Проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"
проект (подготовительная группа)

Рыбакова Анастасия Евгеньевна

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную  и религиозную терпимость. Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной  компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Днем Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nikto_ne_zabyt_nichto_ne_zabyto.docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования

Нижегородский институт развитиея образования

ПРОЕКТ

 «Никто не забыт, ничто не забыто»

возраст детей (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

срочность проекта (краткосрочный)

к курсу «Теория и практика воспитания детей в ДОО в контексте ФОП дошкольного образования»

Выполнила: Воспитатель МБДОУ

Детский сад №7 «Ромашка»

Г0ород Богородск Богородский район

Рыбакова Анастасия Евгеньевна

г. Нижний Новгород


Структура проекта

1. Введение…………………………………………………………………....3

1.1 Анализ внешней среды…………………………………………………..5

1.2 Анализ внутренней среды………………………………………….........6

1.3 Проблема…………………….…………………………………...……….8       

2. Основная часть……………………………………………………...……..9

2.1 Концептуализация проекта……………………………………….……..9

2.2 Цель и задачи проекта…………………………………………….……..9

2.3 Ожидаемые результаты для детей и родителей……………………….12

2.4 Реализация проекта …………………………………..............................13

2.4.1. Этапы работы над проектом…………………………………………13

2.4.2. План действий по реализации проекта……………………...……….15

2.4.3. Ресурсное обеспечение………………………………………….........24

3. Заключение………………………………………………………….…….25

 Список литературы………………………………………………………….27


1. Введение

        Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского образования, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами – подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

        Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную  и религиозную терпимость. Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной  компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Днем Победы.

(Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В.,  Парамонова Л.А. и др.) в доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой победы, гордость за свое Отечество.

В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости, чувства любви и гордости за свою родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско – патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Актуальность.

В.А.Сухомлинский писал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение и общественным интересам, к труду на благо Родины». Проблемы патриотического воспитания в настоящее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно  сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще  в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы  ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ. Присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаточно и сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героическо – патриотического воспитания в семье.  

1.1.  Анализ внешней среды.

Благоприятные факторы:

Неблагоприятные факторы:

Санитарно - эпидемиологические требования и устройству, содержание организация режима работы в дошкольных организациях.

- Закон  «Об образовании»

- Конвенция о правах ребенка.

- Музей

- Школа

- Школа искусств

- Родители

Вывод:

Вышеперечисленные благоприятные факторы влияют на воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста: воспитание привязанности к малой Родине, понимание признания элементов исторического и культурного наследия своей страны.

- Отсутствие интереса родителей за воспитание и развитие своих детей.

- Пассивное отношение родителей в реализации проекта.

Вывод: Из – за равнодушного отношения и отсутствия интереса родителей по гражданско – патриотическому воспитанию детей сложно формировать у них основные нравственные качества.

1.2.  Анализ внутренней среды

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редактора Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа Развития ДОО; Психологический комфорт ДОО;

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду;

Использование инновационных технологий и программ;

Изучение научно- методической литературы;

Создание здоровьесберегающей среды;

Материально - техническая база детского сада.

Вывод: Обеспечить психологический комфорт для детей в дошкольном образовательном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений,  навыков у детей, способствующий дальнейшей успешности в школьном обучении. Родители также должны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря этой которой он с удовольствием посещать детский сад. Создать предметно – развивающую среду, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и в детском коллективе.

Недостаточное количество методического и дидактического материала по формированию у детей нравственно-патриотических чувств к Родине;

Отсутствие приглашения в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

Недостаточное влияние и осознание участниками совместной  деятельности образовательных потребностей;

Слабая интеграция деятельности родителей и педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;

Малое количество специальной литературы по воспитанию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

1.3.  Проблема

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов.

А самая большая опасность, подстерегающая наше общество – общемировая нестабильность, кризис, порожденный угрозой нарушения миропорядка, разрушение личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго и иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Таким образом, воспитать детей патриотами своей страны, своего родного края является одной из основных задач ДОУ.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: краткосрочный (апрель-май).

Продукт проекта:

1. Создание фотоальбома «Книга памяти» с семейными фотографиями героев ВОВ.

2. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

2.Основная часть.

2.1 Концептуализация проекта

Оригинальность проекта и его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми подготовительных групп следующих идей:

- реализациям проекта предусматривает интеграцию образовательных областей;

- обеспечение  для успешной реализации проекта взаимодействия воспитателя педагогического персонала, родителей.

- Сотрудничество с музеем, библиотекой, со школой.

2.2.  Цели и задачи проекта

Цель: расширение знаний у детей о Великой Отечественной войне, о героях войны, о победе нашей страны в Великой Отечественной войне, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольников.

Задачи:

-Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии.

- Обобщить и расширить знания о Великой Отечественной войне: городах – героях, героях войны, боевых наградах, о работе в тылу, о детях войны.

- Воспитывать уважение и чувства благородности ко всем, кто защищает Родину.

- Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.

- Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, театрализованную деятельность, средствами музыкального и художественно- эстетического воспитания.

- Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине.

-Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность.

- Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

- Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Принципы работы:

  1. Принцип энциклопедичности – отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, и культура).
  2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  3. Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
  4. Принцип активности и сознательности. Всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  5. Принцип комплексности и интегрированности – взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Принцип целевой направленности – организация деятельности направленной на результат.
  7. Открытость детского сада для себя.
  8. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  9. Отсутствие формализма в организации работы с семьей.
  10. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы работы с детьми.

Создание развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию.

  1. Экскурсии.
  2. Целевые прогулки.
  3. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
  4. Дидактические, подвижные и хороводные игры.
  5. Сюжетно – ролевые игры.
  6. Рассматривание картин, иллюстраций.

7. Создание предметно – пространственной развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию..

8. Тематические занятия.

9. Беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры.

10. Взаимодействие с родителями.

11. Взаимодействие с социумом.

12. Художественно –творческая деятельность;

13. Просмотр компьютерных презентаций, мультфильмов, праздник «Подарили наши деды главный праздник – День Победы»;

14.Оформление тематических альбомов «Города – герои», «Награды ВОВ», «Военные профессии» и др., патриотического уголка;

15. Проведение тематических выставок;

16. Изготовление сувениров для ветеранов войны и труда;

17. Организация тематических праздников, утренников, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню матери и др.;

18.Сбор наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.

2.3.  Ожидаемые результаты для детей.

  1. Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях Великой Отечественной войны, о наградах, о жизни народа в военное время, работе тыла.
  2. Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.
  3. Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность  нашего народа в период Великой Отечественной войны.
  4. Родитель, активно участвующий в проекте, способен расширить знания детей о легендарном прошлом нашей родины, о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного края, о земляках – героях, о героях своей семьи.
  5. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям, реликвиям.
  6. Повышение социальной компетентности дошкольников.
  7. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  8. Позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность  и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Ответственное отношение за свои дела и поступки.
  9. Повышение уровня осведомленности старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
  10.  Дети смогут ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени, испытывают чувство толерантности, уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Ожидаемые результаты для родителей.

- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

- Повышение осознанной позиции чтению художественной литературы о войне детям.

- Получение знаний о роли проектной деятельности педагога с детьми и родителями.

- Участие в оформлении выставки детского творчества ко Дню Победы.

2.4 Реализация  проекта.

2.4.1 Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (апрель 2024).

- Выстроить работу по нравственному воспитанию, опираясь на структурную литературу и документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013г. №1155).
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ от 25 ноября 2022г. №1028).
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

- Прослушивание песен военных лет;

- Просмотр презентации «Детям о войне»;

- Диагностика знаний детей по данной теме;

- Сбор и изучение литературы по теме проекта;

- Информация родителей о предстоящем проекте.

Основной этап (апрель – май 2024 г.).

1. Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной      

    войне.

2. Рассматривание е иллюстраций и репродукций картин художников о

    Великой Отечественной войне.

3. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.

4. Выставка книг о войне.

5. Экскурсии к памятникам воинов – земляков, погибших в Великой

Отечественной войне.

6. Привлечение родителей к участию в проекте.

7. Организация сюжетно- ролевых, дидактических и подвижных игр.

8. Работа с родителями:

- Анкетирование родителей по теме.

- Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне».

- Беседа с родителями «Никто не забыт, ничто не забыто».

- Оказание помощи в проведение выставок.

- Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.

- Совместная подборка детей и родителей исторического материала (фотографий, писем, боевых наград) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых событиях.

Заключительный этап.

1. Анализ и обобщение результатов,  полученных в процессе познавательно- творческой деятельности детей.

2. Организация выставки работ ко Дню Победы (совместная работа родителей и детей).

3. Литературно – музыкальный досуг «9 Мая». Познавательно – творческая  деятельность детей.

2.4.2.  План действий по реализации проекта.

Познавательное развитие.

ООД.

  1. Формирование целостной картины мира на тему «День Победы».
  2. Формирование целостной картины мира на тему: «История георгиевской ленточки».

Совместная деятельность в режимных моментах.

  1. Беседа «Лучше нет родного края».
  2. Просмотр компьютерных презентаций «Города – герои», «Великая отечественная война»

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рассматривание иллюстраций о войне.
  2. Дидактическая игра «Подбери картинку».

        Цель: закрепить знания о военных и их технике.

Итоговое мероприятие.

Викторина «Этот День Победы».

 «Речевое развитие».

ООД:

  1. Составление рассказа на тему «Защитники Отечества».
  2. Занятие «Этот День Победы».
  3. Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
  4. Чтение стихотворения Е.Благининой «Шинель».

Совместная деятельность в режимных моментах.

  1. Беседа о богатырях.
  2. Обыгрывание стихотворения «Богатыри».
  3. Словесная игра «Доскажи словечко».
  4. Чтение отрывка из книги «Бородино».
  5. Разучивание пословиц, поговорок.

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах в книжном уголке.
  2. Дидактические игры: «Военные профессии», «Домино», «Военная техника», «Лото».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Солдаты»

Итоговое мероприятие.

Конкурс стихов «Хотят ли русские войны» (среди детей и взрослых).

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Рисование «Солдат на посту»
  2. Аппликация «Подарок ветеранам»
  3. Конструирование (из бумаги). «Пароход» (подарок для пап)

Музыкально-художественная деятельность.

  1. Разучивание песен «Бравые солдаты», «Вечный огонь»
  2. Прослушивание песен о Родине
  3. Познакомить детей с символикой России – гимном.

Совместная деятельность в режимных моментах.

  1. Беседа «Города - герои»;
  2. Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев – солдат;
  3. Изготовление макета «Военная техника»
  4. Прослушивание грамзаписи военных песен «Катюша», «Вставай, страна огромная», «Синий платочек».

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рисование «Салют над городом в честь праздника»;
  2. Конструирование военной техники;
  3. Рассматривание альбома «День Победы»;
  4. Рассматривание герба и флага России, Чувашской Республики.

Итоговое мероприятие.

  1. Выставка детских рисунков «Война глазами детей»;
  2. Конкурс на асфальте «Пусть всегда будет солнце»;
  3. Праздник «Этот славный День Победы».

Физическое развитие.

  1. Развлечение «Ловкие, смелые и сильные»;
  2. Пробег на территории ДОУ «Мы помним – мы гордимся».

Совместная деятельность в режимных моментах.

  1. Беседа «Что должен знать будущий солдат»;
  2. Утренняя гимнастика «Мы – военные»;
  3. Пальчиковая гимнастика;
  4. Разучивание считалки «Аты – баты шли солдаты»;
  5. Подвижные игры «Богатыри», «Метание в цель», «Доставь пакет», «Перевяжи раненного»;
  6. Рисование «Дети делают зарядку».

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Строительство из снега крепости и игра в снежки;
  2. Рассматривание репродукции Васнецова «Богатыри»;
  3. Рассматривание иллюстраций из папки «О родах войск в Великой Отечественной войне»;
  4. Сюжетно – ролевая игра «Защитники крепости» (на прогулке).

Итоговое мероприятие.

  1. Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества;
  2. Фото – стенд «Наши папы – солдаты».

Социально – коммуникативное развитие.

  1. Занятие «Как служат на границе»;
  2. Экскурсия к памятникам погибших воинов в ВОВ Богородского района.

Совместная деятельность в режимных моментах.

  1. Беседы «Солдат – победитель», «Награды Родины»;
  2. Чтение стихотворения Твардовского «О мальчике – герое»;
  3. Дидактическая игра «Воину – солдату свое оружие»;
  4. Сюжетно – ролевая игры: «Моряки», «Летчики», «Медсестры».

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рассматривание книг и иллюстраций о Дне Победы;
  2. Рассматривание набора открыток «Москва – город герой».

Итоговое мероприятие.

Участие в митинге 9 Мая у памятника погибшим воинам.

План работы с родителями.

  1. Оформление стенда «Наша армия родная»;
  2. Консультация на тему «Знакомьте детей с   героическим прошлым России»;
  3. Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне (апрель);
  4. Консультация «Прочитайте детям о войне» (апрель);
  5. Изготовление плаката «Медали и ордена Великой Отечественной войны» (апрель);
  6. Оформление папки – передвижки «Герои – земляки в годы войны» (май);
  7. Субботник «Памяти павших», разбивка клумб, высадка цветов (май).

Роль родителей в реализации проекта:

        Сбор информации, материала в Великой Отечественной войне (стихи, песни, плакаты, показ настоящих наград). Изготовление макета обелиска, красной звезды и поделок к проекту. Беседы родителей с детьми о родных участниках  в Великой Отечественной войне, если есть.

Создание и посещение выставки в группе по патриотическому воспитанию на тему «9 мая – День Победы». Самостоятельный поход родителей с детьми на парад – 9 мая, участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.

        В детском саду проводим государственные праздники, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

        Например, при подготовке празднования Дня Победы с детьми были изготовлены белые бумажные голуби как символ мирной жизни, затем прикрепляли их к воздушным шарам и в конце праздника выходили на улицу и запускали в небо. Какова была радость и восхищение  у детей на глазах! Для самого мероприятия выучили стихи, песни, танцы. Ежегодно на районном уровне  между детскими садами и группами продленного дня при школах проводится конкурс-фестиваль «Тебе Великая страна, тебе Великая Победа!» Совместно с специалистами на  конкурс подготовили интересные номера: инсценировка песни  «Баллада о матери», танец «Тальянка», песню «Катюша», стихотворение «Баллада о седых». Дети занимали призовые места, не только на районном уровне, но и на республиканском. В прошлом году наши воспитанники участвовали на республиканском конкурсе «Прояви свое творчество» и заняли призовые места.

        Был организован совместный поход родителей, детей и  педагогов на парад – 9 Мая.

        При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Ежегодно  проводим различные мероприятия в зависимости от возраста детей, например, занятия – беседы «Города – герои», «Нам нужен мир», «Защитники нашей родины» и т.д., спортивно – соревновательные конкурсы, праздник – поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики. Были изготовлены своими руками праздничные открытки, сувениры. Каждый год участвуем в конкурсах внутри детского сада, района, также республики.

        Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Мамы и бабушки участвуют в различных конкурсах, готовят   интересные сценки для детей. Дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

        Кроме государственных праздников, проводим и народные праздники. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. В ДОУ есть мини – музей «Русская изба». Проводим экскурсии в мини – музей, организовываем беседы – занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники танцами, песнями, хорошим настроением приобщиться к традициям.

        В детском саду начинаем празднование с Рождества и старого Нового года.

        Празднование Масленицы организовываем во время прогулки, участвуют все дети ДОУ. Детям очень интересно увидеть на этом представлении разных персонажей: Зимы, Весны, скоморохов. Дошкольники знакомятся  с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, и родители охотно участвуют в выпечке блинов.

        Также проводим праздник Пасха. До этого праздника проводим беседы, занятия, заготавливаем пустые  скорлупы яиц и дети расписывают их разными узорами. При этом даем ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Очень нравится детям играть в спортивные игры. Патриотическое воспитание в рамках ФОП ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому  физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике.

Проводятся такие конкурсы, как:

«Меткий стрелок»;

«Попади в цель» - метание мячика в цель;

«Перетягивание каната»;

«Быстрый наездник» - соревнование – эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах;

«Богатырская помощь;

«Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата;

«Петушиные бои».

        Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы участвуют с сыновьями, а мамы с дочками – в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

        Проводятся занятия по изучению государственной символики.

Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФОП ДО подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятие – беседы «Люби свою Родину», «Символика России». Цель таких занятий привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувство уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью информационно – коммуникационных технологий. Также дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.    

Анализ достижений объекта и его потенциальных возможностей в плане развития.

Сильные стороны объекта для осуществления решения проблем

Слабые стороны объекта для осуществления решения проблем.

1.Использую в работе информационно- коммуникативные технологии.

- материально- техническая база детского сада, включающая технические средства      

  обучения (музыкальный центр, ДVД – центр, ноутбук, видеопроектор).

- материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор исторической литературы;

2. подбор произведений русского народного творчества;

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

 4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

 5. подготовка разного вида бросового материала;

 6. дидактические игры;

7. выставки книг, рисунков, поделок;

8. создание условий для проведения открытых мероприятий  (оформление  групповой комнаты, музыкального зала).

Программное обеспечение:

«Федеральная, образовательная программа ДО»

«Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

«Основная образовательная программа «от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»

Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».

И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина».

В группе создана предметно - развивающая среда, патриотический уголок «Моя родина – Россия», детский садик  «Вот моя улица, вот мой дом  родной», «Я- фотограф».

Спортивные игры «Моряки», «Летчики».

Методы проекта:

1. Наблюдение;

2. Совместные игры;

3. Анкетирование;

4. Познавательные игровые занятия;

5. Беседы.

В ходе реализации проекта пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Экскурсии в музей «Богородский городской музей», помог раскрыть познавательные способности детей. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления  музейной педагогики.

Оформление музыкального зала и создание мини – музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, его семейном укладе, одежде, предметного быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д.), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, украшений для них, сувениры и подарки),а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, на внимание, речевые и т.д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Проведенное среди детей и родителей воспитанников, анкетирование показывает:

- рост познавательной активности детей повысился на 21% (было 65%);

- анализ усвоения знаний по гражданско-патриотическому воспитанию детей: среднее развитие у 71 % детей, выше среднего у 21 % детей.

- высокий уровень социализации детей группы:

дети активно участвуют в конкурсах «Малышиада», «Наша спортивная семья», в спортивных соревнованиях, «Лыжня России», «Кросс Нации» и занимают призовые места.

-повысилась активность родителей в делах группы.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями.

- Нехватка времени из-за загруженности дополнительных конкурсов для детей и родителей.

-Не всегда использую инновационные технологии в работе.

Оценка  результата.

Оценка познавательной деятельности детей отслеживалась через беседы с детьми, через наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведения занятий, через анализ детской деятельности, через беседы и консультации с родителями, через их участие в совместных  семейных мероприятиях.

2.4.3. Ресурсное обеспечение

1. Кадровые: в реализации проекта принимают участие руководство, педагоги, дети и родители.

2. Материально – технические базы: Материально-техническая база  детского сада, включающая технические средства обучения (музыкальный центр, ДVД – центр, ноутбук, видеокамера, видеопроектор).

3. Информационные: изучение исследовательских работ по истории родного края, России, гражданско-патриотическому воспитанию детей, дополнительной педагогической литературы, программно методических материалов, разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической направленности, дидактического материала с использованием Интернет – ресурсов.

4. Организационные: направленность воспитательной программы детского сада на усиление гражданско – патриотического компонента.

5. Программное обеспечение:

Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№273-фз, Конвенция о правах ребенка.

6. Информационно – методическая среда:

участие автора проекта в мероприятиях гражданско – патриотической направленности. Выше перечисленные ресурсы являются достаточными для реализации проекта.

III. Заключение.

Надеюсь, что по окончании моего проекта, повысится уровень осведомленности старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны, изменится их гражданская и социальная позиция, дети станут более толерантными и будут испытывать уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. А  компетенция родителей значительно возрастет.

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.


Список используемых источников.

1. Федеральная образовательная программа дошкольного

    (приказ от 25 ноября 2022г. №1028) – сфера, 2023г;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

    дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013г. №1155) сфера -

    2020г;

3. Н.А. Виноградова, И. Позднякова «Сюжетно- ролевые игры для старших

    дошкольников» Москва – 2008г;

4. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа «От рождения до

   школы». Мозаика – синтез, 2012г.;

5. М.Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание

   дошкольников. Москва – 2008г.;

6. Н.Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России». Гражданско -  

    патриотическое воспитание дошкольников. Старшая гр., Москва – 2007;

7. Т.С. Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском

    саду», Москва «Просвещение», 1991 г.;

8. Л. Кондрышинская, «Дошкольникам о защитниках Отечества», 2015 г.,

   Москва;

9.Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»,

   2006 г., Москва;

10. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду 5-

     7 лет», 2004 г., Москва;

11. Т.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи

    детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание), 2008г., Москва.

12. Н.В. Алешина, «патриотическое воспитание дошкольников» Мет. пособие.

    Москва – 2005;

13. Н.В. Алешина, «Ознакомление дошкольников с окружающим и

    социальной действительностью» Ст. группа. Москва – 2001;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Занятие проводилось накануне праздника 9 Мая в Музее Боевой Славы, созданном на базе МДОУ ЦРР д/с №13 "Солнышко"...

Никто не забыт, ничто не забыто"

Время проведения 27 января 2012гНа досуге присутствуют ветераны войны   (прабабушки и прадедушки участников досуга).Под музыку в зал входят дети, рассматривают выставку детских рисунков. Дар...

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Тематическое занятие "Никто не забыт, ничто не забыто" с ИКТ

Тематическое музыкальное занятие "Никто не забыт,ничто не забыто" с использованием мультимедийной слайдовой презентации рассчитано для детей подготовительной к школе группы. У детей повысится ур...

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Никто не забыт, ничто не забыто

конспект праздника...

Конспект нод "Забытая война". Никто не забыт, ничто не забыто".

Способствовать  развитию  у детей патриотических чувств к своей Родине; воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину;  формированию...