Проблемы построения социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста
статья

Михальченкова Татьяна Анатольевна

«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций. На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования. Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzamodeystvie_semi_i_dou.odt33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы построения социального партнерства

с родителями детей дошкольного возраста

Михальченкова Т.А.,

воспитатель, г. Курган

«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций. На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования. Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.

Построение взаимоотношений между детским садом и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только ФГОС ДО, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка.

Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников.

Оценивая и анализируя из опыта работы отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами дошкольных учреждений, следует отметить, что к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость во внедрении разнообразных форм совместной работы с родителями.

 Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это  и требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Вот к этому мы стремимся в своей работе с родителями. Мы считаем, что наш детский сад  это открытая система,  в которой создано единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка.  Так, например, открытость прослеживается в том, что наши педагоги, приглашают  родителей на  «минутки общения», информируют  о достижениях ребенка и его затруднениях. В этот момент он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым.

Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывания детей в детском саду. Очень важно при первых контактах - заинтересовать родителей и показать работу с детьми в привлекательной форме. Предложить принять участие в спортивных праздниках и развлечениях, флеш-моб «На зарядку становись!», конкурсах  рисунков и презентаций на тему «Как я провел выходные дни»,  «Спортивная семья», тематических выставках «Осень – дивная пора»,  «Новый год  у ворот», фотовыставках  «Мой родной город Курган», «Засветись, будь заметней!» и других  мероприятиях. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом детского образовательного учреждения. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но основная задача: установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместно с родителями.

Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении  совместных мероприятий и участии в них, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью мы предлагаем  творческие   домашние задания, видеоматериалы, в рамках клуба «Семейная академия» знакомим родителей с лучшим опытом семейного воспитания. Используем активные формы работы для привлечения родителей к участию и сотрудничеству –встречи с интересным человеком «Трудовые будни города Кургана», мастер - классы «Творческие мастерские», круглые столы «Давайте обсудим». Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Для решения  этих вопросов  наши воспитатели и педагог-психолог предлагают  информационный материал: буклеты, памятки, презентации, проводят индивидуальные консультации  и психологические тренинги.

Взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач: -активизировать воспитательные возможности родителей; - привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ; - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в образовательную деятельность, сделать ее гибкой, дифференцированной. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель -  вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. Примером служит  организованный родительский клуб «Здоровячок» с использованием здоровьесберегающих технологий. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку.

Совместная работа является наиболее эффективной. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива удается избежать многих ошибок во взаимодействиях педагогов и родителей, намного уменьшить конфликтные ситуации. У родителей появляется интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко проявляются единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей.

Подводя итоги и анализируя данную проблему в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:

- ориентировать на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;

- использовать разнообразные формы и методы для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей;

- делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;

          - учитывать личностный опыт родителей.

Источники

  1. http://moluch.ru
  2. https://docviewer.yandex.ru
  3. http://www.dsl.snzsite.ru
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...

Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".

Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....

План- программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач: создание...

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

В последние годы появляется все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития. Эмоционально-нравственное развитие дошкольников - педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с ...