Картотека русских народных игр старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают важные качества: выносливость, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ваня, Ваня — простота»

Цель: Учить детей водить хоровод вперед и назад спиной, доставить детям радость.

 Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:

«Ваня, Ваня - простота!

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись за руки по направлению вперед)

Сел задом на перед,

(не разворачиваясь, меняем направление на противоположное,

то есть дети идут в хороводе, спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы -

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг к другу и щекочут друг друга)».

Игра всегда проходит очень весело, подвижно. Дети произносят слова с улыбкой, так как уже предвкушают веселое щекотание, они смеются. Охотно повторяют процесс игры несколько раз. В ходе игры поднимается общий эмоциональный фон детского коллектива.

«Волк и овцы»

Цель: Учить имитировать движения животных, развивать ловкость и быстроту.

Ход игры: Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове. Овцы подходят к нему, взявшись за руки: «Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!».

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!». Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

«Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!»

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

«Горелки»

Цель: Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку, быстроту движений. Воспитывать волю и стремление к победе.

Горелки - очень веселая игра, играют в нее в теплое время года. Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий. Играющие нараспев говорят слова:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи.

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

«Раз, два, не воронь.

Беги, как огонь!»

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

«Огарушек, огарушек,

Стань на черный камушек!

Плохо стоишь —

Совсем сгоришь!»

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

 Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила:

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

3. Игроки последней, пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

«Городки»

Цель: Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку. Воспитывать волю и стремление к победе.

Ход игры: На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности,  отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки – рюхи. Играющие делятся на две команды,  равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила  по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой.

Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху,  то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят в городе на равном расстоянии от его боковых сторон.

                                               

«Горячий картофель»

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.

Ход игры: Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»

Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

«Гуси - лебеди»

  Цель: Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку, быстроту движений. Воспитывать волю и стремление к победе.

Ход игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

«-Гуси- гуси!

-Га – га – га.

-Есть хотите?

-Да, да, да.

-Гуси-лебеди! Домой!

-Серый волк под горой!

-Что он там делает?

-Не пускает нас домой!

-Ну, бегите же домой!»

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные  гуси, выходят из игры. Игра кончается,  когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: « Ну, бегите же домой!».

«Два Мороза»

Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на противоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они громко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стараются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замерзнуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз».

Дети, перебежав поле, немного отдыхают, и игра продолжается. «Морозы» опять спрашивают: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Смельчаки отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз».

На обратном пути дети стараются выручить «замороженных» друзей: их можно спасти из ледяного плена, если, пробегая мимо, успеть коснуться рукой. «Морозы» стараются «заморозить» пробегающих мимо детей и защищают своих пленников.

После нескольких перебежек выбирают других «морозов» из числа самых ловких игроков, которые ни разу не попались и смогли выручить других детей из ледяного плена.

Правила: Перебегать площадку можно только после слов: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». Если кто-то из детей не побежал вместе со всеми, а замешкался на краю площадки, то он считается «замороженным ».

«Дедушка-Рожок»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь друг с другом

Ход игры: Играющие делятся на две группы и занимают места  на  противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает:

«Кто боится меня?» 

Дети отвечают: «Никто».

Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

«Жмурки»

Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке. Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Если игра проводится на улице, то надо определить границы участка, за которые игрокам нельзя выходить. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен определить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становится водящим.

Правила: Если водящий пошел в направлении, где нет ни одного ребенка, то можно помочь ему, произнеся: «Холодно, очень холодно!» По мере приближения к игрокам, становится «теплее».

Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним.

Иногда разрешается специально обмениваться некоторыми элементами одежды (бантиками, заколками, кепками), чтобы водящему было труднее узнать игроков с закрытыми глазами

«Заря - заряница»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Ход игры: Дети стоят в кругу и идут в хороводе под слова игры вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:

«Заря – заряница

Красна девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые.

Ленты голубые.

За водой пошла!

И ребят нашла».

На слова «И ребят нашла» водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится «зарей». Игра повторяется.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Ход игры: Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота

Правила.

1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

 2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

 

«Змейка»

Цель: Сплочение группы, развитие внимания, умения руководить и подчиняться.

Ход игры: Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.

Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).

Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

«Казаки-разбойники»

Игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «казаков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойманным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников».

Правила:

Необходимо ограничить место, где должны прятаться разбойники. Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак».

«Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, Педагог двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!»

Дети останавливаются.

 

«Колечко»

Цель: Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку, быстроту движений. Воспитывать волю и стремление к победе.

Ход игры: Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет. Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

«-Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте,

Да следите, не зевайте!»

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит:

- Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Тот у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры. После слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»- все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

«Кошки-мышки»

Ход игры: Необходимо выбрать водящего («кошки»). Другие дети — «мышки» — разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

Правила: Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.

Если «кошка» хочет догнать какого-то определенного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т.е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки».

Все игроки должны внимательно следить за сменой водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии.

«Лапта»

Цель: Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку. Воспитывать волю и стремление к победе.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка).

Ход игры: На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч,  бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие  ловят отбитый мяч,  бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Если игрокам поля удается запятнать бегущего,  они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом  случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу. Дети идут по кругу и поют:

«Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком».

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

                                                 

«Море волнуется»

Цель: Познакомить с правилами игры. Развивать ловкость,  выносливость, проявление выдержки, творческую выдумку, быстроту движений. Воспитывать волю и стремление к победе.

Ход игры: Играющие  сидят на стульях, поставленных  по кругу. Капитан присваивает  каждому играющему название какого- либо предмета из корабельной обстановки. Затем он начинает двигаться по  внешнему кругу за спинами сидящих и рассказывать о плавании на корабле. Называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Все названные капитаном предметы встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки капитан выкрикивает: «Море волнуется!» Дети начинают двигаться, изображая волны. Команда капитана: «Море, утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится новым капитаном.

Правила игры. Строиться за капитаном нужно в порядке названных предметов. Занимать места можно только по сигналу. Садиться разрешается на любой свободный стул.

                                     

«Перетягивание каната»

Цель: Познакомить с правилами игры. Развивать ловкость,  выносливость, проявлять выдержку. Воспитывать волю и стремление к победе.

Ход игры: На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

«Салки»

Ход игры: Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого.

Правила: Водящий гоняется только за одним ребенком из группы. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.

«Угадай, чей голосок»

 Цель: Развитие слухового внимания

 Ход игры: Один участник игры становиться в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки и говорят:

«Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем—скок-скок-скок!

Угадай, чей голосок?»

 Правила:

 1. Слова «скок, скок, скок» поет или говорит только тот, на кого указал руководитель.
2. Водящий не имеет права открывать глаза до тех пор, пока не закон-чится речитатив.
3. Если водящий не угадал два раза, он сменяется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр (старший возраст)

Картотека русских народных игр   (старший дошкольный  возраст)...

Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные куклы». (Старший дошкольный возраст)

Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные  куклы».(Старший дошкольный возраст)...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...

Картотека русских народных игр (старший возраст)

Картотека русских народных игр (старший возраст)...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....

Картотека русских народных игр младший дошкольный возраст

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии стекстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние словатекста. Доставить детям радость....