Онлайн-встреча НАСИЛИЕ ЕДОЙ или КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА.
материал

Ситникова Елена Викторовна

Многие сегодняшние родители в детстве сталкивались с насильственным подходом к еде — доедать всю порцию до конца, есть, чтобы не обидеть маму/бабушку/дальнюю родственницу, или обедать нелюбимым супом, потому что «ешь, что дают». Все это сегодня называется пищевым насилием, которое впоследствии может стать причиной серьезных проблем с питанием вплоть до булимии или компульсивного переедания, а также психических и психологических расстройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_pitaniyu.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

НАСИЛИЕ ЕДОЙ

 или КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА.

Многие сегодняшние родители в детстве сталкивались с насильственным подходом к еде — доедать всю порцию до конца, есть, чтобы не обидеть маму/бабушку/дальнюю родственницу, или обедать нелюбимым супом, потому что «ешь, что дают». Все это сегодня называется пищевым насилием, которое впоследствии может стать причиной серьезных проблем с питанием вплоть до булимии или компульсивного переедания, а также психических и психологических расстройств. Пищевые привычки и вообще пищевая культура ребенка начинают формироваться с первых дней его жизни, потому именно родители в ответе за то, какие отношения сложатся у малыша с едой. Если коротко: ребенок знает лучше, что он хочет и в каких количествах. Родителям просто нужно прислушиваться к его потребностям, ну и, конечно, личным примером прививать любовь к полезным продуктам.

Вы замечали, как кормление потомства происходит в природе? Птенцы просят есть – родители их кормят. Детеныши животных хотят есть – сосут молоко, либо просят есть и родители их кормят. Не знаю случаев, когда птицы или животные заставляли бы свое потомство принимать пищу или  доедать до конца.

Так ли происходит у людей? Иногда так. А нередко иначе. Наверняка каждый из нас встречал картину (а то и сам был ее участником в какой-то из ролей), когда ребенок артачится, не ест, а то и выплевывает еду, а взрослый во что бы то ни стало стремится накормить его. И чтобы скормить ребенку содержимое тарелки, в ход идет и мягкое «За маму, за папу, за бабушку…», и жесткое «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». (Варианты: «Не включу мультик», «Не дам конфету», «Не куплю игрушку»)

Естественный аппетит? Не, не слышали…

Когда вы идете на разные манипуляции, чтобы скормить порцию чего-либо ребенку, подумайте о его будущем. Не совершаете ли вы ошибку?

Все эти примеры объединяет одно: употребление еды не по голоду и прекращение приема пищи не по сигналу наступления сытости. Постоянно уговаривая, принуждая ребенка съесть еще ложечку, через «не хочу», доесть до конца, мы нарушаем естественный контакт с телом. Ребенок перестает чувствовать, голоден он или сыт. Во взрослом возрасте начинает ориентироваться не по внутренним сигналам организма (хочу есть), а по внешним факторам (пора пообедать).

Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?

Давайте рассмотрим установки, способствующие пищевому насилию, его причины:

  • Отношение к ребенку как к неразумному, не понимающему существу, которое не знает, что для него хорошо, а что плохо. Родитель лучше знает, как правильно - что именно есть, сколько есть, как часто есть. Родитель много лет живет на свете, понимает, что тут как устроено, что к чему. Если мало (плохо, неполезно) питаться, не будет сил (заболеешь, умрешь). «Что ты вообще в своем возрасте можешь понимать в жизни?»
  • Плохо ест = не слушается. Покушается на родительский авторитет. «Что значит «не хочу»?? Есть слово «надо»!». «Что ж нам, бегать за ребенком весь день с ложкой?! Нам что, заняться больше нечем? Поставили на стол – пусть ест! Ишь ты, цаца какая!». Нужно приложить усилия, чтоб ребенок ел, заставить его, как заставляли когда-то самого родителя. Ну а что? Главное, чтоб был накормлен. Цель поставлена – цель достигнута, цена не имеет значения. Главное чтобы родитель не свалился с постамента Всемогущего, Контролирующего, Главного. Того, кому нельзя перечить. А если уж рискнул перечить – все равно не смог «выиграть». В проигрыше в итоге все, особенно детско-родительские отношения, но кого это волнует? :(
  • Плохо ест = болен. Ведь и правда, когда ребенок болен, у него снижается аппетит. Но даже если он болен, следует идти за природой, за естественными процессами. Не хочет есть – значит почему-то организму сейчас важно не есть, не тратить силы на переваривание пищи, а бросить их на выздоровление, например. Более того. В норме организм - это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.
  • Тревожность родителей. «Он слишком худой», «Она мало ест», «У нее плохой аппетит». Часто нежелание ребенка есть не имеет никакого отношение к болезни. Но у родителей срабатывает «плохо ест = болен», «слишком худой = надо исправить», срабатывает «ребенок не ест = я не справляюсь с ролью хорошей мамы». Родителям становится страшно, тревожно. А чтобы с тревогой справиться, нужны действия. Какие? Самые простые – накормить, например. Простые, но – неправильные. Хотя бы потому, что удовлетворяют они не потребность ребенка в еде (ее ребенок не выказал), а потребность родителя в «перестать тревожиться».  Хорошо бы здесь разбираться с собой, а не кормить ребенка.
  • Хорошо накормленный ребенок = ощущение «я хорошая мама», я справляюсь, у меня все под контролем, все идет, как надо, все как у всех (или - все лучше, чем у других, которые не справляются так хорошо, как я). Если ребенок не ест то, что я приготовила – это что же, я плохо готовлю? Значит, я плохая хозяйка/мама?? Не учитывается, что во взаимодействии есть не только мама и приготовленный ею условный суп. В них есть еще и ребенок. Отдельная личность, со своими предпочтениями, желаниями, настроениями. Со своими особенностями (в том числе пищеварения!), со своими идущими внутри процессами (в том числе психическими!). То, что ребенок отказался есть вашу еду, не означает, что вы готовите плохо. Может означать, но чаще всего не означает.

Но зато может означать что угодно из кучи вариантов:

  • ребенок не голоден именно сейчас;
  • ребенок голоден, но не очень любит именно это блюдо, причем кто бы его ни приготовил;
  • у ребенка настроение такое, что «ничего не хочется» или «чего-то хочу, а чего – не знаю», одним словом – не до еды ему, пока в душе непойми как;
  • ребенок «капризничает» (заболевает? устал? голоден, но перегулял, и теперь сам не понимает, что ему не так?);
  • под «я это не буду и вот то тоже не буду!» и перебиранием, что же будет есть, может лежать потребность в контакте и близости, попытки напитаться маминым вниманием, удостовериться, что маме важнее он, ребенок, а не чтобы он съел что дают;
  • и разное другое.

Последствия пищевого насилия для физиологии:

  • испорченный обмен веществ
  • спазм желудка и других органов пищеварения (физиологическая реакция сопротивления на прием пищи без желания)
  • возникновение и развитие нарушений в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы
  • сбой саморегулирующей системы организма.

Последствия пищевого насилия для психики:

  • насилие над личностью
  • возрастающее психологическое сопротивление ребенка (осознаваемое или подсознательное), не всегда открыто выражаемое (не все дети способны на открытый протест)
  • стресс, сказывающийся как на физическом, так и на психическом здоровье
  • изменения в поведении (упрямство, плаксивость, агрессивность)
  • утрата доверительных отношений с родителями
  • страхи
  • неврозы
  • снижение способности к волевому регулированию поведения
  • если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, не считаясь с его собственным мнением, у ребенка плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья.

 Не всегда насилие выглядит как насилие. Иногда оно имеет вполне себе дружелюбный вид. Улыбающееся лицо, мягкий голос, уговаривающий (а не заставляющий!) тон… Но, знаете, насилие – оно и в этом случае насилие.

Пищевое насилие — это пережиток нашего советского прошлого, от которого все современные специалисты призывают отказаться. Именно насильные приемы пищи, против воли ребенка, формируют у него нездоровые пищевые привычки. Повзрослев, малыш будет доверять не своему организму (который и сигнализирует ему о голоде или о насыщении), а следовать сформированным установкам вроде «доедай до конца», «оставлять еду — плохо» и так далее.

Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам   пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии.

Пищевое насилие, даже в форме мягкого давления, сказывается и на поведении ребенка в будущем. Психика дает сбой не только в виде неадекватного отношения к еде, но и к жизни в целом. Специалисты отмечают: ребенок перестает доверять себе и сигналам своего тела, а потому не может сам принимать решения и адекватно оценивать свое состояние. Дети, страдающие от пищевого насилия, со временем могут становиться упрямыми, неуправляемыми, тревожными, а главное — они теряют доверительные отношения и контакт с родителями.

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться  шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  • Не заставлять, если ребенок не хочет.
  • Не перекармливать.
  • Не навязывать, не уговаривать.
  • Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  • Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  • Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Насильное кормление — это одно из первых нарушений личных границ маленького человека, причем физических личных границ. Это — опыт, который учит тому, что невозможно противостоять силе и авторитету взрослого, опыт вынужденного подчинения.

Неумение отстаивать свои личные границы влияет не только на пищевое поведение, но и на дальнейшее поведение в отношениях с друзьями и партнером, собственными детьми или на работе. Это проявляется в неумении сказать «нет», излишней тревоге, риске попадания в созависимые отношения, выбраться из которых бывает крайне затруднительно

Конечно, единичный случай пищевого насилия не приведет к трагическим последствиям, о которых шла речь выше, однако важно понимать, что регулярное насилие со стороны взрослых в семье приводит к искаженному формированию личных границ, что зачастую является причиной множества проблем. 

Пищевое насилие — это социально-приемлемая форма насилия над ребенком, последствия которой не всегда четко осознаются родителями, а потому не стоит заставлять детей есть тогда, когда они этого не хотят.

Ребенок не хочет есть... Что делать??

 Кому из родителей не знакомы подобные сцены? Ребенку только еще повязывают фартучек, ему еще только пододвигают тарелку с супом или кашей, а он уже недоволен, уже отказывается есть. При этом не действуют ни уговоры, ни разнообразные ухищрения и уж тем более угрозы.

   Безусловно, каждая мама, у ребенка которой по каким-то причинам ухудшился аппетит, просто мечтает, чтобы ее дитятко ело более охотно. Насильное кормление никогда не приносит успеха: наоборот, чем настойчивее применяется такая практика, тем хуже ест ребенок. К тому же, пища, съеденная по принуждению, имеет обыкновение хуже усваиваться.

 Нередко мамы жалуются на плохой аппетит ребенка только потому, что просто не представляют себе его истинные потребности и, заранее испугавшись, просто не пытают вникнуть в тонкости ситуации. Например, на втором году жизни, когда ребенок перестает столь интенсивно расти, он начинает отвергать предлагаемую ему пищу в том количестве, в котором он поглощал ее раньше. И в этом случае у мамы не должно быть никаких поводов для беспокойства: ни один ребенок, если он действительно хочет есть, не будет отказываться от еды.

   К двум-трем годам дети вдруг перестают любить каши и категорически отказываются от молочных блюд. Для мамы это настоящая трагедия, а малыш выглядит вроде бы и неплохо. И здесь ничего удивительного нет: сколько можно есть одно и то же?

 

Поменяйте на время традиционное меню и предложите вашему маленькому упрямцу что-нибудь новенькое. Эффект превзойдет все ваши ожидания, и возвращение к кашам и молочным продуктам впоследствии тоже вполне возможно. 

Несколько конкретных советов:

Ребенок должен садиться за стол в определенное время и не раньше, чем через три часа после очередного приема пищи. В промежутках между завтраком, обедом, полдником и ужином не следует давать детям никакой еды, даже чая. Это касается и сладостей, способных понижать аппетит на длительное время.

Нельзя допускать торопливости во время еды, но не следует и затягивать время пребывания ребенка за столом. Длительность обеда не должна превышать 30 минут. Кормить ребенка следует терпеливо. Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи.

Очень важна обстановка во время еды. Упрашивания и уговоры так же, как и окрики за столом, совершенно не допустимы. Во время еды не следует делать ребенку строгие замечания («Как ты сидишь! Опусти ноги!») и выговоры, обсуждать, допустим, его плохие отметки и шалости. Для всего есть свое время! Обо всем этом можно поговорить с ребенком, когда он выйдет из-за стола. А во время трапезы с вашим малышом – разве это плохая компания? - обязательно старайтесь создать радостную атмосферу, в которой он будет видеть свою маму  только улыбающейся, а не сердитой.

Не давайте ребенку блюда, которые ему не нравятся. Если он не любит капусту – так почему бы вам тогда не престать продолжать упорно класть ее в борщ? Предоставьте детям возможность выбора. Даже у самого маленького ребенка можно спросить: «Что ты хочешь, чай с лимоном или какао?»

 

Ласково и спокойно предлагайте ребенку еду и так же спокойно относитесь к отказу, старайтесь открыто не проявлять своего недовольства. Вместе с этим прекратите все споры по поводу еды.

Старайтесь вкусно готовить и красиво оформлять блюда.  Разрешите малышу участвовать в процессе приготовления пищи: пусть он даже всего лишь будет что-то насыпать или перемешивать. Ведь уже это нередко может вызвать аппетит.

Научите хорошим манерам кукол. 

Посадите их за стол, поставьте перед ними тарелочки, обратите их внимание на то, что им следует наклоняться над тарелкой, не крошить и не проливать пищу на стол, вытирать руки и рот салфеткой. С помощью такой игры ваш малыш легко научиться хорошим манерам поведения за столом и сам, да еще будет и вас поучать. 

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК МНОГО ЕСТ… Что делать??

 Причины лишнего веса у ребенка

 К нарушениям веса ведет множество причин – это и неправильное питание, и наследственная склонность, и гормональные сбои, и наличие хронических заболеваний.

 Мы рассмотрим психологические факторы, ведущие к нарушениям веса ребенка.

 Как и взрослые, дети склонны «заедать» сильные эмоции, стресс, неприятности или просто скуку. Иногда переедание – это следствие недостатка родительского внимания, поощрения и одобрения. В других случаях, наоборот – это способ спрятаться от чрезмерных родительских амбиций и ожиданий.

Как ни парадоксально, лишний вес у ребенка может появиться и от недостатка друзей. Во время активных игр с ровесниками формируется опыт общения, строятся модели поведения, выбираются роли и, конечно, же – тратится энергия, сжигаются калории. Процесс этот абсолютно необходим для физиологического становления, гармоничного развития личности и психики ребенка.

 К сожалению, современные дети, привыкшие к гаджетам, в большинстве своем, страдают от нерастраченной энергии – от этого у них появляется плохое настроение, капризы и нарушения пищевого поведения.

 При компульсивном переедании ребенок постоянно хочет есть и непрерывно что-то жует. Он способен за короткий промежуток времени съесть так много, что родители даже пугаются. При этом расстройстве дети похищают еду, прячут у себя в комнате, делают «запасы». В основном они «складируют» то, что есть им не разрешается: печенья, сладости, сухарики.

В таких семьях часто с раннего возраста действует следующая стратегия: ребенок переживает — значит, его надо чем-то угостить, покормить.

Конечно, каждый родитель хотя бы раз в жизни пытался утешить ребенка чем-нибудь вкусненьким. Но если родители не научатся обсуждать с ребенком его переживания и ограничатся пищевым утешением, у ребенка, скорее всего, возникнут проблемы в отношениях с едой.

Сочувствовать малышу необходимо не только посредством конфеты, но и при помощи слов, объятий, прикосновений. Эмоции следует не заедать, а проговаривать.

 Как помочь ребенку нормализовать вес?

Многие родители совершают одну и ту же ошибку, открыто принуждая свое чадо к похудению. Взрослые считают, что ребенок не понимает, что он толстый, и стоит лишь открыть ему глаза на этот факт, как он моментально начнет худеть. Однако все получается наоборот – родительские замечания воспринимаются как насмешка, а обида подталкивает закусить неприятные ощущения чем-то вкусненьким. Таким образом, говоря ребенку: «Хватит уже столько есть», родители провоцируют ребенка есть еще больше.

 Однако существует ряд ситуаций, когда чувство голода не является отклонением от нормы. Такой признак, наоборот, свидетельствует о здоровье организма и нормальном его развитии. Например, у детей до 1 года, с 7 до 9 лет, а также в подростковом периоде наблюдается проявление ростовых скачков, что сопровождается повышенной потребностью в питании.

Желание частого приема пищи может возникать после перенесенных заболеваний, во время которых ребенок не получал достаточного количества питательных веществ, витаминов и микроэлементов.

Также, нормальным является повышенный аппетит в том случае, когда дети ведут активный образ жизни, сочетая учебный процесс с занятиями спортом.

 

Помимо физиологических причин голода существует ряд причин                психологического характера:

  Если родители торопят малыша во время употребления пищи. В этом случае вырабатывается устойчивая привычка наесться впрок.

 Когда имеет место принудительный прием нелюбимых блюд. Такая ситуация не сопровождается употреблением полноценной порции и через небольшой промежуток времени у детей появляется чувство голода.

   Копирование пищевого поведения кого-либо из членов семьи, если в семье не сложился определенный режим приема пищи, практикуется прием пищи перед телевизором.

 

 Что можно сделать, чтобы организовать питание более грамотно?

  Установить режим питания для ребенка: трех-четырехразовый, без перекусов.

 Уменьшить порции, чтобы объем пищи не пугал ребенка.

 Приучить ребенка есть за аккуратно сервированным столом. Еда — отдельный, требующий уважения процесс.

 Убрать сладкое (и любую нежелательную для ребенка еду) из свободного доступа. У ребенка, особенно дошкольного возраста, лобные доли, отвечающие за самоконтроль, еще недостаточно развиты, его волевые способности ограниченны, а его ориентация на «здесь и сейчас» гораздо выше, чем на «потом». Он видит конфету, он сейчас хочет конфету, что ему помешает ее взять?

Бесконтрольное потребление сладостей приводит к дисбалансу между количеством поступающего в организм сахара и биологической потребностью организма ребенка. Такая разница приводит к большому количеству проблем. В первую очередь страдают когнитивные навыки – память, внимание, мышление.

Кроме того, сладкие продукты провоцируют развитие патогенной микрофлоры в кишечнике человека, а это влияет на работу мозга.

Также происходят изменения в поведении, ребенок становится слишком возбужденным, он не способен себя успокоить, его нервная система работает в ускоренном режиме, ребенок становится гиперактивным. В таком состоянии детям тяжело или почти невозможно научиться чему-то новому, обработать полученные знания.

Другим важным последствием употребления избытка сладостей является снижение иммунитета. Так, исследователи выявили снижение активности лейкоцитов уже через 30 минут после приема сладкой пищи. Через 3 часа они отмечали значительное снижение активности белых кровяных телец. Понятно, что при постоянном поглощении сладостей о полноценной работе иммунной системы говорить не приходиться. У детей это проявляется частыми вирусными заболеваниями. Злоупотребление сладостями во время болезни ведет к замедлению выздоровления.

Постоянный избыток сахара в организме ведет к отложению его в запасы в виде жировой ткани. Это начало ожирения. Кроме того, частое употребление сахара изменяет чувствительность вкусовых рецепторов. Вкус натуральных продуктов кажется пресным. Ребёнок постепенно заменяет их на сладости.

Родители должны четко понимать, что сахар ─ это продукт, не имеющий пищевой ценности. Особенных полезных веществ, так необходимых для роста и развития детского организма, он не несет. Он содержит пустые калории, которые при избытке могут пополнить жировые запасы.

Широко распространенный миф о том, что дети должны есть сахар для развития мозга, не имеет под собой оснований. Организм может получать глюкозу путем расщепления сложных углеводов. Они содержатся в макаронах, картофеле, различных крупах.

Обычно за едой взрослые делают детям замечания, мол, не балуйся, не играй с едой. Но такая игра может быть полезной, если она носит развивающий, образовательный характер. Расскажу, какие интересные занятия с едой можно организовать для детей.

Речь не идет о том, чтобы играть с едой в тарелке прямо за столом. Есть много других интересных занятий с продуктами.

Растение из семечка

В квартире можно вырастить любое растение, даже самое экзотическое, из семечка или косточки. Это может быть финик, гранат, лимон или, например, авокадо. Если косточки экзота у вас не оказалось, попробуйте вырастить коктейльный томат или зелень на подоконнике.

Что понадобится: семена томатов или зеленных культур для выращивания на подоконнике, грунт, приспособления для посева.

Что развивает: наблюдательность, любознательность, бережное отношение ко всему живому.

Детям очень понравится наблюдать, как маленькое семечко превращается в настоящее растение, что с ним происходит и как оно изменяется.

Игра Лепка из пластилина.

Чтобы привлечь внимание ребенка к еде и повысить его аппетит, начните лепить с ним разные продукты из пластилина. Выбирайте качественный и безопасный товар

Игра "Отгадай на вкус"

Очень люблю эту игру, а дети от неё просто пищат от радости!

Главная задача ребёнка - отгадать на вкус, что он съел. 

Но не всё так просто. В процессе игры мы:

- закрепляем названия овощей и фруктов;

- дифференцируем понятия "овощ" и "фрукт";

- подбираем прилагательные к существительным (виноград (какой?)

сладкий, яблоко (какое?) сладкое, вкусное и т.д.);

- автоматизируем звуки.

P.S. все овощи и фрукты помыты. Шпажки индивидуальные.

 

 В заключении хочу предложить Вашему вниманию книгу Елены Ульевой «Хорошие сказки для здорового аппетита»

Помните, что ответственность за то, что едят наши дети, лежит только на нас - родителях. Привычки питания формируются с детства. Во взрослом возрасте, конечно, возможно изменить пищевое поведение в сторону полезного, но для этого потребуются большие усилия. Любите своих детей и давайте им полезные продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не надо кормить ребенка

Статья для родителей о правильном питании ребенка....

Буклет Как не надо кормить ребенка

Памятка для родителей...

Консультация для родителей Тема: «Как не надо кормить ребенка». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14 Г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Как не надо кормить ребенка».  Воспитатель: Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР д/с №14Г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: «Как не надо кормить ребенка». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14 Г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Как не надо кормить ребенка».  Воспитатель: Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР д/с №14Г. Кропоткин...

Как не надо кормить ребенка.

Семь великих и обязательных "не"....

НАСИЛИЕ ЕДОЙ или КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА.

Сначала я думала назвать эту статью: «Как кормить дочку в 3 года, чтобы в 30 у нее были проблемы с лишним весом.» Но передумала…Потому что это было бы дискриминацией по отношению к ...