Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Основная цель метода проектов в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail:

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

САМООБРАЗОВАНИЕ

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

образовательная область: познавательное развитие

воспитатель: Ахмедова Г.М.

2022 г.

Тема:Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Начало работы: #1075;

Окончание работы : #1075;.

Актуальность:

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она

• Личностно - ориентирована;

• Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

• Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

• Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

• Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Задачи:

• Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.

• Использовать метод проектов на практике.

• Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

• Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

• Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Основные вопросы:

- история и сущность проектной деятельности;

- актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;

- цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- этапы работы над проектом;

- особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;

- естественное включение семьи в проектную деятельность детей;

- практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

- повышение педагогической компетенции,

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс,

- распространение педагогического опыта.

Перспективный план самообразования на 2018-2019 учебный год

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Роль родителей в проектной деятельности».

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете.

#1055;роведение проектов

- «Разноцветная Осень»

- «День рождения Деда Мороза», -«Волшебный мир Корнея Чуковского», -«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»,

-«Моя семья» с детьми старшей разновозрастной группы.

#1055;роведение «Квеста «В поисках Осени» в рамках реализации проекта «Разноцветная Осень».

#1055;роведение Прогулки-события «День рождения Деда Мороза»

5.Подбор необходимого оборудования, материалов.

6. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

7. Консультации для педагогов ДОУ.

8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

9. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация проектной деятельности в детском саду».

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) .

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «Проекты нашей группы».

2. Публикация собственного опыта педагогичес-кой деятель-ности на сайте группы в контакте и в образовательной социальной сети портале педагога

Изучение учебно – методической литературы:

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. #8470; 1

2. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) .

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

7. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.

8. Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

9. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

10. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.

11. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.

12. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: . и других

Начало работы: #1075;

Окончание работы : #1075;.

Актуальность:

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она

• Личностно - ориентирована;

• Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

• Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

• Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

• Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Задачи:

• Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.

• Использовать метод проектов на практике.

• Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

• Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

• Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Основные вопросы:

- история и сущность проектной деятельности;

- актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;

- цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- этапы работы над проектом;

- особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;

- естественное включение семьи в проектную деятельность детей;

- практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

- повышение педагогической компетенции,

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс,

- распространение педагогического опыта.

Перспективный план самообразования на 2021-2022 учебный год

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Роль родителей в проектной деятельности».

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете.

#1055;роведение проектов

- «Разноцветная Осень»

- «День рождения Деда Мороза», -«Волшебный мир Корнея Чуковского», -«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»,

-«Моя семья» с детьми старшей разновозрастной группы.

#1055;роведение «Квеста «В поисках Осени» в рамках реализации проекта «Разноцветная Осень».

#1055;роведение Прогулки-события «День рождения Деда Мороза»

5.Подбор необходимого оборудования, материалов.

6. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

7. Консультации для педагогов ДОУ.

8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

9. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация проектной деятельности в детском саду».

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) .

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «Проекты нашей группы».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятель-ности на сайте группы в контакте и в образовательной социальной сети портале педагога

Изучение учебно – методической литературы:

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. #8470; 1

2. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) .

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

7. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.

8. Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

9. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

10. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.

11. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.

12. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: . и других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

В мировой практике идет поиск активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст. Это то...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....