Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
статья (средняя группа)

Отина Елена Михайловна

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно:

 -        с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;

 -        с воспитания любви к родной семье;

 -        с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно:

- с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;

- с воспитания любви к родной семье;

- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому-то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идет по примеру копирования.

Итак, семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию. Совместная деятельность родителей вместе с детьми в ходе различных занятий (начиная с первого года жизни), выступает как доминирующий принцип совместного созидания социокультурного пространства. Сопричастность родителя миру детских впечатлений, общность переживаний становится при таком подходе способом создания альтернативы родительскому инфантилизму, пассивности и отчужденности от ребенка.

Роль семейных традиций в жизни ребенка:

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник».
  • Дети гордятся своей семьей. Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение. Отсюда огромная ответственность работы педагогов, занимающихся приобщением детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Таким образом, приобщение к семейным традициям дает представление о формировании мотивационно-ценностного отношения детей и их родителей к традициям семьи, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей.

По итогам проведенной работы нами был разработан проект занятий с детьми среднего дошкольного возраста по приобщению к семейным традициям. В проекте принимали участие родители воспитанников и педагоги группы. Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о семейных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о семейных традициях в игровой деятельности. Проект по приобщению детей среднего дошкольного возраста к семейным традициям, рассчитан на 3 месяца и включает в себя как занятия педагога с группой детей, так и совместно с родителями, а также закрепление полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности детей. В ходе реализации проекта нами разработана и апробирована серия занятий по приобщению детей к семейным традициям. Готовясь к каждому занятию, мы старались, чтобы оно было нужным и полезным, содержательным и интересным. Это требует определенного творчества. Содержание занятий направленно на то, чтобы дети научились уважительно относиться к своему дому, семье, традициям русского народа. В самом начале каждого занятия сообщали детям о том, что полученные знания обязательно пригодятся им, когда они будут жить самостоятельно.

В своей работе отдавали предпочтение формам и методам, которые стимулируют творческую активность, развивают самостоятельность и инициативность. Это следующие методы: наглядный, практический, проблемно-поисковый, пропедевтический; а также часто использовали творческие задания для детей и их родителей, игровые ситуации. Эти формы и методы помогают повышать познавательную активность детей, делают процесс обучения увлекательным.

Познавательная деятельность детей приобретает творческий характер, когда используется метод проблемного обучения. Этот метод способствует подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Так, на одном из занятий дети и родители отправлялись в «поисковую экспедицию», где находили нужные предметы для оформления семейного древа. Важным фактором осознания прошлого является создание детьми образа, какого-либо героя, принятие на себя, его роли. На занятиях девочки пробуют себя в роли хозяйки дома, мальчики в роли хозяина. Исполняя эти роли, дети подчиняются определенной системе правил, то есть действуют по правилам с использование определенных традиций. Для закрепления материала, использовали творческие задания, например, совместное составление мини- кроссвордов детьми и их родителями.

В ходе реализации проекта оформлен музей по истории семей воспитанников: «Семейный альбом». Было оформлено семейное древо каждой семьи, на котором помещены фотографии всех членов семьи. Некоторые семьи разработали и оформили символику, которая отражает особенности жизни семьи: герб, гимн, законы семейной жизни и устав. Были оформлены выставки «Семейные реликвии», «Семейная мастерская». Знания и умения, полученные детьми в процессе оформления, несомненно, пригодятся им в самостоятельной жизни – это традиции оформления фотоальбомов, семейного древа. Некоторые воспитанники совместно с родителями оформили альбомы «История моей жизни». Оформляя, его ребенок осознает свое прошлое, настоящее и будущее. Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни. Хранится он в безопасном месте, и никто его не может брать и рассматривать без разрешения самого ребенка. В будущем этот альбом обязательно ему пригодиться для воспоминаний о прошлом и пополнит архив семейных фотографий.

Таким образом, внедрение проекта позволило совершенствовать профессиональную подготовку педагогов в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям; вовлечь родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробировать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий показывает: 100% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали, и многие из нас работали и работают в этом направление. Однако, типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду, как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не ставила, или же задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно. При этом совершенно не обозначенными, оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя, чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность, особенно в городе, также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Поэтому представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной социокультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план рассчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.


Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Приоритетными остаются методы и приемы:

  • Проблемно - поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.


Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у Деда Мороза», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Как на масленичной неделе из трубы блины летели», «Зимние забавы» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет
создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

- анкетирование «Что вы знаете?»

- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

- Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»

- оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые » и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."

Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,традициям семьи, государства»(Доклад заслушан на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование но...

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

"Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества и государства.

Приобщение детей дошкольного возрастак социокультурным традициям семьи,общества и государства....