Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
методическая разработка (младшая группа)

Чижова Наталья Ивановна

В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и, несомненно, понижает защитные силы детского организма и приводит к гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Именно поэтому двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

Из определений, что такое двигательная активность и мотивация, которые вы видите на экране, мы видим, что мотивы регулируют двигательную активность. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоции формируются в игре. В современной педагогической науке принято говорить об игре как об игро-вом методе. В физическом воспитании игровой метод обеспечивает не простое копирование физических упражнений, показанных педагогом, а сотворяет в корковых проекциях собственный способ решения двигательной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_chizhova_mlad._gruppa_-_kopiya.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и, несомненно, понижает защитные силы детского организма и приводит к гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Именно поэтому двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

Из определений, что такое двигательная активность и мотивация, которые вы видите на экране, мы видим, что мотивы регулируют двигательную активность. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоции формируются в игре. В современной педагогической науке принято говорить об игре как об игро-вом методе. В физическом воспитании игровой метод обеспечивает не простое копирование физических упражнений, показанных педагогом, а сотворяет в корковых проекциях собственный способ решения двигательной задачи.

Содержание работы в образовательной области «Физическое развитие» определено нормативными документами: ФГОС ДО, ФОП ДО, где говорится о обогащении двигательного опыта детей в различных видах деятельности.  

Традиционные формы работы по развитию движений, описанные в методической литературе и отношению детей к этим занятиям не дают достаточного эффекта, т.е. все упражнения выполнялись без желаний, стараний и соответственно не имеют должного качества и успеха. Некоторые дети вообще отказывались что-либо выполнять, следовательно, такие занятия имеют низкую моторную плотность, неудовлетворяющую требованиям программы, организованность детей на низком уровне. Причиной этого является отсутствие творческого, изобретательно стимула, игровой мотивации, сюжета, проблемно-игрового замысла в занятиях. Также малое количество спортивного оборудования, не многофункциональное его использование, не достаточное отношение родителей к физическим упражнениям детей. Поэтому, для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в настоящее время необходимо найти и создать дополнительные условия для мотивации физической активности.

И поэтому цель моей разработки: создание эффективных условий мотивации физической активности дошкольников посредством игровой деятельности.                      

  Задачи вы видите на экране. Самое главное создать условия и сформировать у детей и родителей положительное отношение к двигательной деятельности доступными для данного возраста средствами.

Дл этого я составила таблицу по реализации оптимального уровня двигательной активности в процессе физического развития детей младшего дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования, что позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Фрагмент данной разработки вы видите на экране. Где в первой колонке перечисленны все 3 компонента здоровья (физическое, психическое, эмоциональное); во второй колонке – характер деятельности, в следующих – формы и методы и в каких режимных моментах применяются. (Гиперссылка)

Далее мною были определены основные направления работы. Первой задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня. В своей работе я исходила из того, что только двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

1-ое направление, утро - самый насыщенный отрезок времени для реализации  задач по оптимизации двигательной активности. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

На занятиях по физической культуре планирую взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей. Поэтому, контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Использование музыки значительно повышает мотивацию к двигательной деятельности. Она помогает лучше запоминать движения, способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избежать однообразия

Следующим  шагом стало создание благоприятной развивающей предметно – пространственной среды в группе. Где с появлением атрибутов к новой игре появлялся новый персонаж, который и знакомил детей с игровыми действиями и правилами. Поэтому дети, когда приходили в детский сад и замечали персонажа-героя, то они уже пребывали в предвкушении знакомства с чем-то новым и интересным, что помогало повысить положительный настрой на игру.

Физкультурный уголок пополнился картотекой подвижных игр с иллюстрациями, что обеспечивает повышенный интерес детей к играм, а педагогу помогает в их организации.  Например, между занятиями, детям предлагаем выбрать игру,   вспомнив при этом расположение игроков по картинке.. Картотека периодически обновляется и пополняется в соответствии с программным содержанием. Так же использую кубик «Выбери игру», где дети отгадывают по картинке в какую игру они будут играть. Кроме спортивного инвентаря обновляются шапочки для П/И, нестандартное оборудование, которое создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность «Забрось мяч»,«Солнышко» - перешагивание или перепрыгивание через лучики,

«Докати мяч до флажка». Насыщенность и яркость среды помогает сделать самостоятельную двигательную деятельность более интересной для детей.

Большую роль в двигательном режиме играет двигательная деятельность, организованная совместно с воспитателем. В этом мнен помогает  игра «Сделай так - же» (на игровом поле расположены карточки с изображением действий, при помощи стрелки дети выбирают ту или иную карточку). Физические упражнения обязательны для малышей здесь  могут помочь «Кубик - воображалка» ( На кубике изображены знакомые  животные и предметы. Дети заранее ознакомлены с персонажами, знают какой вид движения надо выполнять Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; мышка - ходьба на носках) или «Карточки –воображалки»  (Я заранее объясняет детям, что  означают карточки. После этого демонстрируется одна из карточек и дети выполняют изображенное движение). Можно играть индивидуально, в паре, группой. Так же детям нравиться игра «Веселые попрыгушки» (кладем следочки в разных направлениях и детки должны прыгнуть на них в том направлении, как они лежат. Следочки прикрепляются липучкой к паласу).

2-ое направление педагогического процесса – «Прогулка». В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей. В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, до дерева и обратно Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.

Созданию положительных мотиваций  к движениям способствуют и самостоятельные занятия детей.

Важной задачей моей работы считаю организацию сотрудничества с родителями в вопросах развития двигательной активности детей, которую осуществляю по нескольким направлениям:

  • анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». 

  • информационное просвещение родителей посредством проведения индивидуальных бесед и информационные стенды на темы («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде», «Играем дома» и т.п.) помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей.

  • Фотоотчет «Игры в кругу семьи»

Родители совместно с ребенком участвуют в акциях и делают фотоотчеты на тему:  «Выходной день дома». «Растим здоровое поколение», «Все на велосипед». Эти совместные работы родителей и детей отражают их семейный, спортивный досуг.

Таким образом, формирование у детей интереса к двигательной активности является очень важным и ответственным делом родителей и педагогов. Использование всех форм занятий физической культурой, гибкость в применении методических приемов, правильный подбор пособий, оборудования, музыки активно влияют на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения в достаточном объеме для поддержания оптимального уровня двигательной активности у растущего организма.

Для решения поставленных задач, поиска средств и методов повышения двигательной активности, я изучила методическую литературу, наглядно – дидактический материал.

С моим опытом работы можно ознакомиться на моем сайте. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Тема самообразование: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Тема самообразование:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....

« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Паспорт проекта.Тип проекта:  практико – ориентированный.Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавате...

«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья знакомит с развитием познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера...