Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Карандашова Светлана Ивановна

План кружка направлен на формирование и развитие  у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_issledovatel.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Сибирячок»» г. Назарово Красноярского края

Перспективный план работы кружка

по познавательному развитию детей 5-7 лет

«Юный исследователь»

на 2014 - 2016 учебный год

Руководитель:

Карандашова Светлана Ивановна

воспитатель I квалификационной категории

г. Назарово

2014 г.

Пояснительная записка

Педагоги дошкольных учреждений считают, что задача подготовки детей к школе не сводится только к приобретению знаний и умений. Важно развить у детей внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно – действенным и наглядно – образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду должен строиться на наглядных и практических методах.

На сегоднейший день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности, умения работать в коллективе.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

В процессе экспериментальной деятельности педагогу необходимо связать результаты исследовательской  работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей.


Цель: 

Формирование и развитие познавательных интересов через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- обучающие

  • Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  •  Познакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, приобретает вкус и запах другого вещества;
  •  Познакомить со свойствами дерева: твердость, прочность, набухает;
  • Познакомить со свойствами ткани: мнется, можно разрезать, сшивать, впитывает влагу;
  •  Знакомство с понятием « магнит» и его свойствами.
  • Знакомство с органами человека(уши, глаза) и их значением;
  • Установить зависимость факторов неживой природы от живой.

- развивающие

  •  Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  •  Развивать познавательную активность детей, инициативность;
  •  Развивать навыки проведения лабораторных опытов и соблюдения безопасности при их проведении.
  • Активизировать речь детей, пополнить словесный запас.

- воспитательные

  •  Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  •  Способствовать воспитанию самостоятельности и активности.

Ожидаемый результат

  •  Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  •  Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  •  Проявление активности для решения проблемных ситуаций;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Развитие коммуникативных навыков.


Первый год

Режим работы кружка «Юный исследователь»:

День недели: _Вторник-среда_, время проведения:___16.10____

Список воспитанников посещающих кружок «Юный исследователь»

п/п

Фамилия

Имя

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

Работа с родителями

  •  Включение родителей в процесс создания предметно – развивающего пространства;
  •  Помещение консультаций в родительский уголок;
  •  Проведение родительского собрания.

Структура занятия

  •  Создание проблемной ситуации;
  •  Проговаривание хода предстоящих действий;
  •  Повтор инструкций;
  •  Выполнение действий;
  • Выдвижение гипотез, делаем вывод, зарисовка схемы.

 Перспективный план работы

Кружка «Юный исследователь» на 2014-2015 уч. год

Тема опыта

Цель опыта

1. Беседа с детьми

«Кто такие ученые?»

2«Песочный конус»

3«Песок и ветер»

СЕНТЯБРЬ

Выяснить с детьми, что такое эксперимент.

 Помочь детям определить, может ли песок двигаться.

Выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

1«Подводная лодка»

(из яйца)

2«Чудеса «Кока – колы»

3«Куда делся запах»

4«Создай свое собственное притяжение»

ОКТЯБРЬ

 Показать влияние соленой и пресной воды на всплытие яйца.

 Исследование вредного влияния «Кока – колы» на организм человека.

 Поглощение запаха продуктами питания – кукурузные палочки.

Познакомить детей с силой тяготения на поверхность земли.

1«Этот удивительный воздух»

2«Волшебный шарик»

3«Растения и воздух»

4«Можно ли склеить бумагу водой

НОЯБРЬ

Дать представление об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Показать детям, как при добавлении сахара и нагреве, дрожжи растут и производят углекислый газ, который наполняет шарик.

Выяснить могут ли растения расти без свежего воздуха.

Познакомить детей со свойством воды: склеивающее действие (склеивание двух листов бумаги)  

1«Вода не имеет формы»

2«Есть ли вкус у воды?»

3«Чем пахнет вода?»

(очищение воды)

4«Куда делись чернила?»

Превращение.

ДЕКАБРЬ

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Дать представление о том, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Познакомить со свойством воды: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Показать детям, как активированный уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.

1«Изготовление ледяных бус»

2«Посадка лука»

3«Травяные головы»

ЯНВАРЬ

Закрепление знаний о свойствах воды: меняет цвет, замерзает при низких температурах, приобретает форму сосуда.

Учить замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию семян травы; показать, что главное для начала роста необходима влага.

1«Человек»

2«Проверим слух»

3«Наши помощники – глаза»

4«Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

ФЕВРАЛЬ

Формирование у детей знаний о собственном теле, о значении каждого органа в жизни человека.

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела; рассказать для чего нужны уши, как надо заботиться об ушах.

Познакомить детей с органом зрения, как частью тела. Рассказать , для чего нужны глаза, как надо заботиться о глазах.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

1«Эксперименты с деревом»

2«Чудесные спички»

3«Чудесная мука»

4«Чудесные поделки из муки»

МАРТ

Познакомить со свойствами дерева: структура поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое.

Познакомить со свойствами дерева: Впитывает влагу, набухает.

Знакомство  со свойствами муки: мягкая, легкая, сыплется, остаются отпечатки.

Познакомить со свойствами: муку можно смешивать с водой и солью, получится тесто из которого можно лепить фигурки.

1«Магнит т его свойства»

2«Гоночные коробочки»

3«Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

4«Рисует магнит или

 нет?»

АПРЕЛЬ

Познакомить с магнитом, активизировать знания об использовании магнита человеком.

Показать, как действуют магниты через твердые предметы.

Определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Познакомить с практическим применением магнита в творчестве.

1«Танцующая фольга»

(понятия об электрических разрядах)

2«Секретное письмо»

3«Волшебные зеркала»

4«Создание облаков»

МАЙ

Показать детям, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Познакомить детей со свойствами превращения надписи (молоком или лимонным соком) при нагревании  - темнеют.

Показать детям, как зеркала под углом 90 градусов могут из одного яблока сделать 3,5,7, не используя режущие предметы.

Показать, как образуются облака, которые мы видим.

Второй год

Режим работы кружка «Юный исследователь»:

День недели: _понедельник - четверг_, время проведения:___16.00____

Список воспитанников посещающих кружок «Юный исследователь»

п/п

Фамилия

Имя

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Перспективный план работы

        Кружка «Юный исследователь» на 2015 – 2016 уч. год

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

1.Отпечатки листьев

2. Соломенный буравчик

3. Сморщенный картофель

4. Заплесневелый хлеб

Изучение разных участков листьев. Раскладывание листьев на столе, поверх ложится бумага, и мелком водим по бумаге. Угадывание отпечатков, сравнение с листьями.

Показать, что воздух обладает упругостью. Сравнить, как  втыкается соломинка для коктейля с открытым  и закрытым верхом в сырую картофелину.

Сравнить воздействие соленой и пресной воды на разрезанный картофель.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия: влажность и тепло.

Октябрь

1.Водоплавающее яйцо

2.Разный характер у яиц

3. Почему лимон не тонет?

4. Почему говорят «Как с гуся вода»?

Выяснить, почему в пресной воде яйцо  тонет, а в соленой - поднимается наверх. Объяснить, что соленая вода держит предмет на поверхности, как - будто у нее «крепкие руки».

Для опыта взять одно яйцо вареное, другое – сырое. Покрутите яйца. Почему одно яйцо вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться?  Выяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка), которая стоит на месте. А в сыром – жидкий  белок и желток являются как тормозом вращения, потому, что не стоит на месте, а двигается.

Показать детям как частицы воздуха удерживают предмет на поверхности. Кожура у лимона не плотная, чем его внутренность. Содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности (то же самое происходит с кусочками льда).

Показать связь между строением и образом жизни птиц. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Сравнение с бумагой смоченной растительным маслом.

Ноябрь

1.Как не обжечься №1

2. Как не обжечься №2

3.Фильтрование воды

4. Ходячая вода

Показать, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (керамика, дерево, пластмасса, металл)

Показать детям как нагреваются ложки из; алюминия, пластмассы, дерева. Такие предметы, как – скрепка, кусочек пластилина, и парафина.

Знакомство с разными способами воды. Очищение замутненной воды крахмалом, а затем очищение различными фильтрами – из тряпочки, песка, бумаги.

Наблюдение за передвижением воды по бумажному полотенцу. Один конец бумажной полоски опускается в стакан с водой (на возвышенности), другой в пустой стакан. Наблюдаем, что происходит.

Декабрь

1.Ледяной дом

2.Замерзание жидкостей

3. Неправильный стакан

4. Вода (масло, сироп)

Строительство из снежного «теста»                                          (вода и снег) «кирпичей» для ледяного дома на участке детского сада.

Выявление различия в процессах замерзания различных жидкостей: обычная и соленая вода, молоко, сок, растительное масло. Жидкости замерзают с разной скоростью, а какие совсем не замерзают.

Выяснить, почему вода из перевернутого стакана не выливается? Взять стакан с водой, плотно прижать к нему лист бумаги, перевернуть стакан и убрать руку. Объяснить, что внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.

Формировать понятие о различной плотности жидкостей. Взять ¼ стакана воды, ¼ стакана сиропа, ¼ стакана растительного масла. Что может произойти, если все эти жидкости слить в один стакан? Сироп, как самая плотная жидкость осядет на дно, вода окажется посередине, масло всплывет наверх.

Январь

1.Неньютоновская жидкость

2.Опыт с парафином

3.Резина

4.Спица в шарике

Понаблюдать как вещество может быть твердым и мягким, свойства которого противоречат законам физики. (смешиваем крахмал и воду). Понаблюдать какой будет эта масса в спокойном состоянии (мягкой, тягучей), как после резкого удара по ней – упругой.

Дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твердой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.

Дать понять, что резина не пропускает воздух и воду (для этого надуть шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных?

Показать, как скотч помогает спице удержать воздух в шарике. ( с двух сторон шарика наклеить кусочки скотча, он не позволит давлению разорвать шарик, а спица закроет дырочку так, что воздух не выйдет через отверстия.

Февраль

1.Пластмасса

2.Сколько ушей

3.Большой - маленький

4.Проверка зрения

Знакомство с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где ее используют.

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека. Знакомство со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Продемонстрировать, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.

Показать детям зависимость видения объекта от расстояния до него. Трудно рассмотреть предмет, если он расположен очень близко или очень далеко.

Март

1.Звучащий стакан

2.Отражение

3.Свечка в банке

4.Как работает термометр

Развитие умения сравнивать различные звуки, определять их источники. Надеть резиновое колечко на стакан. Приложить стакан дном к уху. Что можно услышать?

Формирование представлений о таком свойстве, как отражение. В зеркале все предметы отражаются «наоборот».

Показать, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород.

Познакомить со способами тушения огня.

Познакомить детей с уличным термометром   комнатным термометром, термометром для воды. Показать от чего зависят показания термометра.

Апрель

1.Рост с обеих сторон

2.Растение от растения

3.Опыт со скорлупой

4.Могут ли животные  жить в земле?

Наблюдать как вырастут корни и листья картофеля, опущенного в стакан с водой (снизу картофелины воткнуть зубочистки, чтобы не касалась дна стакана).

Показать детям как можно используя отросток вырастить новое растение. Посадив отросток в землю, накрыв его полиэтиленовым пакетом. Пакет играет роль теплицы, он сохраняет тепло и влажность, и способствует более быстрому росту.

Формирование знаний, что для роста растений необходима влага, тепло и свет. В половинку яичной скорлупы положить вату, сверху посыпать семена, на скорлупке можно нарисовать глазки, нос, рот. Наблюдать с детьми как прорастают семена.

Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Показать – при погружении почвы в воду на поверхности воды появляются пузырьки воздуха. При нагревании – появляются капельки воды.  По запаху можно определить наличие в ней органических остатков.

Май

1.Что есть в почве?

2.Чем нюхает червяк?

3.Наверх!

4.Опыт с мыльными пузырями

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). Выяснить, что богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений.

Показать на опыте, как живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Дети через лупу рассматривают гибкое тело червяка. Смочив вату пахнущей жидкостью, подносят к разным частям тела червяка. Червяк уворачивается от резкого запаха. Значит, червяк чувствует запах всем телом.

Выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. Один стакан заполняют камешками, в двух других помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что произойдет, если в стаканы налить воды.

Понаблюдать за мыльными пузырями. Отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

Используемая литература:

  • Н. Н. Николаева «Юный эколог»;
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»

(занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

  • А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
  • О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
  • И. Э. Куликовская, Н. Н. Савгир «Детское экспериментирование» (старший дошкольный возраст)
  • Е, В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование);
  • О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» (игры-занятия для дошкольников)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка "Очумелые ручки" для детей 4-5 лет

Руки - инструмент тонкий. Поэтому и игрушек для развития мелкой моторики ребенка потребуется много. «Всему свое время» - это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате ...

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...

Перспективный план кружка "Звонкие голосочки" для детей подготовительной группы с ОНР

Вашему вниманию предоставляется перспективный план кружка, направленный на развитие певческих навыков детей с ОНР...

Перспективный план кружка «Речецветик» по развитию речи посредством ознакомления детей с художественной литературой младшая группа №9 (3-4 года)

Актуальность.Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды….Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая р...

Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год

План кружка направлен на формирование и развитие  у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....