Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка в младшей группе»
консультация (младшая группа)

Сергиенко Юлия Егоровна

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx146.77 КБ

Предварительный просмотр:

                  Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка в младшей группе»

       Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском
В сказках бережно хранится.
Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Э. Асадов.

 

 Как много воспоминаний из детства хороших и добрых, связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям, плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки, развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т. д.». Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей, этапом, который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду неделя мая посвящена театрализованной деятельности, так как она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры. Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело, поставленные вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью совершенствуется звуковая культура речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей. Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации. Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо. Сказка, представляя собой своеобразный ужастик, призвана насторожить малыша, заложить на основе базового доверия к миру еще и здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам. Воспринимая сказку, ребенок начинает осознавать, что внешняя привлекательность, ласковые слова другого не могут быть ширмой, прячущей «гнилую» душу. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т. п. Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослые, является «истиной в последней инстанции». Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности. Детские сказки, их роль в воспитании. Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка: «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь!». Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их роль в воспитании? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»

Консультация для родителей« Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Сам...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка в младшей группе»

laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть».Сказка...

Консультация для родителей « Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Консультация для родителей  «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка в младшей группе»

Цель: Помочь родителям понять ценность сказки,ее особую роль в воспитании детей.Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам.Задачи:  - дат...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка в младшей группе»

Как много воспоминаний из детства хороших и добрых, связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на н...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка в младшей группе»

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни....