Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр".
учебно-методический материал (младшая группа)

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр».

В раннем детстве игра является основной формой деятельности ребенка, эффективным методом развития и воспитания, который способствует развитию речевой активности детей. Игры, связанные со словами и звуками, не только интересны, но и полезны.

 Словесные игры направлены на развитие речи, расширение словарного запаса и формирование правильного поведения. Одновременно игры являются основой для активизации познавательной деятельности и развития умственных и творческих способностей. В дошкольном возрасте дети учатся выражать свое мнение, делать выводы и применять новые знания в различных ситуациях. Благодаря активному и целенаправленному общению с взрослыми во время игры, преодолевается напряженность и застенчивость.

Процесс обучения общению с другими детьми помогает развивать познавательную деятельность и самостоятельную игру у детей в возрасте 3-4 лет. Игра удовлетворяет индивидуальные предпочтения каждого ребенка, способствует формированию дружеских и партнерских отношений, а также игровых объединений по интересам. Она стимулирует обмен мнениями, самооценку и оценку других, поощряет импровизацию и выражение собственных этических суждений. Это указано в федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольного образования.

Поэтому в процессе развития речи у ребенка важно использовать игры в качестве основной формы деятельности. Особенно полезными и эффективными методами развития диалогической речи в дошкольных учреждениях являются словесные игры. Они не требуют особых условий и специального материала.

Словесные игры основаны на использовании слов и действий участников. В ходе таких игр дети могут углубить свои знания о предметах, используя уже имеющиеся представления о них. Они учатся применять ранее приобретенные знания в новых контекстах и ситуациях, решать различные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, отгадывать предметы по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по разным свойствам и признакам. Эти игры способствуют развитию мышления ребенка, помогают ему выражать свои суждения, делать выводы и умозаключения, а также развивают речь.

Игры со словами способствуют развитию речи и мышления, фантазии и воображения у детей. Они не требуют никаких дополнительных предметов и могут быть сыграны в любом месте, например, по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки на транспорте.

Сочетание словесных игр с другими видами деятельности, как индивидуальными, так и групповыми, коллективными, значительно активизирует педагогический процесс. Включение словесных игр и упражнений в учебно–воспитательный процесс способствует активизации умственной деятельности, оказывает влияние на развитие речи детей и способствует формированию всесторонне развитой личности в наиболее доступной и привлекательной для дошкольников игровой форме.

Использование игр и упражнений также позволяет применять дифференцированный подход к каждому ребенку. Знакомство дошкольников с богатством родного языка через словесные игры способствует повышению уровня их речевой культуры и приобщению к богатству национальной культуры. Например, с детьми в возрасте 3 – 4 лет можно провести игру "Вежливые слова", чтобы научить их вежливо завершать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации, или игру "Приглашение", чтобы научить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашения.

Словесные игры являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Вот несколько примеров словесных игр:

1. «Большой — маленький». Цель: развивать умение детей распознавать и называть размеры предметов, способствовать развитию логического мышления, развивать речь и внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость, познавательную активность.

2. «Позови игрушку ласково». Цель: закрепить понимание детьми образования уменьшительных форм существительных, тренировать их в их создании, развивать грамматическое восприятие и внимание.

3. «Кто где спрятался?» Цель: активизировать употребление в речи предлогов, закрепить знание названий мебели, развивать связную речь и способность выражать свои мысли.

4. «Мамы и детёныши». Цель: закрепить у детей знание названий животных и их детёнышей, развивать умение составлять простые предложения, прививать любовь к животным и желание о них заботиться.

Словесные игры могут быть включены в различные режимные моменты: утром – как работа с рано пришедшими детьми, перед занятием – как речевая гимнастика и организующий момент, днем – индивидуально на прогулке, перед обедом – для успокоения детей перед дневным сном.

Словесные игры представляют собой отличный способ знакомить детей не только с их родным языком, но и с окружающим миром, событиями в обществе и природой. Тем не менее, использование таких игр в младшем возрасте требует от педагогов и родителей хорошего понимания физиологии и психологии детей. Важно подбирать такие игры и материалы, которые не будут вызывать утомления у малышей, а наоборот, обеспечат всестороннее развитие, доступную их возрасту информацию и радость от общения с взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

План работы воспитателя по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»

План работы охватывает все разделы развития речи: звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...