Творческий проект «Литературный калейдоскоп» с элементами нетрадиционной техники рисования (рисование сказочного героя ватными палочками)
проект

Актуальность

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности  (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._literaturnyy_kaleydoskop.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Катковская средняя общеобразовательная школа

Творческий проект

«Литературный калейдоскоп»

с элементами нетрадиционной техники рисования

(рисование сказочного героя ватными палочками)

Выполнила: воспитатель дошкольной группы Ворошилова М.В.

              Согласовано со старшим воспитателем Игнатьевой М.Ф.

2022 г.

Тема: Литературный калейдоскоп.

Вид проекта: творческий

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023г – май 2024г).

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

База реализации проекта: МКОУ Катковская СОШ (дошкольная группа)

Актуальность

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности  (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).

Задачи:

Воспитательные:

  • Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
  • Воспитывать любовь детей к русским народным сказкам, а так же сказкам русских писателей;
  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
  • Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • Накопление положительного эмоционального опыта.

Образовательные:

  • Учить осмысливать характеры персонажей, оценивать нравственное содержание поступков героев;
  • Обучение детей сценическому искусству по сценариям известных  сказок;
  • Закреплять навыки составления сказок на предложенную тему.

Ожидаемый результат:

  •  Повышение интереса к книге.
  •  Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Продукт проекта

  • Выставка книжек-малышек (изготовленных своими руками совместно с родителями);
  • Настольный театр: «Я играю!»;
  • Дидактические игры своими руками «Собери правильно»;
  • Оформление выставки рисунков по сказкам, выполненных в нетрадиционной технике рисования (ватными палочками);
  • Участие детей и педагогов в творческом конкурсе чтецов, рисунков и поделок по сказкам;
  • Консультации для родителей;
  • Итоговое мероприятие: «Что за прелесть эти сказки!»;
  • Литературная викторина по сказкам.

I этап – подготовительный.

  1. Разработка плана работы по проекту на год.
  2. Подбор литературы для чтения с детьми.
  3. Подготовка наглядного материала, образцов для творческих работ детей.
  4. Подготовка интернет ресурсов, книжных носителей.
  5. Подбор портретов русских писателей.
  6. Разработка сценария образовательного события «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку», обработка его в соответствии с возрастными особенностями детей группы.
  7. Оформление книжного центра в группе.

II этап – основной.

  • Знакомство детей с историей возникновения книг.
  • Беседа «Мои любимые сказки».
  • Проведение практического занятия «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг).
  • Самостоятельная деятельность в уголке драматизации, игры с настольным театром.
  • Просмотр презентации с выполнением заданий «Сказочная путаница».
  • Математические игры «Убери лишнее», «Исправь ошибки».
  • Создание «Нескучного букваря».
  • Настольные игры «Собери сказку»; кубики «Маша и медведь», пазлы «Три поросёнка» и др.
  • Д/И «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
  • Ежедневное чтение с детьми художественной литературы.
  • Проведение конкурса чтецов.
  • Артикуляционную гимнастику в стихах.
  • Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
  • Аппликацию «Красная Шапочка».

Дополнением нашего проекта стало образовательное событие «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку». Оно включало в себя разные образовательные ситуации.

Образовательная ситуация «Плачущая девочка под ёлкой в красной шапочке».

На прогулке ребята услышали плач, Увидев под ёлкой плачущую девочку, они сказали, что это Красная Шапочка. Выяснили, почему Красная Шапочка плачет и предложили ей помощь.

Образовательная ситуация «Забота о девочке»

Дети пригласили Красную Шапочку в детский сад. Показали ей, куда можно поставить обувь, где повесить куртку. Девочки проводили её в туалетную комнату, где она помыла руки и погрела их тёплой водой. Дальше проводили Красную Шапочку в игровую комнату, где напоили её горячим чаем.

Образовательная ситуация «Герои сказок перемешались»

Беседуя о том, откуда мы узнали, что это Красная Шапочка, дети сказали: «Из сказки».

Решили прочитать сказку, чтобы вернуть туда Красную Шапочку. Но когда открыли книгу, все герои из сказок (герои из трёх сказок) рассыпались и перемешались.

Задание для детей: «Ребята, теперь сказки остались без героев. Давайте расселим сказочных героев по домикам.

Д/И «Исправь ошибку»

После того, как всех героев расселили по домикам, дети обнаружили ошибки. В сказке «Три медведя» оказалось 2 медвежонка, один лишний. В сказке «Волк и семеро козлят» оказалось 8 козлят, дети решили убрать одного. А вот в сказке «Красная Шапочка» нет волка.

Задали вопрос детям: «Где мы можем взять волка? Дети ответили: «Нарисовать».

Образовательная ситуация «Рисуем волка»

Дети ответили на следующие вопросы:

- Что нам необходимо для рисования?

- Каким цветом нужно раскрасить волка?

Столкнулись с проблемой – в красках нет серого цвета, где мы можем его взять? Пришли к выводу, что можно смешать чёрный и белый цвета. Когда смешали цвета, столкнулись с новой проблемой – отсутствием кисточек. Решили раскрашивать волка ватными палочками.

Образовательная ситуация «Театр представления Красной Шапочки»

Мы нарисовали волка, но Красная Шапочка не вернулась в сказку. Дети предложили оживить героев и разыграть самим сказку. На вопрос, что нам для этого понадобится, дети ответили: «Костюмы, кровать для бабушки, топоры для дровосеков». Вместе с детьми мы приготовили атрибуты. Далее дети показали нам сценку.

Образовательная ситуация «Почему волк добрался быстрее до домика бабушки?»

На вопрос: «Почему волк добрался до бабушки быстрее?», дети затруднились ответить. Решили провести практическую работу, сделали 2 дорожки (одну прямую, вторую извилистую), и Красная Шапочка одновременно с волком начали двигаться по этим дорожкам ходьбой «Пяточка – носочек». Волк по прямой дорожке, а Красная Шапочка по извилистой.  Волк добрался первым, дети пришли к выводу, что прямая дорожка оказалась короче.

Образовательная ситуация «Волшебная песенка»

Воспитатель говорит детям: «Мы разыграли сценку, но и это не помогло вернуть Красную Шапочку в сказку. Давайте вспомним, что делала Красная Шапочка в лесу по дороге к бабушке?»

Дети сказали: «Собирала цветочки, пела песенку».

Решили потанцевать вместе с Красной Шапочкой под её песенку. Когда песенка закончилась, дети обнаружили, что девочки нет. Пришли к выводу, что она вернулась в свою сказку. Ребятам удалось ей помочь.

Достижение предметных результатов

Образовательная область

Предметные задачи

Способ решения предметной задачи

Познавательное развитие

Счёт, сравнение чисел, уравнивание чисел

Пересчёт героев сказки. Сравнение количества персонажей в сказке и количества выпавших сказочных героев из книжки. Уравнивание количества персонажей.

Сравнение дорожек

Практическая работа: измерить дорожки шагами, сравнить время прохождения.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать эмоциональную отзывчивость и понимать эмоциональные проявления

Встреча героя сказки, обсуждение эмоционального состояния Красной Шапочки.

Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота.

Проявление доброго отношения и заботы к несчастной девочке.

 

Речевое развитие

Умение отвечать на вопросы педагога

Дети дают развёрнутые ответы на вопросы воспитателя

Побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок

Дети участвуют в драматизации, чтобы помочь Красной Шапочке вернуться в сказку

Художественно-эстетическое развитие

Побуждение к самостоятельному экспериментированию.

Смешивание красок – получение серого цвета.

Обучение детей способам нетрадиционного рисования.

Рисование образа волка нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками).

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности.

Исполнение танцевальных движений по тексту песенки гостьи.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики рук

Рисование точек ватными палочками.

Выполнение движений и прыжков.

Выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению»;
  • Раздача памяток о правилах приобщения детей к художественной литературе;
  • Подготовка рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Как научить ребёнка запоминать стихи».

3 этап. Заключительный.

Проект продолжается.

Ожидаемые результаты.

Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой. "Дождик"

Создать условия для развития творческих способностей детей .Развивать интерес к рисованию ....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками"

Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками."...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования) Рисование ватными палочками Тема: «Георгиевская ленточка, украшение ромашками»

Цель: Познакомить детей с одним из символов Победы в ВОВ войне.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с героическими фактами русской истории;Воспитательные: Продолжить формировать бережное отношени...

Нетрадиционные техники рисования « Рисование ватными палочками – Корзина с яблоками»

Цель: продолжать учить детей создавать композиции используя  нетрадиционную технику рисования - рисование ватными палочками методом тычка....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Весна пришла» (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование пальчиками и ватными палочками).

Цель: формировать умение детей создавать узор на крыльях бабочки, соблюдая симметрию.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"Интеграция образовательных областей:...