"Голос ребенка" как способ поддержки творчества, инициативы и создания условий для детской самореализации
статья

Полежаева Инесса Геннадьевна

«Голос ребенка» - это термин, который используется в современных научных публикациях, посвященных проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Он применяется для постановки перед педагогами специальной задачи – понять личностные интересы и потребности ребенка (даже если ребенок не может выразить свои желания словами) и предоставить ему права и возможности для их реализации. Умение слушать «голос ребенка» подразумевает внимательное и уважительное отношение к эмоциональному состоянию ребенка, к проявлению детской самостоятельности, творчества, инициативы, признание его права на личное пространство, на собственное мнение, решение право на выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_rebenka.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Голос ребенка» как способ поддержки творчества, инициативы и создания условий для детской самореализации»

Автор: Полежаева Инесса Геннадьевна, старший воспитатель

Организация: МАДОУ «Детский сад № 6»

Населенный пункт: Красноярский край г. Назарово

       В 2019 году вышло 5-е инновационное издание программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Особенность программы заключается в том, что в нем оптимально сочетаются классические принципы дошкольной педагогики, сохранены цели, задачи и содержание образовательной деятельности (чему учим) и новые образовательные технологии (как учим). Вводятся новые образовательные технологии: «Голос ребенка», «Развивающий диалог», «Пространство детской реализации». Одной из таких технологий является «Голос ребенка», который характеризует принципиально новый подход к воспитанию ребенка, предполагающий поддержку детской инициативы. Технология «Голос ребенка» является одним из важных компонентов создания пространства детской реализации. Автором технологии «Голос ребенка» является Николай Евгеньевич Веракса.

      «Голос ребенка» - это термин, который используется в современных научных публикациях, посвященных проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Он применяется для постановки перед педагогами специальной задачи – понять личностные интересы и потребности ребенка (даже если ребенок не может выразить свои желания словами) и предоставить ему права и возможности для их реализации. Умение слушать «голос ребенка» подразумевает внимательное и уважительное отношение к эмоциональному состоянию ребенка, к проявлению детской самостоятельности, творчества, инициативы, признание его права на личное пространство, на собственное мнение, решение право на выбор.

       Что значит «Слышать Голос ребенка»? «Слышать голос ребенка» - значит воспитатель должен понимать, что ребенок хочет сказать. Это технология применяется во всех формах, видах детской деятельности. «Голос ребенка» не только должен быть услышан, но и нацелен на достижение.

       Как услышать «Голос ребенка»?

- поставить себя на роль ребенка;

- показать ребенку, что его слышат;

- создать разнообразную среду;

-оживить стены группы работами детей;

- реализация идей ребенка

      А зачем нам, взрослым, слышать «Голос ребенка»? На это есть три причины: первая причина – чтобы ребенок почувствовал, что его уважают; вторая причина – оттолкнуться от знаний ребенка, чтобы обучение было осмысленным; третья причина – чтобы ребенок поверил в свои силы.       

     Примеры реализации технологии «Голос ребенка»:

1.Экран детской деятельности: по типу трех вопросов: Что я могу рассказать? Чем я могу поделиться? Что я хочу знать?

2.Модель трех вопросов: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Как я это узнаю?

3.Создание правил в группе. Дети сами выбирают, сами создают и со взрослым вместе оформляют правила в группе. Когда дети сами создают правила для них это, ценно и важно. Дети контролируют свое поведение и поведение своих сверстников. Примеры правил: говорим тихо, будь аккуратным, береги игрушки, наводим порядок, если обидел товарища, извинись, дружи, говори тихо, ходим шагом, моем руки и лицо, бережем работу товарищей, порядок в шкафу, делимся игрушками. Частицы «не» в правилах недолжно быть.

        Наличие правил, традиции в коллективе способствует профилактике конфликтов, установлению положительных взаимоотношений, умение принимать правильные решения, нести ответственность. Наличие правил в группе делает жизнь детей более понятной, предсказуемой, безопасной.

4. Еще одним индикатором «Голоса ребенка» является развивающая предметно - пространственная среда. Среда говорит нам какого возраста дети, кого больше мальчиков или девочек. «Говорящие Стены» превратили наши стены в «Голос ребенка».  Суть «Говорящих стен» - на них мы видим, слышим проявление, достижение ребенка. «Говорящие стены» станут «говорящими» только в том случае, когда они будут оформлены детьми, когда будет видно проявление их творчества, достижение. Примеры «Говорящих стен» – режим дня, задание по математике, рисунки.

         Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, чтобы голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был направлен на реализацию, получил оформление в продукте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...

Создание условий для профессиональной самореализации педагогов ДОУ

В данной статье говорится о создании необходимых условиях для формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ, что является одним из главных условий обеспечения и развития ...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Создание условий в детском саду для проявления детской инициативы

Рассуждения на основе педагогического опыта о создании условий для проявления детской инициативы...

«Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»       Выступление на семинареПо теме: «Повышение професси...