ПРОЕКТ «Организация тренинга для развития креативности как важного компонента профессиональной компетентности и личностного потенциала современных педагогов ДОО»
проект

Рахматуллина Марина Геннадьевна

Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через формирование творческой образовательной среды предполагает развитие креативности педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_m.rahmatullina.doc29.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «УМКА»

ПРОЕКТ

«Организация тренинга для развития креативности как важного компонента профессиональной компетентности и личностного потенциала современных педагогов ДОО»

                                         

                                        Автор : Рахматуллина Марина Геннадьевна


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта. Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через формирование творческой образовательной среды предполагает развитие креативности педагогов ДОО.

Креативность – это умение выходить за грани и рамки традиционных идей, правил и шаблонов, что позволяет создавать новые уникальные идеи, методы, формы интерпретации и т.д. Также креативность подразумевает наличие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Термин произошёл от английского «creativity», что переводится как «созидание». Креативность сочетает в себе две характеристики – интеллект и воображение.

Педагог дошкольной образовательной организации работает не в системе «человек – механизм», а в системе «человек – человек». Более того, в системе «взрослый – ребенок». В связи с этим, педагогам необходимо проявлять творческий подход в работе, что предполагает необходимость развития креативности как в себе, так и в детях.

Нами выбран такой метод работы с педагогами, как тренинг. Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Достоинства тренинга: применение активных способов групповой работы, атмосфера свободы общения между участниками, повышает эффективность и скорость обучения.

Цель проекта: способствовать развитию креативности педагогов дошкольной образовательной организации как важного компонента их профессиональной компетентности и личностного потенциала посредством тренинга.

Задачи проекта:

1) совершенствовать профессиональное мастерство педагогов;

2) формировать потребность в творчестве;

3) развивать на базе коллективной деятельности умение взаимодействовать и решать нестандартные задачи.

4) формировать навыки управления творческим процессом;

5) открытие внутренних ресурсов для развития креативности;

6) формировать гибкость мышления.

Планируемые результаты педагогического проекта: у педагогов произойдет развитие личностного потенциала, будут сформированы навыки принятия креативных решений, раскроется творческий личностный потенциал.

Обоснование значимости проекта. Проект учитывает особенности социально-эмоционального и когнитивного развития педагогов ДОО. Анализ ситуации в ДОО показывает, что у педагогов присутствует обязанность предоставлять большой объем отчетности ежемесячно, в связи с этим времени для саморазвития и развития креативности недостаточно. Поэтому включение данного проекта в план работы с педагогами очень значимо.

Проект соотносится с тенденциями в развитии современного образования: увеличивается потребность в творческих педагогах, которые умеют проявлять креативность. Происходит рост запросов на таких педагогов как со стороны всех участников образовательных отношений (в том числе государства, детей, родителей).

Анализ возможных ресурсов и потенциальных рисков.

Ресурсы: знания организатора проекта в сфере развития креативности педагогов, наличие у педагогов внутренней мотивации к повышению своих компетенций и личностному развитию, наличие необходимых материально-технических ресурсов для реализации проекта.

Потенциальные риски: сложности принятия педагогами креативных решений в условиях высокой регламентации воспитательно-образовательного процесса.

Возможности использования учебно-методических материалов. В ходе реализации данного проекта педагогам рекомендуется изучить и принять в своей работе комплекс учебно-методических материалов по развитию креативности и личностного потенциала.

Рекомендуются к изучению следующие источники:

1. Логинова О.Б., Авдеенко Н.А. Креативное мышление. – М.: Просвещение, 2022. – 128 с.

2. Намаконов И.М. Креативность: 31 способ заставить мозг работать. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 264 с.

3. Силиг Т. Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи. – М.: Манн, 2015. – 208 с.

4. Утемов В.В. Креативная педагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2022. – 237 с.

5. Чернышев Д.А. Как люди думают. – М.: Манн, 2022. – 304 с.

Педагогические технологии и техники. В ходе проекта учитываются современные педагогические подходы и идеи, которые лежат в основе реализации потенциала личностно-развивающей образовательной среды. Ключевая применяемая технология в рамках данного проекта – тренинг, так как тренинг активизирует деятельность его участников, создает предпосылки для активизации творческого и самостоятельного мышления.

Показатели результативности и эффекты педагогического проекта. Разработанный в рамках проекта тренинг отличается новизной, так как в нем присутствуют новые и уникальные задания для развития творческого мышления педагогов. Показатели результативности: создание доброжелательной и комфортной обстановки на тренинге, сплочение педагогического коллектива, рост креативности каждого члена коллектива.

Практическая применимость проекта. Данный проект может масштабироваться и применяться во всех образовательных организациях. Разработанный продукт педагогического проекта (тренинг) обладает методической ценностью, является универсальным и доступен для проведения в педагогических коллективах.

Оценочный инструментарий. Рекомендуется применение теста определения типа мышления и уровня креативности Джерома Брунера. Тест определяет, какой тип мышления доминирует у взрослого человека, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий). Тест состоит из 75 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут. В тесте присутствуют следующие шкалы: предметное мышление, символическое мышление, образное мышление, знаковое мышление, креативность.

Таким образом, в данном проекте присутствует использование инструментов диагностики и мониторинга развития личностного потенциала педагогов.

Креативность идеи проекта. Идея данного проекта является оригинальной и креативной, поскольку форма реализации проекта (тренинг) и его тема способствуют созданию мотивации педагогов к познанию, раскрытию их творческого потенциала. Тренинг – это такая форма работы, которая вызывает у педагогов интерес и желание проявить себя.

Тренинг для педагогов на тему: «Креативность как важный компонент профессиональной компетентности и личностного потенциала современных педагогов ДОО»

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего о важности креативности для педагогов и творческого саморазвития педагогов.

Качество образования является одним из важнейших критериев оценки всей системы образования, комплексной характеристикой образовательной деятельности. Понятие качества образования закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2).

Первой ступенью системы образования является дошкольное образование, обеспечение высокого уровня его качества необходимо для успешной подготовки детей к школе и комплексного воспитания гармоничной личности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Обеспечение государственных гарантий качества образования является одним из принципов дошкольного образования, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Качество образования во многом зависит от личности педагога.

Обсуждение. Как вы считаете, какие личные качества необходимы педагогу? Какие требуются профессиональные качества и компетенции?

Одним из основных качеств педагога является креативность. Креативность – это ведущий компонент педагогической деятельности, фактор продвижения педагогов к педагогическому мастерству. Творческим продуктов креативного педагога являются новые образовательные технологии, формы и методы обучения и воспитания.

Педагог должен быть готов к развитию творческого потенциала и на его основе к самореализации. Творческий педагог – это исследователь, который обладает такими качествами, как педагогическое чутье, интуиция, педагогическое мастерство, исследовательская смелость, разумное использование передового опыта. Чем выше уровень творческого потенциала, тем быстрее он развивается. Резервы развития творческого потенциала находятся в самом педагоге.

В рамках тренинг мы будем учиться мыслить креативно, что повлияет на наш профессиональный уровень.

Анкетирование присутствующих педагогов «Каков ваш творческий потенциал?». Вопросы для анкеты:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

2. Как вы думаете, вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

3. Считаете ли вы, что ваши идеи принесли бы пользу дошкольной педагогике?

4. Составляете ли вы план своих действий?

5. Есть ли у вас желание заняться абсолютно новым делом?

6. Хотите ли вы добиться совершенства в незнакомой работе?

7. Во время неудачи вы продолжаете действовать или бросаете дело?

8. Выбор профессии должен быть основан исходя из своих способностей или стабильности и преимуществ профессии?

9. Если идея захватила вас, вы будете думать о ней всегда или только наедине с собой?

Анкета помогает выявить творческий потенциала, в том числе то, такие параметры, как любознательность, вера в себя, независимость, способность сосредотачиваться и т.д. Анализируя ответы данной анкеты, вы определите уровень своей креативности.

Задание «Какой я?». Педагогам предлагается назвать свое имя и три присущие им качества, которые называются на ту же букву, что и имя. Например: «Надя – настойчивая, нестандартная, независимая».

Организуются две команды. Разделение происходит с помощью разноцветных фишек. Команды выполняют задания, отвечают на вопросы.

Задание 1. Качества личности, характеризующие креативность. Педагогам предлагается зафиксировать качества, характеризующие творчество (осознанность, независимость, оригинальность, энергичность, заинтересованность, тяга к сложности и другие).

Задание 2. Упражнение «Арка». Командам дается задание изготовить арку из непрерывной полосы бумаги. Нельзя пользоваться скрепляющими принадлежностями, а только ножницами. Команды должны сделать арку и пройти через нее быстрее противоположной команды.

Задание 3. Упражнение «Перекинь мяч». Участникам дается задание, как можно быстрее перекинуть мячик друг другу, чтобы он побывал у каждого. После выполнения задания обсуждаются вопросы: «Что мешало сразу же увидеть быстрый способ?», «Кому первому пришла идея бросать мяч, не подкидывая, а роняя его?», «Какие бывают ситуации, когда стереотипное видение мешает решить проблему?».

Задание 4. Упражнение «Оригинальный нейминг» (новое название предметов). Каждой команде дается одинаковый набор предметов. Члены команды должны дать новое оригинальное название каждому предмету. Например, «форточка» – «окнушка», «апельсин» – «цитрусин» и другие.

Задание 5. Упражнение «Я возьму с собой». Участники групп располагаются по кругу. Предлагается бросать мяч и называть, где окажется тот, кому адресован мяч. Например, «в Турции», «в холодильнике», «на дереве». Ведущий говорит: «Поймав мяч, быстро называйте три предмета, которые вы возьмете туда, куда вас направили».

Задание 6. Упражнение «Перевертыши». Нужно отгадать по перевертышу название известного фильма или пословицы. Например, «Грустные взрослые» – «Веселые ребята»; «Громче стоишь – ближе не будешь» – «Тише едешь – дальше будешь»; «Василий Иванович остается на работе» – «Иван Васильевич меняет профессию».

Задание 7. Команде предлагается придумать загадку по схеме «На что похоже, Чем отличается?» и загадать ее команде противника. Например, «Круглый, а не мяч, Гремит, а не гром, С ним ходят на парад, но это не флаг. Что это?» (ответ – барабан).

Задание 8. Составьте объявление о продаже так, чтобы слова начинались на одну букву. Например: «Продается пушистый певчий попугай, питается печеньем, пьет пепси, приходите посмотреть».

Задание 9. Нарисовать, о чем мечтают звезды. Рассказать о рисунке и о трудностях при выполнении задания.

Задание 10. «Дружественная ладошка». Участникам предлагается на контурах ладошек на бумаге написать свое имя, передать коллегам по группе. Каждый участник пишет комплимент на одном из пальцев ладошки.

Задание 11. Упражнение «Рифмовка» (подводятся итоги). Участникам предлагается завершить в рифму фразу, которая касается тренинга. Например, «Мы встречались, мы играли, креативность развивали…», «Креативность, что за птица? Завершилась наша встреча…».

Задание 12. Упражнение «Рассказ из заголовков». Каждой команде дается газета, ножницы и листы. Каждой команде предлагается из заголовков составить интересный рассказ со смыслом. Можно подобрать фотографии из газеты. Побеждает команда, создавшая самый интересный и оригинальный рассказ. Тренируется воображение, восприятие, умение составлять комбинации из слов.

Задание 13. Упражнение «Крестьянин и принцесса». Участвуют команды. Всем рассказывается история о принцессе и крестьянине. Затем участники 5-10 минут обсуждают проблемы в командах, выбирается самый оригинальный ответ и сравнивается с ответом ведущего.

Текст истории: «Крестьянин хотел жениться на принцессе. Король (ее отец) разозлился и приказал отрубить крестьянину голову за его дерзость. Но королева пожалена крестьянина и предложила вместо казни провести испытание. Крестьянин должен вытащить одну из двух карт и принять надпись, как свою судьбу. На одной карте должно быть написано «Свадьба», на другой – «Смерть». Если откажется выбирать, то погибнет. Но король обманул: обе карты пометил словом «Смерть». Королева предупредила принцессу об этом. Принцесса рассказала крестьянину. Крестьянин вытянул карту, а потом женился на принцессе и жил с ней счастливо. Король разозлился и умер от удара. Королева осталась у власти».

Вопрос: «Как крестьянину удалось избежать ловушки короля?».

Участники в течение 20 минут предлагают разные варианты, среди них подкуп человека, который положил карту в ящик или другие варианты. Правильный ответ: крестьянин вытянул карту и, не глядя на нее, порвал не мелкие клочки. Он сказал: «Пусть другую карту достанет король, тогда я узнаю от него свою судьбу. Если король вытянет свадьбу, значит, моей картой была смерть, и я смирюсь с ней. Если король вытянет смерть, я пойму, что моей картой была свадьба, и женюсь на принцессе». Данное задание активизирует творческий потенциал, креативность, находчивость педагогов.

Задание 14. Упражнение «Творческая жизнь». Командам предлагается за десять минут составить перечень рекомендаций «Как сделать более творческой собственную жизнь на работе и дома?». Рекомендации нужно изобразить в виде плана записей или коллажа. Рекомендации должны быть реальными, не подразумевать слишком крупные материальные затраты.

Задание 15. Игра «Что? Откуда? Как?». Участники делятся на пары по два человека. Им демонстрируется необычный предмет или его фотография. Каждый участник должен быстро ответить на вопросы: «Что это?», «Откуда это взялось?», «Как это можно применить?». Повторы не допускаются. Можно взять части предметов. Данное упражнение активизирует беглость мышления, стимулирует к предложению необычных идей. Затем происходит обсуждение, какие ответы показались участникам самыми оригинальными.

Задание 16. «Что на что похоже?». Проводится в форме игре. Два-три человека изолируются от общей группы. Остальные загадывают какой-то предмет. Затем изолированные педагоги приходят и отгадывают то, чтобы загадано с помощью вопроса «На что это похоже?». Как только они догадаются, ведущий меняет их и игра продолжается.

Задание 17. «Рисование левой рукой». Обычно большинство людей пользуются правой рукой. Правой рукой мы пишем, вырабатываем навыки и тренируем эту руку в течение всей жизни, левая рука так остается неопытной. Одна из рук называется ведущей, вторая – вспомогательной. Идея «научить» левую руку делать то, что умеет правая, особенно интересует современных ученых. Дело в том, что нашей правой рукой управляет левое полушарие, отвечающее за речь, письмо и логику. Соответственно, левой рукой управляет правое полушарие – которое является центром образного мышления, воображения и креативного восприятия. Именно правое полушарие дарит нам интуитивные догадки и творческие озарения, подсказывает новаторские идеи и сюжеты фантазий.

Поэтому существует мнение, что художественное выражение будет лучше удаваться как раз левой руке, так как это природная функция правого полушария, которое отвечает за зрительно-пространственное восприятие. Но как узнать это, ни разу не попробовав? Предлагаю вам нарисовать левой рукой девочку с цветами.

Ведущий завершает тренинг: «Креативные ищут множество ответов на один вопрос, остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Пожелание участникам – находить нестандартные ответы». Участникам выдаются небольшие памятки с советами по развитию креативности.

Советы для развития креативности

1. Не ждите вдохновения, начинайте дело, не беспокойтесь, какой будет результат.

2. Физическая активность помогает бессознательным идеям проявиться. Так, А. Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

3. Смех развивает креативность, поднимает настроение, так как активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга, которые стимулируют смех, связаны с креативностью.

Вывод

Данное мероприятие позволяет в форме тренинга активизировать педагогов в коллективной деятельности, развивает их творческий потенциал.

Тренинг завершается обсуждением проделанной работы. Каждый участник оценивает задания, которые ему больше всего понравились и были полезны для развития творческого потенциала, а также предлагает методы по составлению индивидуального плана развития творческого потенциала.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Какие они будут, наши дети!Ведь все это зависит лишь от нас,И на пороге будущих столетийБыть может, они будут лучше нас. А. Шершунович, Т. Чукасова...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...