Тренинг для педагогов на командообразование
учебно-методический материал

Жирнова Ульяна Константиновна

Сценарий тренанга для педагогов на командообразование.

Цель: сплочение педагогического коллектива

Зачади:

- создать доброжелательную атмосферу;

- снять усталость.

Участники: педагоги и администрация ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_komandoobrazovanie.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с педагогами (с элементами тренинга)

для педагогов на командообразование

Цель: сплочение педагогического коллектива

Зачади:

- создать доброжелательную атмосферу;

- снять усталость.

Участники: педагоги, администрация ДОУ

Материалы и оборудование: мультимедийная аппаратура, м/ф «Мы делили апельсин», листы А4, ватманы, фломастеры, карандаши, 2 верёвки плотные, шарики пластиковые из сухого бассейна оранжевого (желтого) цвета, оранжевые воздушные шары - как можно больше, а также как можно больше оранжевого цвета в оформлении зала и на одежде участников тренинга.

Продолжительность: 90 минут.

1. Приветствие (10-15 минут)

Педагог-психолог: Притча «Точка и лист».

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.

Обсуждение правил группы:

2. Основная часть.

Игра «Алексей, апельсин, Амстердам»

Педагог-психолог: Незамысловатая и веселая игра поможет нам создать легкую атмосферу, развить ассоциативное мышление. Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой первое слово – его имя, второе – блюдо, желательно любимое, третье – название города. Все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, которые прозвучали ранее.

Игра «Пересядьте все те, кто…»

Сплочение, установление доверительного контакта между педагогами. Педагоги сидят в кругу.

Педагог-психолог: Мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагаю убедиться в этом. Без слов и разговоров Пересядьте все те, кто любит мороженое. (плавать, есть шашлыки, спать, заниматься уборкой, отдыхать на природе, кататься с горки и т.д.)

Игра «Мы делили апельсин»

Покажите отрывок из мультфильма «Мы делили апельсин». Затем 

вместе с участниками тренинга поиграйте в пальчиковую игру.

Педагог-психолог: 

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один! (Ритмично сжать и разжать пальцы обеих рук.)

Эта долька для ежа, (Поочередно загибать пальцы на правой руке.)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура! (Развести руки в стороны.)

Он сердит на нас, беда, (Погрозить пальцем.)

Разбегайтесь кто куда! (Имитировать бег пальцами по коленям.)

Делим группу на 2 команды методом «жребий – Апельсины и лимоны»

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Педагог-психолог: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время (10 минут). Учитывается количество названных сходств

и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Педагог-психолог: Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!» Задача участников –

построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по

длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам

радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг

друга, обучаются эффективному взаимодействию в

команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Эстафета «Пронеси – не урони!»:

Пронесите апельсин на теннисной ракетке так, чтобы не уронить его. Чья команда быстрее? Участники тренинга выполняют задание.

Игра «Ловец»

Каждый участник получает по одному, двум или трем апельсинам – в зависимости от бюджета. Команды выстраиваются в две колонны друг за другом. В 10 метрах от них в границах небольшого круга находятся ловцы. Вместо того чтоб чертить круг, можно положить большой пластиковый обруч, который поможет четко определить границы круга. У ловцов в руках ведро, корзина или пакет. Каждый игрок по очереди бросает свой апельсин, а ловцы должны поймать максимальное количество апельсинов ведром (корзиной, пакетом). При этом они не должны выходить из границ круга. В конце игры по командам подсчитайте общее количество апельсинов, которые поймали ловцы. Сравните результаты команд между собой, чтобы определить победителей.

Игра «Передай апельсин»

Задача – передать два апельсина одновременно двумя способами в двух направлениях. В одну сторону – запястьями, в другую сторону – на сгибе локтя. 

Игра «Связка»

Игра называется «Связка», так как напоминает связку, в которой альпинисты преодолевают маршрут. Они в буквальном смысле слова связаны друг с другом. Группа становится в шеренгу. Инструктор по физкультуре дает команде длинную толстую веревку. 

Педагог-психолог: Каждому из вас нужно взяться за веревку двумя руками. 

Команда должна завязать веревку общим узлом, не отнимая рук от веревки. Время пошло! 

Можно после предложить развязать узел таким же образом – не отнимая рук.

Упражнение «Непослушные шарики»

Вам понадобятся воздушные шары. Чем больше будет шаров, тем сложнее участникам удерживать их и тем веселее проходит упражнение.
Педагог-психолог: 

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я сейчас буду бросать в круг воздушные шарики. Ваша задача – не дать шарикам упасть или вылететь из круга, но при этом нельзя расцеплять руки.

Упражнение «Заметки на полях...»

Педагог-психолог: 

Взаимовыручке стоит поучиться у муравьев. Эти насекомые умеют поддерживать друг друга в сложной ситуации. Некоторые муравьи используют собственные тела, чтобы закрыть выбоины на дороге, когда ищут пищу на труднопроходимой местности. Причем это делают те из них, чей размер тела максимально соответствует диаметру отверстия. Такая техника дает возможность другим муравьям быстрее добраться с добычей до муравейника. Чтобы закрыть отверстие, муравьи ложатся на него, расставляют лапки и двигаются назад и вперед. Так они проверяют, подходят ли для этой задачи. Если размер муравья слишком велик, он продолжает путь, и другой муравей измеряет отверстие таким же образом, пока не найдется наиболее подходящий для этой задачи член сообщества. Он остается в отверстии в течение 

нескольких часов, пока другие возвращаются в муравейник, а в конце дня выходит и бежит домой... Такие наблюдения сделал биолог Скотт Пауэлл.

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению

деятельности своей команды.

Время: 20-30 минут

1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

  • Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо

умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому

группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того,

чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда

сплоченной.

  • Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать

порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому

группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна

существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы

в команде всегда были порядок и структура.

  • Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и

умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших

треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и

эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

  • Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры,

иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые

придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать

максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем

мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант: попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник – что помогает достигать результатов.

Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие

отношения.

Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Педагог-психолог: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

- квадрат;

- треугольник;

- спираль;

- букву А;

- птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Игра «А при чем тут Дон Кихот?»

Педагог-психолог: Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы.

Например, когда вы проводите презентацию. Потренировать находчивость поможет одно из упражнений Константина Сергеевича Станиславского. Вы должны будете отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чем тут Дон Кихот?» Он ни при чем, и вам придется что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Сейчас я прочитаю вам пример беседы, и вы поймете, как нужно выполнять это упражнение. 

Вы слышите вопрос:

– Как здоровье Алексея Леонидовича? 

Вы понятия не имеете, кто такой Алексей Леонидович, 

но обязаны немедленно отозваться и придумать ответ: 

– Поправляется. Температура уже нормальная.

– А вы откуда это знаете? – сбивает вас ведущий. 

Вы не сдаетесь: 

– К нам вчера приходила его племянница, рассказывала. 

–  Люда?  –  поддерживает игру ведущий. 

–  С рыжими косичками? 

–  Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных розовых очках. 

Тогда ведущий обращается к другому участнику. Ваша готовность частника должна быть такой, чтобы

на любой вопрос вы дали немедленный ответ – и так, как если бы говорили чистую правду.

Примеры вопросов

Почему вы ввязались вчера в эту драку

Когда вы вернете мне книгу

Вы чтоплохо себя чувствуете?

А почему все это происходит на крыше дома в Питере?

Это правдачто вы мечтаете принять участие в конкурсе «Само совершенство»?

Чем закончился вчерашний фильм?

Вы почему сегодня опоздали на работу?

Как вам мой подарок?

Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в саду

3. Заключительная часть (10 минут)

Педагог-психолог: Наш «Апельсиновый тренинг» подошел к концу. Давайте 

проанализируем, была ли полезной эта встреча. Игра, в которую мы сейчас будем играть, называется «Синквейн». 

Вам нужно заполнить пять строк на листочках.

Рефлексия «Синквейн»

Синквейн – это пятистрочная строфа. Участники должны заполнить пять строк.

1я строка – одно ключевое слово, которое определяет содержание синквейна. 

(В нашем случае это слово «тренинг» или название «Апельсиновый тренинг».)

2я строка – два прилагательных, которые характеризуют понятие из первой строки. (Яркий, апельсиновый и др.)

3я строка – три глагола, которые обозначают действия в рамках заданной темы. (Объединяет, снимает стресс, радует.)

4я строка – короткое предложение, которое раскрывает суть темы или отношение к ней. (Очень интересно, познавательно, полезно.)

5-я строка – синоним ключевого слова, существительное. (Позитив.)

В итоге получается тезисный отзыв, например:

Тренинг.

Вкусныйподвижный.

Игралисмеялисьобщались.

Вместе мыкак дольки апельсина.

Сплочение.

Педагог-психолог: Спасибо всем за активное участие! По традиции предлагаю озвучить свои впечатления от сегодняшней нашей встречи.

Упражнение «Я желаю тебе завтра…»

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу

слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

  • Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а коллектив (команда) сплоченной.

  • Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил.

Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

  • Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать.

Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

  • Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Мини-группам дается 10 минут на подготовку.

После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант: попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник – что помогает достигать результатов.

Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие

отношения.

Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а коллектив (команда) сплоченной.

Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

Поэтому группа, состоящая из этих людей «спираль», придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Рефлексия «Синквейн»

Синквейн – это пятистрочная строфа. 

Участники должны заполнить пять строк.

1я строка – одно ключевое слово – существительное, которое определяет содержание синквейна. 

(В нашем случае это слово «тренинг».)

2я строка – два прилагательных, 

которые характеризуют понятие из 

первой строки. 

(Яркий, апельсиновый и др.)

3я строка – три глагола, которые 

обозначают действия в рамках 

заданной темы. 

(Общались, играли, смеялись.)

4я строка – короткое предложение, 

которое раскрывает суть темы или 

отношение к ней. 

(Очень интересно, познавательно, полезно.)

5я строка – синоним ключевого 

слова, существительное. (Позитив.)

В итоге получается тезисный отзыв, например:

Тренинг.

Яркий, апельсиновый.

Игралисмеялисьобщались.

Очень интересно, познавательно, полезно.

Позитив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – команд...

Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию» Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей ...

Семинар - тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплоченности коллектива, получение навыков совместной работы и обучени...

Тренинг для педагогов " Тимбилдинг или занятие по командообразованию"

Тренинг разработан с целью сплочения и установления доверительных отношений в коллективе. Групповая сплоченность является необходимым условием нормализации образовательной атмосферы, повышен...

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива "Командообразование"

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — за...