Консультация для воспитателей.Семинар - практикум "Использование нейропсихологических игр и упражнений при поддержке детей с ОВЗ и для профилактики нарушений психического развития детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов ДОУ.

Слайд 1.

«Использование нейропсихологических игр и упражнений при поддержке детей с ОВЗ и для профилактики нарушений психического развития детей дошкольного возраста».

Часть 1.

Подготовила: педагог психолог Шакирьянова О.В. проведено при участии Дерипасовой О.В. и Карахановой Н.Р.

Слайд 2.

Цель: познакомить родителей воспитанников ДОУ с методами и приемами нейрокоррекции.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
  • Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
  • Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: ноутбук, экран, стол, ковровое покрытие, бланки для обратной связи.

Слайд 3.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Ход мастер – класса

Актуальность:

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам в ДОУ попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперреактивности, ЗПР, УО, ТНР, ДЦП, РДА.

У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения, понимания текста, проблемы при письме. В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Психолог:

Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

Слайд 4.

Психолог:

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга.

Головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

  1. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.
  2. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
  3.  Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.  

Коррекционные педагоги работают на основе базового алгоритма «Метода замещающего онтогенеза».

1 ФБМ

Слайд 5

Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т.е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом, в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели...

Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный. И начнем мы с 1го функционального блока – фундамент дома.

Закладывается во время беременности, родов и 1-го года жизни ребенка. Все, что происходит с мамой во время беременности (психотравмы, болезни, принимаемые лекарства), откладывает свой отпечаток на «фундамент» и это будет либо хороший устойчивый фундамент, либо в нем появятся дыры.

1 БЛОК МОЗГА ретикулярная формация ствола мозга и зоны ее основного распространения — неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей

Слайд 6.

Функции 1 блока мозга:

1) энергетизация мозга;

2) своеобразное «реле», где происходит переключение всей иннервации от мозга к телу.

3) Это центральный орган для гормонального контроля за организмом, т.к. именно здесь локализованы биохимические центры управления организмом и сосредоточенно управление всеми витальными функциями организма - дыхание, ритмическая организация и т.п.

4) состояние иммунной системы организма и связан с регуляцией базовых эмоций и аффектов.

Таким образом, 1 блок мозга участвует в:

- организации:

         - внимания,

         - памяти,

- регуляции эмоциональных и мотивационных состояний.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира ,

- аллергии в самых разнообразных проявлениях;

- повышенная частота заболеваний,

- гипо- или гипертонус;

- дети пишут «как курица лапой»,

- долго не могут научиться завязывать шнурки.

- двигательная неловкость;

- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным

– движения языком во время письма);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения;

- слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

- Часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте),

- хорошо развитое мышление.

Метафорический девиз 1 блока – «Я ХОЧУ» (витальные потребности).

Слайд 7.

И сегодня мы хотим вас познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование базовых психофизических процессов, которые в свою очередь дают толчок к формированию ВПФ.

Практическая часть.

Теперь перейдем к практической части, как я уже говорила, нейрокоррекция строится на основе онтогенеза (жизни после рождения), поэтому упражнения мы будем выполнять соответственно росту и развитию ребенка.

Практические игры для родителей и детей.

Упражнение «Яйцо»

Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

«Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.

Психолог: Как вы уже поняли, эти игры на имитацию рождения ребенка, на проживание им повторно момента рождения. Эти упражнения нужно проводить в спокойной обстановке, поддерживая детей.

Слайд 8.

И вот ребеночек делает первый вдох…

Дыхательные упражнения

Игра «Шарик»

Провести упражнение с родителями, продемонстрировать работу с детьми:

Положите одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой покажите, как вы дышите (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее плавно и медленно поднимайте, и опускайте руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет.

Весь комплекс дыхательных упражнений и других коррекционных игр и упражнений вы можете скачать у педагога-психолога.

В нашем детском саду поставить быстро и правильно помогает программное обеспечение и аппарат Биологической обратной связи (БОС). Но как вы сами сейчас убедились обучится дыханию можно самостоятельно.

1 Воспитатель: «Дыхательные упражнения» улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Воспитатели и другие педагоги могут применять этот метод с детьми, когда нужно успокоить детей после какой-либо активной деятельности, перед сном, либо наоборот, когда нужно сосредоточится и быть внимательными за занятие. Очень хорошо помогает этот метод, когда ребенок встревожен, капризен или агрессивен.

2 Воспитатель проводит дыхательное упражнение: «Погреем ручки».

Слайд

Педагог-психолог:

Массаж и самоммассаж.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело (руки) сам - так называемый механический массаж (пассивный массаж, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: педагог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, педагог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.

1 Воспитатель:

Упражнение-массаж пальчиков с су-джок.

 «Пальчики»

Этот пальчик самый большой, самый веселый и самый смешной.

Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний не первый, не последний.

Этот пальчик безымянный он не любит каши манной.

Самый маленький мизинчик, любит бегать в магазинчик.

2 Воспитатель: Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ в виде отдельного 5-ти минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Слайд 10.

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

Воспитатель 1. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда вы, помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку: они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

На экране Видео: «Качалка», «Бревнышко».

Психолог: Существуют несколько типов растяжек: лежа на спине, на животе, сидя на полу, стоя. Растяжки (игровой стрейчинг) можно применить на физкультминутках – в перерывах между занятиями в послеобеденной побудке. В часы индивидуальной работы с детьми.

 «Растяжки» нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Воспитатель 2:

Выполнение растяжки родителей вместе с детьми.

Растяжки вместе с детьми мы выполняем после дневного сна. Под красивое стихотворение: «Кисоньки»

Слайд 11.

Мышечная релаксация

Для того чтобы снять напряжение, расслабится мы сейчас отдохнем.

Все умеют танцевать,

Прыгать бегать и скакать.

Но не все пока умеют

Расслаблятся отдыхать.

Маленькие дети плохо понимают выражение «отдохни», «расслабся». Этому их тоже нужно учить. В игровой форме, через демонстрации сначала напряжения, а затем расслабление мышц (метод Джекобсона) мы учим детей расслаблять мышцы своего лица, а затем и тела. Все техники выполняются «сверху – вниз»

Воспитатель 1 проводит упражнения: «Часики», «Кулачки», «Пружинки».

Слайд 12.

Проводится релаксационное упражнение с родителями:

Звучит музыка «Шум моря», включена арома-лампа. На экране релакс-видео.

«Пляж».

Педагог-психолог: А сейчас мы предлагаем вам немного расслабится. примите удобную позу, можете закрыть глаза, слушайте музыку и мой голос:

«Представьте, что вы сидите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы находитесь. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всю целиком и запомните возникший образ (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза». Расскажите о своих ощущениях…

Воспитатель 2:  Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции (восстановление, объединение) приобретенного в ходе занятия опыта. когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы.

Дороги дети и родители, надеемся сегодня вы узнали много нового и интересного,

Если вам понравилось наша встреча, то оставите пожалуйста у нашего солнышка желтые лучики, если было что-то непонятно – тучку, если не понравилось - капельки дождя.  

Большое спасибо за внимание, до новых встреч!

Раздать памятки:

Памяка.

Как можно повысить уровень энерго блока? Ответ на этот вопрос много лет назад дал А.Р. Лурия, который говорил о 3-х источниках энергии:

1. Нашему организму необходимо усвоение веществ (метаболические процессы), которые связаны с пищеварением, дыханием и избавлением от продуктов распада.  У быстро истощаемого ребенка должна быть возможность поесть, попить вовремя, подышать свежим воздухом и ходить в туалет (если в регламент занятия в школе включены эти процессы, то это очень способствует зарядке 1-го блока у таких детей).

2.Если ребенок быстро утомляется, то хорошо использовать различные сенсорные стимулы: лазилки, батуты, активные паузы между занятиями, ползания и пр.

3.Интерес ребенка к какой-либо деятельности повышает его мотивацию и заряжает его энерго блок.

Не всегда вялость и утомляемость ребенка, подростка и взрослого связана с погрешностями в работе 1-го блока г.м. Необходимо осуществить терапевтические мероприятия и не только, с целью исключения различных патологий, перечислим некоторые из них:

-Недостаточность Железа и Ферритина вызывает импульсивность, эмоциональную реактивность, утомляемость. К сожалению при нормальном количестве Гемоглобина в крови врачи как правило не назначают анализы на данные компоненты.

- Затяжные вирусные инфекции: Например, Мононуклеоз вялотекущий и пр.

-Депрессивные состояния и многое другое...

РS: с целью стабилизации и активации энергетического потенциала организма, повышения пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов 1-го блока г.м. используются дыхательные, глазодвигательные, языкодвигательные упражнения, кинезиотерапия, которые категорически запрещены при подтвержденном на ЭЭГ эпистатусе и могут спровоцировать эпилептический приступ!

Поэтому прежде чем заняться реабилитацией необходимо посетить невролога, с целью инструментального исследования и исключить другие патологические состояния (педиатр, терапевт, психиатр).

Нейропсихолог прежде, чем подобрать инструментарий в работе, проведет диагностику и выявит сильные и слабые стороны ребенка, подростка, взрослого и опираясь на анамнез, и результаты исследования смежных специалистов, составит индивидуальную коррекционную программу.

Слайд 25.

2 ФБМ

2 блок – стены дома. На фундаменте дальше будут строится стены. На «дырявом» фундаменте они будут плыть, проседать, выпирать. 2-ой блок формируется от 1 до 7 лет. Все, чему родители и учителя учат ребенка в этом возрасте, это по сути «укрепление» стен. А если они уже деформированы? Ребенок с удовольствием делает то, что получается, и родители еще и стараются поддерживать это, развивать еще больше и тогда идет еще большая деформация.

Заключение.

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги, сегодня мы постарались кратко освятить методику коррекционной работы с детьми с ОВЗ в свете онтогенетического подхода.

Думаем, что глядя на эту радужную лесенку вам стало понятно, как нужно выстроить процесс занятий, в какой последовательности проводить те или иные упражнения и когда их вводить, что и в какой момент развивать.

Для нормального рабочего функционирования каждому ребенку и не только необходимо быть в тонусе (т.е. работа 1 ФБМ), так как при слабости энерго блока, человеку трудно деференцировать зрительные, слуховые, тактильные образы и в целом трудно осуществлять деятельность.

Для любой деятельности необходимо быть внимательным (слух, зрение, осязание, ощущения пространства и себя в этом пространстве, (объединение картинки в единое целое), т.е. работа 2-го ФБМ).Наконец для выстраивания программы действия, ее отслеживания и коррекции нам необходима работа 3-го ФБМ. Только при адекватности работы всех 3-х ФБМ можно говорить о возможной успешности деятельности.....

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Поделитесь пожалуйста своими впечатлениями на листах обратной связи.

Большое вам спасибо!

Творческих всем успехов!

Библиография.

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001.

2. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М. : В. Секачев. — 128 с. 2008

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : Изд–во «Институт практической психологии», 1996.

6. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М. : ПИТЕР. 2008.

7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.

10. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.

11. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Комплекс упражнений по профилактик нарушений осанки у детей дошкольного возраста...

Упражнения с мешочками с песком по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую вын...

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста дома с родителями. Комплекс простых упражнений

Правильная осанка — это важная составляющая общего здоровья. Заботиться о состоянии спины необходимо с детства, ведь сколиоз и другие проблемы с позвоночником начинаются у детей с младшего школь...

Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки у детей дошкольного возраста/ Консультация для родителей

Правильная осанка – залог здорового позвоночника и его нормального функционирования. Положение позвоночника в пространстве начинает формироваться с первых дней жизни ребенка. Поэтому важно не пу...