«Знакомство с обычаями и бытом русского народа».
план-конспект занятия (средняя группа)

Васильева Екатерина Владимировна

Ход занятия

(звучит русская народная мелодия).

Воспитатель:

- Расступись народ, ребятня идёт.

Мальчишки — удальцы, да девчушки молодцы,

Здравствуйте, добры — молодцы, да красны — девицы! (кланится)

А вы знаете, что означал низкий поклон на Руси? (пожелание здоровья от всей души, добра).

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте и вы, поздороваетесь с ними и пожелаете им здравия.

Дети: Здраствуйте!

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлое время ,когда жили наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки.

Воспитатель: Что значит «прошлое время?»

Дети: То, что было раньше

Воспитатель: А что значит «будущее время»?

Дети: То, что будет

Воспитатель: А что значит «настоящее время»?

Дети: это время, в котором мы живем.

Воспитатель: А на каком транспорте нам лучше отправиться в путешествие?

Дети: автобус, корабль, поезд ,самолет.

Воспитатель: Нет ,ребята, на этом транспорте мы с вами не попадем в прошлое. Нам нужен специальный транспорт – это машина времени, которая нас перенесет в «прошлое».

Воспитатель:

(Нажимает ручаг, доносится голос «Доступ к машине времени закрыт, необходимо выполнить задание»).

Воспитатель: (в машине находит лист с заданием, читает)

-Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети: - Россия

Воспитатель: А город в котором живем?

Дети: Оренбург

Голос машины времени: «Задание выполнено, временной портал открыт.

(дети и воспитатель заходят в машину времени, выключается свет, мигают огоньки, звучит музыка).

Голос: «Добро пожаловать в прошлое!», воспитатель нажимает кнопку, звучит сигнал, по окончании дети заходят в уголок прошлого.

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали Страна, в которой мы живем, называется Россия. А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи.

Воспитатель: посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? (показ слайда: мужская и женская одежда)

Воспитатель: А жили люди в деревянных избах (слайд 2)

Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим, проходите. .Гость на порог — хозяину радость.

-Ребята, а вы знаете пословицы и пооворки о гостеприимстве?

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным?

Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит. ( печка)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок. (Демонстрация чугунка)

-Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он? (тяжелый)

-А, может быть, кто-нибудь знает: почему его называют чугунок? (потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, овощи парили.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Подвижная игра «Карусель»

(Дети берутся за ленточки, идут по круга и проговаривают слова).

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая?

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю.

- А что же он варит? (чай)

-Это самовар, вот место для воды, кран открывается, чай наливается.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (нет)

-Сейчас люди используют электрический чайник

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси!

-Ребята, посмотрите на этот предмет, который стоял в русской избе. Там хранили вещи, предметы. (демонстрация сундука)

Воспитатель: Что еще есть в моем сундучке?

Воспитатель: Ребятки, это что?

Дети: (музыкальные инструменты).

Воспитатель: Назовите их!

Дети: (ложки, гармошка, трещотки, дудочка, колокольчики).

Воспитатель: Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

Дети играют на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Молодцы, вы еще и музыканты славные! (убирают инструменты, подходят к столу).

Практическая часть.

 А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Сегодня мы с вами будем заниматься росписью ложек в нашей горнице. А знаете ли вы, чем рисовали на Руси? (Угольками, пёрышками.) А мы сегодня с вами будем рисовать при помощи приготовленных трафаретов и поролоновых спонжиков.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, вы уже знакомы с элементами хохломской росписи.

-Какие цвета используются в хохломской росписи?

Дети: черный, красный, золотой.

Воспитатель: у вас у всех есть трафареты с элементами хохломской росписи (это ягодки, листья, рябинка, смородина).

Прикладываем трафареты к ложке, придерживайте одной рукой, набирайте гуашь на спонжик и методом «тычка» рисуйте элементы.

-Ребята, посмотрите какие красивые ложки у нас получились.

 Ой, вы, гости дорогие, у нас ложки расписные.

Рисовали их, старались, подарить вам собирались.

Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям!

Итог занятия.

А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка. Как для вас, мои друзья, наша печка напекла,

Пятьдесят пирогов. не найти едоков!

Пирожков поешьте, да себя потешьте! (В конце занятия воспитатель угощает детей и гостей пирогами.)

Воспитатель: Ребята, но в прошлом задерживаться долго нельзя, иначе может измениться и будущее. Нам пора возвращаться назад. Давайте пройдем все на платформу и скажем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Треугольник, круг, квадрат,

Знак вопроса, минус, плюс.

В группу я сейчас вернусь.

Даём обратный отсчёт. 5..(Дальше продолжают дети 4, 3, 2, 1...)

 Пуск! (Звуковое сопровождение приземления)

(Дети выходят из машины времени)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали?

Дети: В Древней Руси.

Воспитатель: А как назывались люди, которые жили в Древней Руси? 

Дети: Русичи

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Молодцы!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ РУССКОГО НАРОДА»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязаннос...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...

. «Знакомство с жизнью и бытом русского народа».

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...