Консультация для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"
консультация

Томашевская Елена Михайловна

Консультация для педагогов

"Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"

Подготовил:

старший воспитатель

Томашевская Е.М.

ФГОС ДО определяет, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,  познавательно-исследовательской, конструктивной, музыкально-художественной и т.д. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. В образовательной области «Познавательное развитие» одним из приоритетных видов детской деятельности является познавательно-исследовательская.

Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; которая способствует формированию целостной картины мира.

Структура познавательно-исследовательской деятельности:

  • постановка (или принятие) познавательной (поисковой) задачи как результат осознания проблемы и анализа проблемной ситуации;
  • поиск путей решения проблемы (выдвижение предположений, определение гипотезы);
  • определение плана действий по решению познавательной задачи (по проверке гипотезы, по реализации способа познания);
  • осуществление плана действий по решению познавательной задачи (проведение наблюдения, эксперимента и пр.);
  • анализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов и формулировка выводов.

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью в период дошкольного детства происходит постепенно: от опосредованного участия в постановке проблемы к самостоятельной ее формулировке, от участия вместе с педагогом в поиске решения поставленных вопросов к поиску методов исследования и самостоятельной разработке решения проблемы.

При овладении познавательно-исследовательской деятельностью ребенку следует овладеть общими исследовательскими и поисково-информационными умениями.

Основу познавательно-исследовательской деятельности составляют общие исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать; умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала, работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи (А.Н. Поддьков, А.И. Савенков).

Познавательно-исследовательская деятельность реализуется в следующих видах: экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование.

Осуществляя образовательную работу с детьми, педагогу важно сформировать у них совокупность умений по каждой разновидности познавательно-исследовательской деятельности, а также обеспечить освоение детьми всей совокупности соответствующих операций по каждому умению.

Экспериментирование (детское) – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации.

По мнению Н.Н. Поддьякова, в детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Дошкольник способен осуществлять как реальное (практическое познание действительности как оперирование с самим объектом или его материальной моделью), так и мысленное (оперирование идеальной моделью, заменяющей реальный объект) экспериментирование.

В работе с детьми следует учитывать, что выделяются два основных вида экспериментирования (Н.Н. Поддьяков).

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале он как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Этот вид экспериментирования у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.
  2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий; дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Моделирование – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на приобретение информации об объекте познания в результате действий с его моделью.

Ценно то, что ребенок может получить информацию с помощью знаково-символических средств, опосредованно исследуя предмет или явление. В процессе деятельности моделирования изучается не сам объект, а вспомогательная система (Н.Г. Салмина).

Для осуществления моделирования ребенок должен освоить следующие действия: замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей. Действия с моделями усваиваются постепенно, сначала даются готовые модели, затем дети придумывают условные заместители, далее строят модели по условиям, замыслу и реальной ситуации.

Исследовательская деятельность – вид познавательно-исследовательской деятельности, связанный с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Данная деятельность нормируется исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории (имеющейся информации) по проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и собственные выводы (А.И. Савенков).

Исследовательская деятельность в отличие от экспериментирования предполагает реализацию всех представленных выше структурных компонентов познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование, моделирование) как этапов деятельности и максимальную самостоятельность детей на всех этапах.

При проведении исследования дети должны уметь выполнять действия, реализуя следующие этапы (А.И. Савенков):

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выработка гипотез, предположений;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы;
  • сбор материала (информации);
  • анализ, обобщение полученных данных, выводы;
  • подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
  • защита – презентация результатов исследования.

Успешность и самостоятельность исследовательской деятельности требует реализации детьми всех исследовательских умений в соответствии с особенностями проблемы и этапов исследования. В дошкольном возрасте можно говорить об элементарном характере исследовательской деятельности, относительной независимости от взрослого.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы 9технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Дидактические единицы (Дыбина О.В.)

Дидактическая единица

Алгоритм реализации

ЗНАНИЯ-ОТНОШЕНИЯ-ДЕЙСВИЯ

Исследование

  1. Умение видеть проблемы
  2. Умение выработать гипотезу
  3. Умение задавать вопросы
  4. Умение давать определение понятиям
  5. Умение классифицировать
  6. Умение наблюдать
  7. Умение экспериментировать
  8. Умение выделить главную мысль, найти подтверждающие ее факты
  9. Умение делать выводы и умозаключения
  1. Формировать представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
  2. Формировать естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
  3. Формировать умения устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные, временные, количественные отношения в процессе исследования.

Экспериментирование

  1. Умение видеть и выделять проблему
  2. Умение принимать и ставить цель
  3. Умение решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент.
  4. Умение высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
  5. Умение фиксировать этапы действий и результаты графически.
  1. Формировать представления ребенка об окружающем, существующих взаимосвязей.
  2. Развивать интерес к экспериментированию.
  3. Формировать умение наблюдать, познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, движение воздуха и т.п.), анализировать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

Моделирование

  1. Умение замещать объекты в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
  2. Умение использовать готовые модели (с 4-х лет).
  3. Умение строить модели по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации.
  1. Формировать представления ребенка об окружающем, существующих взаимосвязей.
  2. Развивать интерес к моделированию.
  3. Формировать способность к опосредованному решению познавательных задач в процессе моделирования.

Проектирование

  1. Умение выделять проблему из темы проекта (осознание и осмысление темы)
  2. Умение планировать решение проблемы.
  3. Умение решать проблемы с помощью познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельности.
  4. Умение представить (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
  1. Формировать представления ребенка об окружающем мире.
  2. Развивать интерес к проектированию.
  3. Формировать способность к опосредованному решению познавательных задач в процессе проектирования.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  1. Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  1. Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или соленой, например).
  2. Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстает от общего в группе (ребенок переведен из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам дается возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребенка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведѐтся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т.д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идет не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что ученые (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов. В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведенных исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
  • Фотогалерея.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребенок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в

экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.И. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Консультация для воспитателей.  Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС."

Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»

Серафима Тарара Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»Консультация по теме:«Формы организации театрализованной деятельности в со...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...