Тренинговое занятие «Особенности работы воспитателей с гиперактивными детьми в ДОУ»
материал

Томашевская Елена Михайловна

Тренинговое занятие «Особенности работы воспитателей с гиперактивными детьми в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Особенности работы воспитателей с гиперактивными детьми в ДОУ»

Тренинговое занятие проводиться для педагогов ДОУ.

Цель: формирование представлений воспитателей ДОУ о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

Задачи:

-познакомить воспитателей с особенностями гиперактивных детей;

-познакомить воспитателей с физиологической основой гиперактивности; -познакомить с особенностями работы с гиперактивными детьми.

Ход тренингового занятия

Здравствуйте, уважаемые воспитатели. Любое тренинговое занятие начинается с разминки. Давайте узнаем друг друга поближе и настроимся на приятную работу:

Упражнение «Улыбнись». Установление контакта с участниками

Цель: настрой на работу, активизация участников тренингового занятия.

  1. Поменяйтесь местами те, у кого сейчас хорошее настроение.
  2. Поменяйтесь местами те, у кого светлый цвет глаз.
  3. Поменяйтесь местами те, у кого здесь есть сестра (сестры).
  4. Поменяйтесь местами те, у кого здесь есть домашние животные.
  5. Поменяйтесь местами те, у кого короткие волосы.

Упражнение «Инструкция»

Цель: формировать умение слушать друг друга, развитие концентрации внимания Содержание упражнения:

Инструкция: возьмите лист бумаги в руки и закройте глаза. Сейчас вы будете выполнять определенные действия с данным листом бумаги. Вы должны точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

  • Согните лист пополам
  • Еще раз пополам
  • Оторвите верхний правый угол
  • Оторвите нижний правый угол

Что у вас получилось? (участники разворачивают свои листы)

Вывод таков: в процессе общения одинаковая информация воспринимается по-раз ному, потому что все мы разные.

Согласитесь, если к вам в группу придет тихий, спокойный, послушный и умный ребенок, то вас, как минимум, это насторожит! Сразу начинаешь думать: «Ой, с ним что- то не так ...». Но нормально, когда ребенок 24 часа в сутки прыгает на глазах у своих родителей? Где граница между нормой и «перебором»? Сегодня я хочу познакомить Вас с особенностями гиперактивных детей; физиологической основой гиперактивности таких детей и приемами работы с ними.

Упражнение «Ассоциации»

Предлагаю вам небольшое упражнение «Ассоциации» (по очереди называют ассоциации к слову гиперактивный ребенок)

 (Энергичный, активный, сверхактивный, сверхэнергичный, заводной, неугомонный, живой, неутомимый, реактивный, шустрый, высокоэнергичный, энерджайзер, высокоэнергичный, подвижный, непоседливый, беспокойный, импульсивный, вечный двигатель).

Мини-лекция «Особенности гиперактивных детей»

Этих детей называют по-разному - гиперактивными, импульсивными, расторможенными.

Сейчас эксперты остановились на понятии «гиперактивный - синдром дефицита внимания» (СДВГ), синоним «гиперкинетическое расстройство, ММД-малая мозговая дисфункция.

Слово «Гипер...» - от греческого Hyper-над, сверху. Слово «Активный» - пришло в русский язык из латинского «actives» и означает - деятельный, действенный. Гиперактивность- это беспокойная физическая и умственная активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:        дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная

активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач - невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплекс ным при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому жела тельно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие про блемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него име ются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Вовремя пролеченные дети до 12 лет ничем не отличаются от своих сверстников.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

Работа в малых группах

Психолог: делимся на подгруппы (3-4человека).

Каждой подгруппе выдается карточка “Портрет “особого” ребенка”, на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение.(Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой - либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение). После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записываются на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия.

Причины гиперактивности

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной до сих пор не существует. Предлагается по очереди подходить к цветку, в центре которого написано «Причины гиперактивности», и переворачивать лепестки и причинами наследственность, здоровье матери, беременность и роды, окружающая среда, дефицит макро и микроэлементов, питание). Далее ведущий дает краткое пояснение каждой из причин.

  1. Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Родители этих детей часто болеют алкоголизмом, асоциальными психопатиями и аффективными расстройствами. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.
  2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.
  3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.
  4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.
  5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.
  6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.

Мини-консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми»

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10 15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать

Аккуратности сильно не требовать.

Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

Оставайтесь спокойными. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учить анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

Гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, наказания. но чувствительны к малейшей похвале.

Избегать утомления ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Какие приемы и методы работы желательно использовать с гиперактивным ребенком?

  1. Сказкотерапия (применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).
  2. Прием тактильного контакта (гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же как и взрослый устают от потока своей энергией)
  3. Техники дыхания (несомненно нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)
  4. Метод смены деятельности ( в работа с гиперактивными детьми это важный метод потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).
  5. Прием        поощрения/ легкое наказание ( поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон,наклейка и т.д.)

Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми»

При подборе игр, особенно подвижных, следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

Давайте проиграем сейчас в нашей группе в индивидуальные и коллективные игры с участием гиперактивных детей.

Индивидуальные игры с участием гиперактивных детей

В некоторые игры мы поиграем, а некоторые я просто объясню, как проводить

ИГРАЕМ! Упражнение «Разговор с руками»

Цель: обучение контролю над поведением.

Взрослый предлагает ребенку обвести на листе бумаги силуэт кистей, затем оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно начать беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, взрослый ведет диалог сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (следует перечислить, что именно), но иногда не слушаются хозяина. Закончить игру Нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней (в зависимости от реальных возможностей ребенка, быть может только сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть - и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение «Разговор с телом»

Цель: обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ведущий просто рассказывает как его проводить с ребенком.

Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение «Клубочек»

Цель: обучение ребенка саморегуляции.

Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение «Археология»

Игры с песком и водой успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Взрослые должны подобрать соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и т. д. и, особенно на первых занятиях, помочь ребенку организовать игру. Чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой предварительно прогретой в духовке.

Приведем только один пример такой игры, направленной на развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

ИГРАЕМ! Игра «Маленький зверек».

Цель: осуществление мышечного контроля.

Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение. Ведущий задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течении его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно три минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

Коллективные игры с участием гиперактивных детей

ИГРАЕМ! Упражнение «Черепаха».

Цель: научиться контролировать свои движения.

Ведущий встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее ведущий говорит: «Представьте себе, что все мы черепахи. Я - большая черепаха, а вы - маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы - черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры - “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение « Тишина»

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех). Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, на улице.

ИГРАЕМ! Упражнение «Аисты - лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз - так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

НЕ ИГРАЕМ! Упражнение «Кричалки - шепталки - молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

ИГРАЕМ! Упражнение «Летит, летит по небу шар»

Все ребята повторяют за ведущим эти слова и движения.

Летит, летит по небу шар,(машут руками и показывают шар) По небу (пальцем на небо) по шар летит(машут руками и показывают шар). Но знаем (показывают на голову) мы (ударяют себя в грудь), что это шар От нас (ударяют себя в грудь)не улетит (машут руками).

Затем одно слово заменяется соответствующим движением, и все слова повторяются, кроме этого слова (вместо него - движение). Далее заменяются по одному другие слова. В итоге все показывается только движениями.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар Никак не долетит.

Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2 м исполнении слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» — обе руки прижать к груди, при слове «никак» — отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп

игры.

ИГРАЕМ упражнение «Тихий колокольчик»

Цель:        развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение

импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал - идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

НЕ ИГРАЕМ упражнение «Прошепчи ответ»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три - шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Как называется наш город?
  • Как называется детеныш коровы?
  • Сколько лап у собаки?

Какие дни в недели выходные? И.т.д

Заключение

Гиперактивность - это не страшная болезнь, а небольшое отклонение от нормы, и при этом махать на нее рукой, мол, сама пройдет, - тоже не выход. К сожалению, не всегда проходит. Такой ребенок может столкнуться с проблемами в саду , ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, удержать его под заботливым маминым крылом также вряд ли удастся. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат

его. Важно полноценное развитие гиперактивных детей, потому что их будущая самореализация - под угрозой. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Упражнение: «Солнышко и тучка»

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Старший воспитатель  предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств: положительных или отрицательных?

Подготовил и составил: старший воспитатель Томашевская Е.М.

Список использованной литературы:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
  2. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников : учеб.- метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. - М. : Флинта : МПСИ, 2009. - 152 с.

Приложение 1

Карточка « Портрет особого» ребёнка

Ребёнок:

  1. Не может долго работать, не уставая
  2. Часто теряет контроль над собой
  3. Не слушает, когда к нему обращаются
  4. Испытывает трудности в организации
  5. Ему трудно сосредоточиться на чём-то
  6. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  7. Часто спорит, ругается со взрослыми
  8. Часто теряет вещи
  9. Часто отказывается выполнять правила
  10. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован
  11. Смущается, чаще других
  12. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
  13. Часто бывает забывчив
  14. Часто специально раздражает людей
  15. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  16. Жалуется, что ему снятся страшные сны
  17. Часто винит других в своих ошибках
  18. Постоянно ёрзает
  19. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо)
  20. Руки у него обычно холодные и влажные
  21. Пуглив, многое вызывает у него страх
  22. Часто не может сдержать слёзы
  23. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
  24. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве
  25. Очень говорлив
  26. Плохо переносит ожидание
  27. Не любит браться за новое дело
  28. Часто завистлив, мстителен
  29. Кажется отрешённым, безразличным к окружающему
  30. Не способен дождаться своей очереди, прерывает
  31. Имеет отсутствующий взгляд
  32. Не уверен в себе , в своих силах
  33. Плохо сосредотачивает внимание
  34. Робко здоровается
  35. Не может контролировать и регулировать свои действия
  36. Годами играет в одну и ту же игру
  37. Имеет плохую координацию движений
  38. Вертится на месте
  39. Опасается вступать в новую деятельность
  40. Часто теряет контроль над собой

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка «Как общаться с гиперактивным ребенком ?»

  1. Принять ребенка таким, каков он есть.
  2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.
  4. На занятии использовать визуальные опоры.
  5. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  6. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  7. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.
  8. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.
  9. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  10. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).
  11. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  12. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  13. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  14. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребенок справиться.
  15. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  16. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.
  17. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».
  18. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.
  19. Посадите его рядом со спокойным ребенком.
  20. Не допускайте утомления ребенка.
  21. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения насту пят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка за висит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и после довательного отношения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка-рекомендации родителям гиперактивного ребенка

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь чаще его хвалить. Если есть необходимость сделать замечание, делайте его сразу и спокойным голосом, избегая словосочетаний: «ты как всегда», «постоянно говорю тебе об этом» и т.п. Старайтесь, чтобы похвала звучала гораздо чаще, чем замечания. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но очень чувствительны к похвале.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникающие трудности.
  3. Чаще говорите «да», избегая слов «нет» и «нельзя».
  4. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (кормить собаку и гулять с ней, выносить мусор).
  5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его достижения.
  6. Введите знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой, походом в парк и т.п.).
  7. Избегайте завышенных или заниженных требований. Старайтесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
  8. Никогда не обсуждайте негативные стороны вашего ребенка при нем — кроме агрессии, это ни к чему не приведет.
  9.  Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнять правила, касающиеся его безопасности и здоровья.
  11. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
  14. Создайте необходимые условия для детского творчества. Используйте краски и пластилин (это развивает усидчивость).
  15. Избегайте по возможности большого скопления людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.
  16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.
  17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению состояния внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает медленно до 5.
  19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
  20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные пешие прогулки, плавание. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.
  21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинирован ность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повто рите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за про ступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  1. Организация режима дня и места для занятий:
  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и про смотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарас танию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
  1. Специальная поведенческая программа:
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное зада ние и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибег нуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определен ном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ре бенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состо ять из нескольг ких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справ ляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме        работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, до машний арест, досрочное отправление в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
  • холдинг, или простое удержание в "железныхобъ-ятиях";
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя с агрессивными детьми.

Дошкольный возраст – время развития и становления личности, время формирования психики и социального научения. В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых п...

Особенности работы воспитателя с агрессивными детьми.

Особенности работы воспитателя с агрессивными детьми. Дошкольный возраст – время развития и становления личности, время формирования психики и социального научения. То, что дети получат в дошколь...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...

Семинар для воспитателей "Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми"

Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми...

Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями» Консультация для воспитателей

Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»Консультация для воспитателей...

Методическая разработка. «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...