Консультация "Социальная адаптация детей с нарушением слуха дошкольного возраста"
консультация

Консультация для родитетелей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Социальная адаптация детей с нарушением слуха»

        В условиях развивающегося мира всё большую остроту приобретает  вопрос роли социализации детей  с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим переосмысливаются  цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.  

      По определению Н.И. Шевандрина социализация (или социальная адаптация) – это процесс и результат включения человека в социальные отношения. В процессе социализации человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

    Таким образом, социализация детей с ОВЗ  заключается в  интеграции таких детей в общество, чтобы  они  могли  приобрести и  усвоить определённые ценности и  общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

   Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях.

    Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые также необходимо учитывать при социальной интеграции в общество.

Особенности социальной  адаптации детей с нарушениями  слуха.

    В настоящее время в  проектировании социальной политики выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения.

     Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, в Швеции считают, что всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь. А в США  каждый ребенок с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи.

     Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями  слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде.

     Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

      В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности.

     Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности".       

     У детей с нарушением слуха в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

-   творческую и познавательную  активность  личности, высокий уровень  саморе-

    гуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

-   набор интеллектуально-личностных  характеристик, которые свидетельствуют об  

    эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства  

    личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать

    участников совместной деятельности;

-   навыки общения, потребность  в нем;

-   адекватную самооценку  и уровень притязаний.

       Таким образом, необходимо широко использовать формы работы, в которых дети с нарушением слуха учатся оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, формировать общепринятые нормы поведения.

Условия социальной адаптации  детей с нарушением слуха в семье.

       Дети с нарушением слуха  – это обычные дети. Они  также любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, они экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть, так как вместо членораздельной речи он издаёт только звуки, иногда пользуется жестами, не понимает обращённой речи.

       Социализация детей с нарушением слуха в семье  характеризуется  следующими факторами.

  • Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач социализации таких детей.
  • Прежде всего, следует  как можно раньше (до года, когда  ещё речь не развита) выявить наличие  патологии слуха у ребёнка. Если у родителей появились подозрения, нужно немедленно обратиться к специалисту.
  • Для игр с ребёнком с  нарушением слуха не требуется каких-то особенных предметов. Используются самые распространённые игрушки — куклы, машины, животные, кубики и другие. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения.
  • Помимо устной речи, важно  научить ребенка чтению. Детям  предлагают таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы дети понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком — это не значит понять.
  • Одновременно с чтением  следует учить ребёнка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом ребенок свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.
  • Особое значение имеют  занятия по развитию слухового восприятия. Детей с нарушением слуха нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Рекомендуется носить слуховые аппараты.
  • Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты  ребёнка  в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к нему. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с ребенком, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении поделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и детей, вызывает у них желание играть вместе, дружить.
  • Важно, чтобы число приятелей  у ребенка увеличивалось. Для  этого родителям полезно время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так ребёнок с нарушением слуха станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть.
  • Чем старше становится ребёнок  с нарушением слуха, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить, куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами, его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребенком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля.

Условия социальной адаптации  детей с нарушением слуха в детском саду.

       Социализация детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения характеризуется следующим.

  • Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодо-левать  стеснительность и страх перед большой аудиторией.
  • Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, но в которых участвуют близкие  ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
  • В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведен-ческими манерами. Это позволяет ребенку формировать бесконфликтное поведение. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.

     Реализация описанных  моделей обучения и включения  детей с нарушением слуха в социум поможет им вырасти раскрепощёнными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности общения и сформировать общепринятые нормы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Презентация "Время года - весна" для детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Данная презентация поможет педагогам и родителям детей с нарушением слуха познакомить детей с сезонными изменениями в природе и жизни людей весной или повторить их....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности

Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...

Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

Консультация для педагогов : «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»...