Методика проведения опытов и экспериментов с детьми от 5 до 7 лет
консультация (старшая группа)

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения опытов и экспериментов с детьми от 5 до 7 лет

 

Как познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни предметы притягивает, а другие нет? Конечно, при помощи наглядных опытов и экспериментов!

 

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

 Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

 

                         Рекомендации для воспитателей

1.  Старайтесь показать детям привлекательность экспериментирования, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2.   Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3.   Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

4.  Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5.  Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6.  Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).

 7. Опирайтесь на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия

8. Следите за тем, чтобы поставленная задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

9. В воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделяйте развитию познавательного интереса к экспериментированию у дошкольников, обогащению их эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о неживой природе.

10. Старайтесь организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к экспериментированию.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1.     Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2.     Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3.     Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4.     Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5.     Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).

6.     Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7.     Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования..

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.     Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.     Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3.     Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.     Уточнение плана исследования.

5.     Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6.     Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7.     Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Оформление и содержание уголков экспериментирования.

1.     Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

2.     Материалы для детского экспериментирования располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном количестве.

3.     В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов, оформленных на плотной бумаге и ламинированных; на обратной стороне которых описывается ход проведения эксперимента.

4.     В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.

5.     В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

6.     Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.

Планирование работы с детьми по познавательно- практической           деятельности  (экспериментированию).

            Познавательно- практическая деятельность  (экспериментирование) как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать   перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (всё, что создано руками людей).

            Планируются мероприятия в календарно-тематическом планировании. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учётом требований реализуемой в группе согласно учебной программы дошкольного образования.

              

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

1.     Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2.     Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

3.     Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

4.     Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

5.     Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

6.     Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.

7.     Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).

8.     Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

9.     Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.

 

·         Работа детей руками при помощи воспитателя.

Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.

·         Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам.

Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.

·         Совместная работа воспитателя и детей.

Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели

·         Помощь воспитателя детям.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

·         Работа воспитателя по указанию детей.

Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

·         Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.

·         Воспитатель – один из участников эксперимента.

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

·         Помощь воспитателя детям.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

·         Работа воспитателя по указанию детей.

Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

·         Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.

·         Воспитатель – один из участников эксперимента.

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ.

 

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

·         Случайные эксперименты.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

·         Плановые эксперименты.

К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по экспериментированию ограниченны временными рамками, не учитывается состояние детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе ее можно продлить в дополнительные часы, а если наоборот, устал опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

·         Эксперименты как ответ на детские вопросы.

К проведению таких опытов привлекаются либо тот ребенок который задал вопрос либо его товарищ. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.

Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".

Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментально...

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Организация проведения опытов и экспериментов с детьми во время новогодних каникул

5 волшебных Зимних экспериментов для детей Зимние праздники - отличное время! У родителей - длинные выходные . Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями! Я предлагаю ...

Организация проведения опытов и экспериментов с детьми во время новогодних каникул

Зимних эксперименты для детей Зимние праздники - отличное время! У родителей - длинные выходные . Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями! Я предлагаю зимние опыты, к...

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов с детьми

Карточки-схемы для детей, которые помогают сделать детям выводы о проведенных опытах и экспериментах...