формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья»
материал

Бубнова Валентина Владимировна - воспитатель

Обмен педагогическими находками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx86.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

 образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 6

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Обмен педагогическими находками:

формы организации образовательной деятельности

«Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья»

при реализации программы ООП

в области  «Речевое развитие»

во второй младшей группе

Воспитатель: Бубнова В.В.

Речь является выражением

наших мыслей, чувств, желаний…

Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь  является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Коллеги, нам с Вами хорошо известны виды детской деятельности по ФГОС ДО. Скажите, сколько их?

Да! Согласна. ФГОС выделяет 9 видов деятельности. Давайте, вместе их назовём.

http://900igr.net/up/datas/88518/013.jpg

Согласитесь, что речевое развитие напрямую затрагивает сразу все виды деятельности. Так как речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

         В группе мы стараемся создать для детей такую обстановку, в которой каждый ребёнок может не только обогащать свои знания, но и развивать и обогащать свою речь. Создаём развивающую речевую среду.

В своей работе мы применяем разные формы работы по речевому развитию.

Наше утро начинается с формы Ситуация – общение:

  • «Улыбка» (использование при приветствии средств невербального общения) - посмотреть ребёнку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
  • форма приветствия «Круг выбора» – Выбери, как ты хочешь сегодня поздороваться, каким способом?
  • Групповой сбор «Обмен новостями» - где каждый ребёнок стремится поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями – время легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Запретных тем не существует.

      В режимных моментах применяем Ситуацию – общение. Общаемся, часто используем художественное слово и русский фольклор.

     При организации образовательного события, применяем такие формы как:

  • квест – путешествие, меняем локацию, перемещаясь с одного места в другое;
  • игры – викторины «Угадай по описанию», «Угадай, кто это?» (обогащаем словарь и  способствуем умению детей описывать предметы).

     Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки наталкивают детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задаём ребёнку вопросы: «Как догадался?», «Почему?».

          Но, основной формой речевого развития детей является игра. Она активизирует детей к общению. Игра развивает язык, а язык организует игру.
В течение дня организуем с/ ролевые, дидактические, строительные, театрализованные
 игры.

       

       В сюжетно - ролевых играх «Семья», «Дочки матери», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Водители»,  и другие закрепляем навыки разговорной речи. Необходимые атрибуты к этим играм у нас есть, периодически обновляем их, находятся они в доступном для детей месте и используются также и в самостоятельных играх по желанию детей. 

         Созданные постройки из ЛЕГО мы используем в играх-театрализациях,  в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д.

        В дидактических играх обогащаем словарь и побуждаем детей к комментированию своих действий; 

        Ребята очень любят театрализованную деятельность: это разные виды театра, игры - имитации, драматизации сказки (совместно рассказать (проиграть) сказку).

     Так же в совместной и самостоятельной деятельности применяем Арт-терапию – это форма психотерапии, основанная на изобразительной и творческой деятельности. Это рисование, лепка, игровые и словесные игры с песком. Раскрывая свои творческие замыслы, ребёнок испытывает состояние покоя и расслабление, это приводит к раскованности при свободном речевом общении.

     Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи и мелкой моторики.

     С целью создания эффективной развивающей среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

Так же в центре содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики, комплексы пальчиковых игр и др. 

Центр речевого развития включает:

  • центр  сенсорного развития;
  • центр театрализации;
  • центр экспериментирования.

Центр наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно проводить время. 

        Для повышения эмоциональной активности детей используем сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию.

        Неотъемлемой частью по речевому развитию является взаимодействие с семьёй «Триединство» - ребёнок, родитель, педагог. 

     Мы используем различные формы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, наглядная агитация - перечень художественной литературы по возрасту, домашняя библиотека, «Читаем вместе».

     В своей работе применяем элементы «Говорящей среды»:

  • Творческие работы: детские и детско – родительские (ребята делятся впечатлениями своей работы);
  • Экран эмоций (какое у тебя сегодня настроение?);
  • Маркеры игрового пространства: ширмы, атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
  • Интерактивный стенд;
  • Мыслительная карта «Карта выбора»;
  • Шкатулка с картинками;
  • Календарь погоды «Какая погода за окном?» и др.

«Говорящая среда» - это пространство, которое побуждает ребёнка к общению, к действию, исследованиям и самостоятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...