами и как наличие упорядоченности положительно влияет на их дальнейшую жизнь. Как именно? Оказывается, дети даже нуждаются в этом порядке, так как он даёт им чувство защищенности и помогает развивать самодисциплину.

В своих размышлениях хочется обратиться к трудам известного врача и педагога Марии Монтессори, которая посвятила серию книг этой теме, ведь одна из особенностей среды Монтессори — это порядок.

В чем же заключается этот порядок? Абсолютно во всём, что важно для маленького ребёнка: в окружающей среде, во времени, в особенностях вещей, к которым он привыкает, в отношениях, во внешнем мире, в своём теле и внешнем виде.

Нередко в детский сад приходят дети, которые пока не приучены к порядку. Они разбрасывают и теряют свои вещи, не ставят на место игрушки, с которыми поиграли, бросают одежду вместо того, чтобы повесить её в шкафчик. Просто потому, что домашняя среда недостаточно упорядочена и ребёнок не научился жить иначе. Прядок – одна из зон комфорта. Так, маленькая героиня Астрид Линдгрен, Пеппи Длинный чулок, жила одна, без родителей, не понимала и не принимала норм и правил, по которым жили дети в детском саду и школе, поэтому сразу же отказалась туда ходить. Но она придумала себе свой порядок, в котором чувствовала себя очень комфортно и безопасно - то есть дети интуитивно стремятся к порядку, ведь это их залог спокойствия и уверенности. Когда ребёнок знает, что за чем следует по времени, какое событие сменяет предыдущее, где он может взять конкретную вещь, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели тогда, когда не имеет определённости.

Что происходит, если не следовать заведенному порядку? Ребёнок может вести себя беспокойно, когда что-то меняется в его привычной повседневной жизни. Например, спать его укладывает дедушка, а не мама, либо любимая игрушка стоит не на той полочке, откуда он привык ее брать. Порой наблюдаешь, как ребёнок плачет, отказывается идти на прогулку с шарфом, повязанным назад, потому что мама всегда повязывает его вперед. И это вовсе не каприз, а попытка вернуть порядок вещей: так бывает каждый день, значит, так должно быть всегда. Или когда у детей расстраивается игра из-за одного ребенка, который постоянно нарушает правила, они долго кричат и жестикулируют, вместо того, чтобы опять играть, - это тоже попытка установить порядок заново. Таких примеров множество.   Нарушение порядка расстраивает ребёнка и даже может сказаться на его развитии. 

В целом, дети любят порядок, стремятся по возможности установить его в своей жизни, им важны ориентиры стабильности: я узнаю - всё на своём месте, значит, всё хорошо. Мышление ребенка развивается через упорядочивание всего, что впитывает его сознание.  В жизни каждого малыша существует такой особенный период, когда упорядочивание собственного бытия и мира вокруг становится главной его потребностью, когда внешний порядок постепенно переходит в осознанный внутренний. Но, к сожалению, далеко не всегда стремление к упорядочиванию входит в жизнь взрослого человека, ведь этот краткосрочный детский период угасает, если его не поддерживать. И именно мы, взрослые, должны создавать условия, при которых ребёнок сам придёт к порядку, постоянно пребывая в комфортных ему условиях. 

И как не согласиться с высказыванием шведской писательницы Астрид Линдгрен: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!»? Ведь главным стимулом развития ребенка является его стремление к упорядочиванию вещей.

Это важно учитывать, создавая комфортную окружающую среду, соответствующую потребностям ребенка и способствующую его развитию. Нужно помочь ребенку самому понять и принять необходимость жить по заведённому порядку, который надо не просто вводить в жизнь маленького человека, а выращивать в нём с самого раннего возраста, с того самого момента, когда период порядка естественен и находится в своей наивысшей точке, упорядочивая сознание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"

Воспитателем, как и художником, нужно родиться.

Карл Мария фон Вебер

Все мы родом из детства…

Выдающийся педагог и мыслитель, живший в 17 веке в Чехии, Ян Амос Коменский, говорил: «Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни…». На мой взгляд, это удивительно правильное суждение: то, как живет человек в настоящее время, имеет начало там, в детстве, в периоде, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность.

Нужен ли ребенку порядок в его жизни? Многие психологи объясняют, как дети справляются с переменами и как наличие упорядоченности положительно влияет на их дальнейшую жизнь. Как именно? Оказывается, дети даже нуждаются в этом порядке, так как он даёт им чувство защищенности и помогает развивать самодисциплину.

В своих размышлениях хочется обратиться к трудам известного врача и педагога Марии Монтессори, которая посвятила серию книг этой теме, ведь одна из особенностей среды Монтессори — это порядок.

В чем же заключается этот порядок? Абсолютно во всём, что важно для маленького ребёнка: в окружающей среде, во времени, в особенностях вещей, к которым он привыкает, в отношениях, во внешнем мире, в своём теле и внешнем виде.

Нередко в детский сад приходят дети, которые пока не приучены к порядку. Они разбрасывают и теряют свои вещи, не ставят на место игрушки, с которыми поиграли, бросают одежду вместо того, чтобы повесить её в шкафчик. Просто потому, что домашняя среда недостаточно упорядочена и ребёнок не научился жить иначе. Прядок – одна из зон комфорта. Так, маленькая героиня Астрид Линдгрен, Пеппи Длинный чулок, жила одна, без родителей, не понимала и не принимала норм и правил, по которым жили дети в детском саду и школе, поэтому сразу же отказалась туда ходить. Но она придумала себе свой порядок, в котором чувствовала себя очень комфортно и безопасно - то есть дети интуитивно стремятся к порядку, ведь это их залог спокойствия и уверенности. Когда ребёнок знает, что за чем следует по времени, какое событие сменяет предыдущее, где он может взять конкретную вещь, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели тогда, когда не имеет определённости.

Что происходит, если не следовать заведенному порядку? Ребёнок может вести себя беспокойно, когда что-то меняется в его привычной повседневной жизни. Например, спать его укладывает дедушка, а не мама, либо любимая игрушка стоит не на той полочке, откуда он привык ее брать. Порой наблюдаешь, как ребёнок плачет, отказывается идти на прогулку с шарфом, повязанным назад, потому что мама всегда повязывает его вперед. И это вовсе не каприз, а попытка вернуть порядок вещей: так бывает каждый день, значит, так должно быть всегда. Или когда у детей расстраивается игра из-за одного ребенка, который постоянно нарушает правила, они долго кричат и жестикулируют, вместо того, чтобы опять играть, - это тоже попытка установить порядок заново. Таких примеров множество. Нарушение порядка расстраивает ребёнка и даже может сказаться на его развитии.

В целом, дети любят порядок, стремятся по возможности установить его в своей жизни, им важны ориентиры стабильности: я узнаю - всё на своём месте, значит, всё хорошо. Мышление ребенка развивается через упорядочивание всего, что впитывает его сознание. В жизни каждого малыша существует такой особенный период, когда упорядочивание собственного бытия и мира вокруг становится главной его потребностью, когда внешний порядок постепенно переходит в осознанный внутренний. Но, к сожалению, далеко не всегда стремление к упорядочиванию входит в жизнь взрослого человека, ведь этот краткосрочный детский период угасает, если его не поддерживать. И именно мы, взрослые, должны создавать условия, при которых ребёнок сам придёт к порядку, постоянно пребывая в комфортных ему условиях.

И как не согласиться с высказыванием шведской писательницы Астрид Линдгрен: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!»? Ведь главным стимулом развития ребенка является его стремление к упорядочиванию вещей.

Это важно учитывать, создавая комфортную окружающую среду, соответствующую потребностям ребенка и способствующую его развитию. Нужно помочь ребенку самому понять и принять необходимость жить по заведённому порядку, который надо не просто вводить в жизнь маленького человека, а выращивать в нём с самого раннего возраста, с того самого момента, когда период порядка естественен и находится в своей наивысшей точке, упорядочивая сознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать летний отдых детей

Презентация о формах организации детского отдыха летом...

"Зимний отдых детей на воздухе"

Рекомендации родителям о том, как активно проводить выходные дни, оздоравливая организм ребенка....

консультация для родителей на тему"отдых детей летом"

советы для родителей, как правильно провести отдых с детьми летом...

Консультация "Летний отдых детей"

Консультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее средствоЛето не только время путешествий...

летний отдых детей подготовительной группы в июне 2013

Мой психологический анализ детей подготовительной группы. Каждый человек приходит в этот мир, не похожий на другого. По мере взросления дети растут физически и внешне разными, их внутренний мир так же...

Сухомлинский В.А. "Я сердце отдаю детям" цитаты из книги

Сухомлинский В.А. о влиянии природы на воспитание детей...

Семейный досуг. Совместный отдых детей и родителей

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи....