Онлайн - встреча «С детьми играем, речь развиваем, или чем занять ребенка дома?»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Как провести время с пользой? На этот вопрос вы найдете ответ в этой статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_rebenkom_igrae_rech_razvivaem.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн - встреча «С детьми играем, речь развиваем, или чем занять ребенка дома?»

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

При рождении мозг ребёнка содержит около 100 миллиардов нейронов — это столько же, сколько звёзд в Млечном Пути. В течение первых лет жизни у младенца вырастут триллионы связей между мозгом и клетками, которые называются нейронными синапсами.

Синапсы, не связанные друг с другом посредством стимуляции, обрываются в школьные годы. Хотя мозг младенца имеет некоторые неврологические особенности, такие как способность быстро и легко изучать любой язык, он более податлив и уязвим, чем мозг взрослого. И, что удивительно, мозг малыша имеет в два раза больше нейронных связей, чем у людей других возрастов. Это означает, что дети, особенно в юном возрасте, могут учиться быстрее и эффективнее взрослых и даже подростков.

Мозг младенца не нуждается в академической или сенсорной нагрузке: он найдёт множество способов стимулировать своё познавательное развитие, когда малыш будет вместе с родителями заниматься повседневными делами. Он найдёт отличную интеллектуальную стимуляцию в играх в прятки, в том, чтобы вытаскивать все кастрюли или ложки из шкафа и видеть мир из детской переноски, когда родители ходят по магазинам или общаются с другими людьми.

Стоит ли играть с младенцем в игры для развития мозга? Конечно, в этом нет вреда, но важно сделать это занятие интерактивным и соответствующим возрасту — это означает сенсорное, а не только когнитивное развитие. Пусть занятия проходят в игровой форме — подключайте песни, танцы, музыку, делайте младенцам массаж, пойте и играйте по-разному.

Прежде чем придумывать что-либо новое , хорошо бы разобраться с тем, что уже есть. А для этого заглянем в бабушкин сундук.

Потешки и пестушки на протяжении веков вбирали в себя жизненный опыт, народную мудрость и передавали их младшим поколениям.
Ритмичная, напевная песенка-потешка словно по волшебству притягивает внимание малыша. Она помогает успокоить или, наоборот, подбодрить ребёнка, дать пример действия и отношения, научить важным жизненным навыкам.
Пестушки и потешки пронизаны душевной теплотой и любовью, и влияют на развитие детей.

Начинать проговаривать пестушки необходимо с самого рождения, недаром их название происходит от слова "пестовать" - нянчить, выращивать с любовью, воспитывать дитя.

Короткие стихотворные припевы, сопровождают движения ребенка при пестовании.
Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приёмом - лёгким телесным прикосновением до различных частей тел ребёнка. Ласковые прикосновения, лёгкий массаж, сопровождаемый веселой незатейливой пестушкой или потешкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребёнка бодрое, весёлое настроение.

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,

Потягушечки, потягушечки!,

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Или во время обливания

Вода текучая, дитя растучее

С гуся вода – с тебя худоба.

Вода вниз, а дитя вверх

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

У киски болит,

У собачки болит,

А у Машеньки моей

Не болит-не болит.

У кошки боли,

У собачки боли,

У лошадки боли,

 У Ванюши заживи.

Массаж

- Поглаживаем по телу и ножкам вниз

-Гладим грудку тылом кисти

- Вложить в ладони ребенка свои пальцы

-Потопать стопами ребенка по столу

- Массаж лица вокруг ушек с прикосновением к ротику

-Поглаживаем волосы

Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки

В ручки хватунюшки

В ножки ходунюшки

В роток говорок

А в голову разумок

Массаж ладони «Сорока, ворона»

Сорока-ворона - это не просто игра

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.
Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца.
Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка.

Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

- Круговые движения по ладони от мизинца к возвышению в основании большого пальца – тенору.

В конце каждого круга нажать на тенор

- Перебираем пальцы, начиная с мизинца, потрясти, расслабить палец и нажать им на тенор

-Трясем большой палец

- Мама растягивает своими большими пальцами тенор ребенку

- Слегка ударяем ребром ладони по запястью у логтя, щекочет под мышкой

Сорока-ворона кашу варила,

На порог скакала , гостей созывала:

Не придут ли гости? Не съедят ли кашку?

Этому – на ложке, этому – на поварешке, Этому  - лопате, этому – на ухвате.

Мальчику-пальчику  - нет ничего. Он ходит-бродит, воду носит, баню топит

Тут-холодная вода, тут – горячая вода, а тут – кипяток, кипяток

На Ванюшку – щекоток

Теоретическая часть. В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молнии. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка

Специалисты уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

 Прятки

Возьми короткий карандашик

и сожми его в кулачке, спрячь.

А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

 

- потирание ладоней одна о другую;

Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак...

 

 

 - потирают ладони одна о другую...

 Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.

Игры с элементами массажа

- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш).  Например, упражнение

Утюжок

Возьми толстый карандаш.

Положи его на стол.

«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,

потом другой, покатай карандаш по столу:

Карандаш я покачу

Вправо-влево  -  как хочу.

- постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев.

Например, упражнение

Пианино

Прижимай карандаш, который лежит на столе,

кончиком каждого пальца.  Прижимай сильнее!

    Родители                выполняют соответствующие движения

Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее  воздействие.

КРЮЧКИ

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

ЛЕСЕНКА

Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».

Раз – ступенька, два – ступенька,

Мы идём тихонько вниз.

Раз – ступенька, два – ступенька,

Ты смотри, не оступись!

КОСИЧКА

Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

АЛЬПИНИСТ

Карандаш поставить на стол, удерживая его вертикально большим и указательным пальцами за нижний конец. Перехватить карандаш одноимёнными пальцами другой руки. Далее перехватывать карандаш пальцами то одной, то другой руки, двигаясь к его верхнему концу. Затем скользящим движением спуститься вниз.

Нелегко подняться ввысь.

Крепче, альпинист, держись.

На вершину попадёшь,

Там немного отдохнёшь.

Оглядись, не торопись

И смелее вниз катись!

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай     

И другому передай.

Игры с прищепками.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки. 

Как играть: 

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

Солнышко 

Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом. 

Щип-щип  

Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела. 

Рыбки  

Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек. 

Цвета  

Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету. 

Вешаем бельё  

Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику. 

Ладошка  

Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству. 

Конструктор  

Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.  

Поймай жучка 

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.    

Бусы 

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

Игры с цифрами

Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

Понятие величины

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

Геометрические фигуры

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Игры с различными крупами

Какими крупами можно играть? Играть можно любыми крупами, но все таки, лучше начинать с манки. Она чистая, очень мелкая, и не страшно если малыш её попробует. Подавиться сложно, в уши и нос засунуть как скажем ядрицу гречихи не получиться. Чуть позже можно попробовать игры с кукурузной крупой, а затем и с гречкой, фасолью и рисом.

Способы игры с крупами

1. Пальчиковый бассейн - просто насыпать крупу в большую миску, на столик или поднос и водить ручками, пересыпать, набирая в кулачки - это позволит малышу познакомиться с крупой.

2. "Купать" ручки в крупе - насыпать в глубокую емкость какую-нибудь крупу типа кукурузной, и предложить малышу погрузить туда ручки, сжимать и разжимать кулачки, пересыпать из одной ручки в другую.

3. В этой же чаше можно зарывать игрушки, магнитики для холодильника, и др. безделушки. Предложите малышу поискать их и радуйтесь, когда у него получится.

4. Сыпать по крупинкам, как бы будто солим что-то.

5. Собирать крупу руками в баночку или мисочку, а лучше - в формочки, какими наши детки играют в песочке.

6. Рисовать дорожки, сложа пальчики щепоткой. Для этого идеальна мелкая соль или манка. Предварительно, конечно, нужно научить малыша складывать пальчики вместе.

7. Рисовать, водя пальчиком по крупе.

8. Крупу можно пересыпать из одной емкости в другую. Пробуйте работать ручками, пальчиками, совочком, ложкой, мерными стаканчиками.

9. Если дать несколько круп, то можно сравнивать их на ощупь, по цветам, форме и размерам.

10. А если смешать манку, например, с фасолью, то можно поиграть в сказку про Золушку: предложить ребенку перебрать фасоль, отделив "зерна от плевел". Здесь можно воспользоваться ситечком - манка через нее просеится, а фасоль останется и ее можно будет пересыпать в отдельную мисочку. .

11. В миску положить белую и красную фасоль и сортировать их по цвету. Неплохо если есть возможность предложить белую и красную мисочку.

12. Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие.

13. Можно использовать их и в аппликациях - посыпать на клей.

 

 «Посадка фасоли»

Дети делают ямки в песке пальчиком и сажают семена.

Пересыпание крупы воронку. По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе – это как зернышки сыпятся на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.

Бусы

 Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

Родителям предлагается сделать бусы – нанизываем макароны на шнурок.

Прежде чем сделать бусы из макарон можно вместе с ребёнком покрасить их разноцветными красками.

 «Чашки – ложки»

 Предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую.

Игры с водой

Пальчики здороваются с водичкой

Предложить малышу дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), после всеми пальцами одновременно, затем двумя руками одновременно.

 

Ладошки здороваются с водичкой:

- дотрагиваться до воды всей ладошкой, сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

- потирать ладошки в воде в разных направлениях.

 

Переливания:

Из ведра в ведро. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.

Из миски в миску. Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, губкой, шприцом (без иглы, разумеется). Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой.

Переливание через воронку. Здесь вам понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция повторяется.

Кулачок-стаканчик

Дети делают "стаканчики", смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри. Взрослый наливает воду в "стаканчики" из леечки (бутылочки). Малыши наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук-"стаканчиков".

 

Течет ручеек

Взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки детей, а малыши стараются удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук. Малыши стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них "не убегала".

  

Малышу очень нравится, когда взрослый произносит рифмованный текст. Ребенок эмоционально заинтересован.

 

Большой и маленький.

По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,                (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,      ("шагать" по воде)

Ходили наши ножки.

 

По ровненькой дороге

Прошли большие ноги                           (сжать руки в кулачки)

То-о-о-оп, то-о-о-оп, то-о-о-оп,         (большие "шаги" кулачками)

Ходили наши ноги!

 

Курочка  пьет воду

Наша курочка гуляла,       (пальцы сложить в виде клюва)

Травку свежую щипала  (ритмично наклонить кисть руки)

И пила водицу            (кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды)

Прямо из корытца.

 

Стирка.

Мы белье стирали,   (тереть один кулачок о другой)

В речке полоскали,   (движения ладонями вправо-влево)

Выжали, развесили -  (сжимать, разжимать кулачки)

То-то стало весело!

 

Игры с катушками от ниток.

Самомассаж ладоней

Делается с внешней и внутренней стороны в различных направлениях:

а)        катушкой между ладонями в медленном и быстром темпе;

    б) катушкой по внешней (внутренней) поверхности ладони, лежащей на столе.

Массируются обе ладони поочередно.

ЗАКРОЙ ДЫРОЧКУ

Исходное положение:

Катушка стоит на столе.

Содержание упражнения:

Закрывать с силой дырочку на торце катушки подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинцем по очереди.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Исходное положение:

Катушка стоит на столе. Надо удерживать ее между указательным и средним пальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Приподнять катушку над столом, повернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

ШТАНГА

Исходное положение:

Ладонь с разведенными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

Исходное положение:

Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний — на ее перекладине.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.

ЩЕЛЧКИ

Исходное положение:

Одной рукой на столе устроить преграду на расстоянии 20-25 см от груди. У края стола катушку положить.

Содержание упражнения:

По команде взрослого с силой сделать щелчок пальцами (большим и указательным) по катушке так, чтобы она докатилась до преграды, после чего возвратить катушку в исходное положение.

Щелчки сделать всеми пальцами по очереди. 

Игры с пуговицами

Необычное нанизывание

Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.

Пирамидка

Предложите ребенку сделать пирамидку из пуговиц (начиная с самой большой и заканчивая маленькой пуговкой). Пуговицы складываются стопочкой.

Предложите своему ребёнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера.

1. «Большая-маленькая»  Эта игра поможет научить ребёнка различать предметы по величине.

2. «Сортировка» Предложите малышу разложить пуговицы по цвету : синие в коробочку или баночку, на которой наклеен синий кружок, зелёные – в коробочку с зелёным кружком, жёлтые – с жёлтым и т. д.

3. «Продолжи ряд» Начинаем выкладывать ряд из пуговиц с определённой закономерностью, например: красная-жёлтая-красная-жёлтая. Попросите ребёнка продолжить ряд, учитывая закономерность. Затем можно усложнить задание: добавить ещё один цвет или взять пуговицы, разные по размеру.

4. «Пуговичные узоры» Рисуем на листе бумаги линии: прямые, волнистые или зигзагообразные. Предлагаем ребёнку выложить по линии узоры из пуговиц. А можно выкладывать рисунки по контуру.

5. «Весёлая змейка» Для этой игры берём пуговицы с крупными дырочками и прочную нитку или леску. Предлагаем малышу нанизывать пуговицы на нитку (леску). Нанизывая пуговицы, ребёнок будет чувствовать пальчиками различные фактуры, одновременно стимулируя, тактильные рецепторы. А маленьким модницам обязательно понравится браслет или ожерелье, которое получится из пуговиц. Организовывая игры с пуговицами, нужно помнить о том, что ребёнок может взять пуговицу в рот или засунуть её в нос. Поэтому взрослый во время игры должен находиться рядом. И ещё один момент: не стоит затягивать игру. Если вы заметили, что интерес и внимание малыша начинает угасать, похвалите его и сложите пуговицы. Таким образом, игра малышу не наскучит, и с ней будут связаны только положительные эмоции.

Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Игры с мячиком Су-джок

СКАЗКА "ЁЖИК"

 Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу),

заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу),

 снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик ((горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.

Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).

Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер.

Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

- Игры и занятия  для развития мелкой моторики оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

- Благодарим всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С детьми играем - речь развиваем

Консультация для педагогов из опыта работы по речевому развитию детей...

«С детьми играем — речь развиваем»

Игры  с  детьми для развития речи!разработанная картотека в помощь логопедам и родителям!...

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

Картотека игр для родителей « С детьми играем – речь развиваем»

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Пре...

С детьми играем - речь развиваем

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.Время идет, речь постепенно...