Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»
материал

Сенющенкова Варвара Владимировна

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации. Это способствует   формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

                                         

  «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга                                                                                                              И.И. ПОПОВ

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации. Это способствует   формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

         Все ученые, изучавшие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Целью работы стало развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

  •  Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.      
  • Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
  • Способствовать развитию творческих способностей.
  • Развивать память, мыслительную деятельность, речь.

   Одним из путей достижения поставленных задач является создание предметно-развивающей среды. Для результативности работы по развитию мелкой моторики в групповых комнатах оборудована зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики,  природный и бросовый материал, различные инструменты.

     В центре изо деятельности «Цветные ладошки»: трафареты, бумага, карандаши, раскраски, пластилин, природный и бросовый материал.

  Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.  По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

 В доступной для детей   форме находится, и наглядно-дидактические пособия, которые периодически меняются в соответствии с календарно- тематическим планированием.

  Там же расположены работы детей, что позволяет оценить результаты, проанализировать. Тем самым развивается речь детей.

 Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. В подготовительной группе делали работы «Гусеница», «Солнышко».

 Работая с младшей группой, предлагала детям порисовать пальчикам, ладошками. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Дерево дружбы», «Ветка рябины», «Новогодняя елка» и т.д.  

 Детей привлекает возможность делать поделки, которые можно использовать в качестве подарков как родным, так и коллективу детского сада.

  В старшей и подготовительной группах я использовала работу с бумагой в технике квилинг. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев.  Завитушки превращаются в облако, барашка, и подснежник.

  Т.к. ведущей деятельностью детей в старшем возрасте является игра, то я старалась создать атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, пальчиковых, спортивных игр вместе с детьми.

 Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий по продуктивным видам деятельности, работу с педагогами и родителями воспитанников.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.  Использую следующие методы:

Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

         Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:

•        объяснение значимости продуктивных видов деятельности для подготовки руки к письму;

•        расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

•        обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

         Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на родительском собрании «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие моторики рук».

          Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

         Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»

Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через проектную деятельность»

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »

   Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...